НА ФОРУМАХ
86
1
182
1
156
1

Дмитрий Ромашевский: о духовности, искусстве, и чувстве долга ….

Дмитрий Ромашевский: о духовности, искусстве, и чувстве долга ….

С Дмитрием Ромашевским, генеральным директором фабрики «Ромашевский» мы встретились на выставке « Удивительная Россия» в Гостином дворе. Его фабрика еще только выходит на широкий российский рынок, хотя ей скоро уже исполнится 40 лет. В своем родном Симферополе, в Крыму, Дмитрий и его фабрика хорошо известны. Это семейный бизнес, созданный его отцом.

Широкий ассортимент продукции собственного производства. с использованием технологий гальванопластики, золочения, серебрения и эмали, включает копии работ великих мастеров прошлых столетий - иконы, вазы, кубки, зеркала, бокалы и предметы интерьера. Поражает качество и красота проработки деталей. О том, как удалось создать такое уникальное производство мы попросили рассказать Дмитрия Валерьевича.

- Дмитрий Валерьевич, а с чего начинал Ваш отец?

Отец по образованию физик, работал на оборонном заводе «Фиолент». В то время там трудились все светлые умы нашего города. Был там и цех гальванопластики. Во времена Советского Союза эта технология была доведена до совершенства. В конце 80-х годов все стало потихоньку останавливаться . Вот тогда ценные кадры были вынуждены искать другое себе применение. А у отца были и знания, и умения, и друзья.

Советский Союз научил людей искать неожиданные решения встающих перед ними задач. Вот он и создал производство, вначале – в подвальном помещении с ужасными условиями, которое по иронии судьбы, находилось в здании, которое до советской власти принадлежало нашему роду..  

Что же за наследие Вам досталось?

За многие годы работы отцом была накоплена огромная база моделей различных объемных изображений. Это не только оклады икон, но и множество элементов, барельефов, накладок, старинных часов, кубков, ваз и просто декоративных изделий. Он оставлял себе формы всего, что имело художественную ценность. Общее количество форм не поддается подсчету.

Сейчас я пытаюсь сохранить это наследие . Многие изделия были восстановлены из кусочков, над ними трудились граверы, дорабатывали и совершенствовали их. Есть высокохудожественные работы высокой точности, смотря на которые вообще непонятно как их сделал человек.

К примеру, у нас есть икона «Спас Нерукотворный», которая когда-то была продана одним помещиком другому за две деревни….вместе с людьми, конечно. Или «Несение креста» - икона с трагической судьбой, спасенная нами. История ее такова: в эпоху уничтожения храмов, центральную серебряную часть иконостаса большевики делили поровну, на части. Мы знаем, что их было четверо. Потому, что нам удалось приобрести три фрагмента. Несколько лет длилась работа по восстановлению недостающего куска и лечению шрамов на окладе. Теперь же ничто не напоминает о том, что пережил этот образ.

Впоследствии, отца благословил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь на создание работ и он решил организовать в Симферополе производство. Затем начался поиск новых технологий для создания копий художественных произведений, не уступающих оригиналам, а порой и превосходящих их.

Также у нас немало предметов интерьера эпохи царской России : стаканчики для карандашей, визитницы , будуарные зеркала, подносы, кубки, вазы, гравюры городской тематики, авторские барельефы видов Крыма.

У каждой работы своя судьба и огромный труд ее создателя. Моя же миссия – согласовать все этапы процесса так, чтобы результат был приближен к совершенству. Мой девиз - «Совершенство в деталях» , ведь технология это позволяет!

Мы могли бы делать барельефные картины для других городов: изображения предприятий, гербы, эмблемы.

Мы можем цельно создавать сверхсложные барельефы любой степени сложности размером в квадратный метр! Технология гальванопластики позволяет достичь невероятной детализации образов. Суть ее в переносе металла в растворе, при этом изделие возникает из атомов меди, затем никеля, затем серебра и лишь потом золота. Отсутствие примесей и вообще каких либо дефектов гарантировано.

В основе наших работ - ручной труд более двадцати мастеров разных направлений, с огромным опытом работы в данной сфере, благодаря которому каждое наше изделие является уникальным и индивидуальным в своём роде. Наши работы практически вечны.

IMG_1798.jpg

Дмитрий, а Ваш отец был верующим человеком?

- Он не любил говорить на эту тему, но по сути, по своему образу жизни, он был похож на аскета, религиозного человека - ничего не желал для себя. Со стороны, наблюдая за ним, можно было понять, что он вел жизнь праведника. Он был щедрым человеком и многим помогал безвозмездно. Часто его обманывали, но он не менял своего доброго отношения к людям, скорбел в душе, но не озлобился. Я до сих пор не дорос до него.

Служители церкви всегда с ним общались с особым уважением и обращались к нему , чтобы восстановить самые почитаемые и ценные работы. Таким образом он получил доступ к объектам культурного наследия, хранящимся в храмовых комплексах. Отец никому не отказывал, а потом с разрешения служителей церкви, оставлял у себя полученные формы.

IMG_8464.jpg

Сейчас активно развивается внутренний туризм. Ваши изделия могли бы украсить гостиницы, охотничьи домики, базы отдыха, общественные здания….

- Тема барельефов незаслуженно забыта. А ведь она могла бы быть востребована и в городской инфраструктуре. Есть возможность делать барельефы большого размера с идеальной, высокохудожественной, детальной проработкой. На выставке мне удалось пообщаться с военным атташе Индонезии, который запланировал сделать у нас заказ для своего ведомства. Мне бы хотелось найти заказчиков среди наших государственных чиновников, людей, понимающих и ценящих красоту; найти партнеров, чтобы дать жизнь новым проектам. Мы можем многое, готовы создавать новые шедевры.

IMG_8457.jpg

А кто пишет лики святых на ваших иконах?

- У нас есть живописец, ему уже за 70 лет. Дай бог ему здоровья! У него действительно светлая рука. Живопись как дополнительное направление внесена в наше производство мною, относительно недавно. До того, как я принял руководство компанией, при отце, использовалась только фотопечать. При таких красивых окладах и рамах я посчитал необходимым сделать этот шаг, чтобы икона была максимально художественно исполнена. Бытует мнение, что только рука человека способна передать истинно духовное содержание. И это действительно так.

IMG_8458.jpg

Как выглядит в целом производственный процесс? Схематично обрисуйте, пожалуйста.

- Изначально создается обратная форма, допустим, оклада. Она может быть выполнена в резине или в воске. Потом наносится токопроводящий слой из графита с примесью серебра, а кисточкой смахивается все лишнее. Распределяются электроды, и форма загружается в гальваническую ванну с раствором медного купороса, подключаются электроды, и в течение нескольких дней, а, может быть, и недель осаждается токопроводящий слой, образуя необходимую нам новую форму. Затем ее обрезают, полируют долго и аккуратно, чтобы, с одной стороны, не нарушить художественную ценность и детализацию, а, с другой - придать необходимый блеск. А далее следует обязательный этап никелирования, так было заведено еще во время существования советских гостов. Это нужно, чтобы качественно и долговечно положить следующим слоем серебро. Изолируются специальным лаком те места, которые должны остаться в серебре, а другие поверхности подвергаются золочению. Следом на изделие наносится художественная патина. Финальный этап – это художественная доработка и столярные работы при сборке изделия.

IMG_8460.jpg

Как Вы видите развитие Вашего бизнеса? На что Вы сейчас нацелены в большей степени? Иконы, барельефы, картины?

- Мне сложно говорить об этом. Я ориентируюсь на порыв в сердце человека. Я понимаю, что все упирается, в конечном счете, в покупательскую способность. Поэтому я стараюсь создать художественные работы, которые может себе позволить приобрести любой человек, чьему сердцу они будут близки. И поэтому мои покупатели - это люди, случайно увидевшие эти работы и понявшие, что это им близко. Порой, это храмы и монастыри, которые зачастую дарят друг другу мои изделия, что мне очень приятно. Вот поэтому я стараюсь, чтобы работы получались максимально открытыми, эмоциональными и соответствовали образам православной веры. И, я надеюсь, что мой клиент найдет меня сам.

20230207_124939 (1)-min.jpg

А старший сын Вам уже помогает?

Алексей подключился не сразу. Он с двумя высшими образованиями – юридическими и экономическим. Как ни странно, он тоже умеет работать руками и делает это хорошо. Представленные на выставке кубки и вазы именно он полировал. Он очень способный парень.

Вначале он занимал очень серьезный пост на государственной службе, в федеральной судебной системе. К сегодняшнему дню он мог бы уже возглавить отдел, но он решил мне помочь.

Алексей меня искренне удивил… вначале тем, что пришел мне помогать с производством, а потом и способностью управлять людьми. Совсем недавно, оказалось, что и в выставочной деятельности готов помогать. Мне это дорого. О преемственности мечтают многие отцы, но не все это получают. Дети – это инвестиции, хотя и рискованные. Мне не просто повезло - я сумел воспитать сына правильно.

С тех пор, как нас в деле оказалось двое, мы поняли, что по-другому его и не вытянуть. Один бы я не справился. Я помню, как тяжело было отцу одному, он так и не смог выйти на пенсию. Когда сын встал рядом со мной, у меня появился еще один стимул – я не могу перед ним ударить в грязь лицом.

Вот еще несколько месяцев назад мы даже не думали об участии в выставке. Я совершенно не медийная личность, скромный человек, но так нужно было. Все-таки у нас есть осознание того, что выбранный путь требует идти по нему с гордо поднятой головой, нигде не уронить ни себя, ни доставшееся нам наследие. К большому моему удивлению , у нас это получается.

20230203_143638 (1).jpg

А жена Вас поддерживает?

Во всем, куда бы я ни пошел, за что бы я не взялся, всегда. Это мой крепкий тыл, она всегда встречает меня с улыбкой. И я соблюдаю тоже чистоту помыслов, отношений человеческих, в дом возвращаюсь всегда с радостью. Я могу целый час сидеть в машине, прежде чем зайти в дом, обдумывая мирские проблемы. Но заходя в дом, я всегда нахожусь хорошем расположении духа.

Ольга позволяет мне не думать о некоторых вещах, делах, которые бы отвлекали меня от бизнеса. Она очень светлый человек. Это моя эмоциональная гавань, и без нее я как без батарейки. Младшие дети – 14-летний Виктор и 12-летний Владимир. Еще есть сын Ольги от первого брака- Тимофей. Специально детей я не вовлекаю в свое дело, жду, когда у них самих возникнет желание быть с отцом рядом, не хочу оттолкнуть их принуждением.  

IMG_8461.jpg

IMG_8468.jpg

Вы так интересно рассказываете о своем деле, что забываешь о его бизнес-составляющей.

- Все-таки это не про деньги сейчас. Я верю, что они придут, если я не буду о них думать. Вот даже выставочный процесс для нас не рентабелен. Удалось продать только одну из наших работ, были еще маленькие работы, которые получилось реализовать. Но меня ни в коей мере это не огорчает. Это начало, это бесценный опыт. Есть возможность увидеть глаза людей, увидеть их ощущения. До того, как ушел отец, я смог материально решить свои вопросы, организовал пассивный доход. Поэтому сейчас я не думаю о цифрах, не ради этого занимаюсь делом.

IMG_8462.jpg

Кроме икон что еще душу греет? Какие изделия Вам ближе?

- Душу греет возможность прикоснуться к шедеврам мирового искусства и сделать это искусство доступным для всех людей. Например, у меня есть кубки, оригиналы которых бесценны. Нам разрешили сделать копии. Я же делаю копии, довожу их до совершенства и позволяю любому иметь их в своем собственном доме.

Говоря о приоритетах, честно признаюсь, наслаждаюсь живописью, которая рождается под рукой мастера. Обретена целостность, завершен путь формирования образа изделий. Вот экспериментирую с рамами в белом цвете. Мне нравится, что я могу угадать, открыть и предложить что-то новое. Не так просто прийти к иконе. Я делаю этот путь легче, провожу человека по нему даже, если он не собирался. Сегодня человек настолько искушен в создании интерьеров, что традиционное исполнение образов может быть для него неуместным. Я адаптирую великое наследие православия к современным стилистическим решениям настолько, насколько это возможно в рамках православных канонов.

20230203_143708-min.jpg

Хотела задать вопрос – насколько Вы просчитали конъюнктуру рынка, на что нужно переориентироваться, чтобы это покупалось? Но Ваша история о другом. Вы о душе говорите больше, не о деньгах.

- Я не маркетолог, мне очень тяжело заниматься продажей. Здесь надежда на сына. Мне всего лишь 40 лет , а я успел вырастить детей, построить дом и не одно дерево посадить. А после я задумался, зачем и что дальше. И я понял, что если есть такая возможность, что-то сделать, внести свой вклад, то я ею обязательно воспользуюсь.

У Вернадского есть суждение о ноосфере, о некой психоэмоциональной общности людей и природы. Если я смогу цветовую гамму этой общности немного улучшить, то это будет мой величайший вклад.

От одного взгляда на икону человек может пойти другим путем, не сотворить что-то плохое, противозаконное, а наоборот сделать что-то хорошее, простить, отпустить, сбросить с себя тот балласт, которым нас ежедневно награждают социум. Так вышло, мы же живем не в тех условиях, для которых мы созданы. Красота - это лекарство.

IMG_1796 (1).jpg

Вы приехали на такую масштабную выставку… Нашли каких-то партнеров, может быть, друзей, единомышленников? Как вы собираетесь расширять свой бизнес?   

- Я слишком мало еще знаю о выставочных проектах. Мой принцип – не иметь каких-либо ожиданий, дабы не разочароваться впоследствии. Мне важно слово людей, излагающих свое мнение. Это путь образования для меня. Особенно интересно мне было бы мнение представителей духовенства. В Крыму такое общение получилось, в Москве пока нет. Есть надежда, что о нас узнают и в северных городах.

20230203_113853.jpg

Вот такой разговор получился с Дмитрием Ромашевским - предпринимателем из Крыма, ответственным, духовным человеком, любящим свою семью, искусство и людей! Удачи ему и успехов!      



Здоровый свет