НА ФОРУМАХ
46
38
2
28

Галина Польшакова: «В живописи отражается поэзия жизни»

Галина Польшакова: «В живописи отражается поэзия жизни»

Сегодня Галину Польшакову знают как художника, который пишет пейзажи, цветы и портреты, занимается миниатюрной живописью на камне, создает замечательные творения из дерева в технике «маркетри». Но так было не всегда. Несмотря на интерес к творчеству, который сопровождает ее всю жизнь, большая часть карьеры Галины оказалась связана с бизнесом, созданием и дистрибьюцией женской одежды и даже журналистикой. Но ей всегда хватало смелости и азарта начать с нуля – и выиграть, добиться успеха.

- Галина Дмитриевна, с чего начался Ваш интерес к творчеству?

- Я еще маленькой девочкой любила что-то мастерить - делала композиции из соломки, создавала картины кошек и животных из хлопка и тополиного пуха пинцетом на черной бархатной бумаге, выжигала по дереву, вырезала различные предметы из дерева. Помню, среди них был мишка, который двигался и стучал молоточком о пенек, было и «Дерево пороков», на ветки которого я нанизывала головы с разными выражениями лиц. Кстати, интерес к психологии, к проявлениям человеческих эмоций у меня тоже возник уже в раннем детстве. 

- Родители поощряли ваши увлечения?

- Да, они радовались за меня. В детстве я много времени проводила с бабушкой Глафирой. Она занималась моим воспитанием, поскольку родители работали. Моя бабушка была рукодельница – прекрасно шила и вязала и многому меня научила. Мы вместе вязали крючком «сахарные» вазочки из белых ниток, шили наряды для куколок. Раньше в каждом доме был зубной порошок в круглых коробочках. Мы прикрепляли к такой коробке куколку, из присборенных кружевных атласных лент шили ей вечернее платьице– получалось очень симпатично. Это уже была не просто коробка, а нарядная шкатулка.

PhotoRoom_20201020_111442.jpg В мастерской_Панно из дерева Фантазии в технике маркетри.jpg

Позже я стала заниматься в детской художественной студии во Дворце пионеров на Ленинских горах, пробовала свои силы в написании цветов и натюрмортов.

Когда подросла, родители по моей просьбе покупали мне ткани, и я без выкроек, на глаз, пыталась шить себе наряды, правда, многое оказывалось испорченным. Но родители с пониманием к этому относились и всегда восхищались моими творениями.

- Это детское увлечение и определило выбор профессии?

- Думаю, сыграло ключевую роль в моем дальнейшем выборе профессии. Мне еще нравилась биология. В детстве я очень любила природу, животных, подолгу наблюдала за жизнью муравьев, растениями, выводила бабочек из гусениц. Подумывала поступать на биофак. Но было и большое желание заняться моделированием одежды. И оно победило. Я отнесла документы в Институт легкой промышленности на факультет «Моделирование и конструирование швейных изделий». Самым первым был экзамен по рисунку карандашом. Было дано задание написать натюрморт из геометрических фигур и обнаженную фигуру «Давида» Микеланджело. Перед поступлением я рисовала днями и ночами - и успешно его сдала.

Выставка Талант России_в Гостином дворе _апрель _2019.jpg Выставка-продажа в салоне Наследие на Красной площади.jpg

После окончания института стала работать в экспериментальном цехе Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком мосту. Дело в том, что распределение после окончания института происходило по результатам учебы. Выпускники с высокими баллами могли выбирать из списка вакансий первыми лучшие позиции. То, что попала именно туда, я считаю своей большой удачей. В Доме моделей в 80-е годы создавалась мода для всей нашей страны. Иногда мы ездили в командировки в другие регионы, консультировали коллег из республиканских домов моделей, помогали в создании лекал для новых модных силуэтов. Одно дело – художник создаст эскиз, и совсем другое – воплотить его идеи в реальность. Для того чтобы выполненный по эскизу костюм хорошо сидел, требуются знания, опыт и практика.

В Доме моделей одевались многие руководители, это считалось престижным. Вместе с дизайнерами, с Тамарой Файдель, Тамарой Макеевой я участвовала в создании нарядов для многих известных людей, в том числе – для Раисы Горбачевой.

С Тамарой Файдель я нередко работала над вечерними туалетами. Помню, когда создавали наряды из капрона, я кроила их не ножницами, а паяльником – чтобы швы не требовали дополнительной обработки, а сразу «запечатывались». Часть вечерних платьев, созданных Тамарой Файдель, и сегодня хранится в Пушкинском музее. Это настоящие произведения искусства. И мне приятно, что я тоже имею отношения к этим произведениям.

Как-то нас с Тамарой Файдель пригласили в театр Маяковского. Мы вместе разработали и изготовили костюмы для женских ролей к спектаклю Андрея Гончарова «Виктория», где в главных ролях были чудесные актрисы - Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Алла Балтер. Это был очень интересный творческий опыт работы в театре и большая ответственность. Мы понимали, что все должно быть сделано идеально. Права на ошибку у нас не было - испортить выбранную ткань невозможно, поскольку заменить ее будет нечем. Но мы справились! Все это происходило параллельно с основной работой.

В Доме моделей я проработала пять лет. Затем перешла в Общесоюзный журнал мод, который располагался там же, на Кузнецком мосту.

- Но издательская деятельность, даже связанная с модой – это совершенно другая сфера, не жалко было бросать привычную среду?

- Мне захотелось что-то поменять в своей жизни, узнать и попробовать себя в другом виде деятельности. Наш «Журнал Мод» и «Бурда Моден» были чрезвычайно популярны, пользовались высоким спросом у читателей. Люди охотились за нашими выкройками, статьи журнала прочитывались, что называется, «от корки до корки». А потом мы с единомышленниками решили создать свой журнал - «Русский стиль». И это тоже было очень увлекательно. Средств было не так много, но азарта хватало – мы сами создавали модные лекала, писали статьи, устраивали фотосессии. Я тогда даже свою дочку Анечку снимала в качестве модели.

Я с мжем Владимиром.jpg Выставка в библиотеке_январь 2018.jpg

А потом в моей жизни случился очередной поворот. Мой муж Владимир–ученый, занимающийся структурной биологией, сейчас работает и преподает в МГУ, профессор – в начале 1990-х получил грант на исследовательскую работу в Лондоне, и мы на два года переехали туда. Муж работал в институте. Но мне тоже очень хотелось чем-то заниматься.  И я нашла себе подработку. Хозяин химчистки организовал уголок, где можно было переделать одежду, подогнать ее по фигуре, внести какие-то изменения. Видимо, я неплохо с этим справлялась, ко мне приходило все больше людей. Владелец даже нанял еще одного человека мне в помощь, чтобы он делал мелкую работу. Я стала неплохо зарабатывать. Не могу сказать, что это было увлекательное занятие, но оно дало мне большой опыт и позволило свободно общаться на английском. До этого язык у меня был в полупассивном состоянии, хотя я окончила английскую спецшколу и изучала его в институте. И все же живое общение дает неизмеримо больше.

- А ощущение самореализации было?

- В том-то и дело, что не было. Мужу предлагали продлить контракт в Лондоне еще на несколько лет. Наверное, можно было и вообще остаться там жить. Но мы решили уехать. Когда вернулись в Москву, подруга пригласила меня на работу в Торговый Дом «Холдинг Центр». Я пришла на собеседование к владельцу компании. Поскольку у меня не было опыта работы в торговле, он предложил мне начать с должности продавца в бутике отеля «Балчуг Кемпински». Не могу сказать, что меня обрадовало это предложение. Но я преодолела внутреннее сопротивление и согласилась. Здесь пригодился и мой опыт, и знание языка - обороты магазина постоянно увеличивались, бутик обеспечивал самый высокий доход в своем секторе. Очень быстро мне предложили должность менеджера в магазине, а затем и должность руководителя в сегменте дорогой люксовой женской одежды в сети магазинов «Холдинг-Центра». Мне предстояло заниматься развитием этого направления, закупками одежды и аксессуаров, распределением бюджета, формированием ассортимента магазинов Торгового Дома. Среди других брендов я закупала и продукцию немецкой марки «Эскада спорт». В Германии много общалась с менеджером, который отвечал за развитие российского региона. И в какой-то момент этот менеджер перешел на немецкий рынок, а меня рекомендовал руководству в качестве менеджера российского рынка. Мне надо было собрать положительные отзывы со всех предыдущих мест работы – это было условием перехода на новую должность. К счастью, проблем не возникло – все руководители компаний дали мне хорошие рекомендации.

Три первых месяца в «Эскаде» я обучалась в Германии. На занятиях по мерчандайзингу нас учили как оформлять витрины, чтобы они привлекали внимание, как представлять одежду в соответствии с правилами и концепцией, принятой в компании «Эскада». Это действительно важно - уметь грамотно и красиво представить изделия, с учетом их сочетаемости, цветовой гаммы, во всем есть определенная логика и свои законы. Спустя три месяца я вернулась в Москву.

Начинать пришлось «с нуля». Но мы быстро развивались. В городах страны открывались новые магазины «Эскады», команда разрасталась. Я вышла с предложением создать в России официальное представительство «Эскада». И спустя какое-то время оно появилось., активно работали с прессой, устраивали показы, у представительства появилась своя пиар служба.  Это была очень интересная, творческая работа. Я часто бывала в командировках – мы с мужем как-то посчитали, что я проводила в разъездах по полгода.

- Сколько лет вы отдали «Эскаде»?

- Больше 10 лет. Потом пришло новое руководство, политика дистрибьюции поменялась. Новый владелец, чтобы избавиться от каких-то активов, запустил процедуру банкротства, что плохо сказалось на российских фирменных магазинах. И я приняла решение уйти. Организовала свой интернет-магазин по продаже детской одежды – «Кид-за-за». Тогда интернет-торговля еще не была так развита, как сейчас. Подобных магазинов было немного. Мне хотелось сделать все основательно, прозрачно и удобно. Я даже засела за изучение программы 1С. Сняла помещение. Но в результате вместо творческой работы мне пришлось работать с бухгалтерией, с отчетами. Все это было мне не очень интересно, и я продала этот магазин оптовику.

Какое-то время была Заместителем Генерального директора по закупкам и развитию сети магазинов МоДаМо, год проработала у дизайнера Алены Ахмадуллиной. И, наконец, ушла в свободное плавание.

967568C4-E07E-43B6-BA3A-9A580E318FEB.jpg IMG_1139.jpg

- Как получилось, что Вы вернулись к творчеству, интерес к которому у Вас проснулся еще в детстве?

- Как-то дочка подарила мне абонемент на мастер-класс живописи. Я пришла в студию – и не заметила, как пролетело время. Думала - Боже мой, как же это чудесно. И с этого момента начала заниматься живописью всерьез. Поступила в МГАХИ им. В.И. Сурикова. А в 2016 году прошла обучение в школе живописи Вероники Калачевой по программе «Вода, отражения и пейзажи акварелью», участвовала в мастер-классе по акварели с Бланкой Альварес из Испании и в мастер-классе Юлии Барминовой «Море и Яхты».

В 2015 году я увлеклась техникой резьбы по дереву - маркетри, участвовала в VI выставке художественной резьбы по дереву «Вторая жизнь дерева» и даже получила Почетную грамоту – «за высокий художественный уровень представленных работ», в 2021 году- участвовала в Выставке «Поэма о дереве», где также получила Благодарственное письмо.

IMG_7315.jpg C08E8D8E-ADAB-4547-9F35-D58ADBA4EB71.jpg

Все время открывала для себя новые возможности в творчестве – и это было восхитительно! Решила попробовать себя и в масляной живописи… И меня затянуло!  Начала изучать приемы масляной живописи в школе «Аля Прима» с копий картин старых мастеров в технике многослойной лессировки: натюрморты голландских и фламандских живописцев 15-16 веков, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, портрет маленькой Амалиции фрагмент из картины Карла Брюллова «Всадница». Потом появились и самостоятельные работы, с моими сюжетами, портреты дочки Анечки, внучек: Алисы и Дианы. Из Фороса привезла серию картин о море. Одну из них - «Морская ширь полна движенья…» - я представила на конкурс «Российская Неделя Искусств – Art Week», который проходил в 2017 году, ее напечатали в каталоге «Новые лица в искусстве». Мне было очень приятно такое признание.

IMG_7300.jpg IMG_8183.jpg

В 2020 году мои работы по лаковой миниатюре на камнях были опубликованы в каталоге «Зимняя рапсодия», и я получила Диплом за участие в Музейно-выставочном центре «Тушино».

Сейчас меня нередко спрашивают – почему ты с самого начала не занялась живописью? Но человеческая жизнь длинная – да, я несколько десятков лет занималась бизнесом, одеждой. И мне нравилось, меня увлекало то, что я делала. А теперь у меня новый период, и я наслаждаюсь возможностью проявить себя в творчестве, в искусстве. У меня как будто выросли крылья.

Априка Италия_январь 2020.jpg Патагония янв 2019_а.jpg

Я считаю, что в живописи отражается поэзия жизни, мечты. Путешествуешь ли ты, играешь ли с детьми, чему-то удивляешься, радуешься – все происходящее с тобой, все переживаемые чувства можно отразить на полотне. Мне многие говорят, что мои картины несут позитивные эмоции, что в них есть особый радостный свет. Наверное, это действительно моя особенность - я позитивный человек, не запоминаю плохого. Но могу долго помнить чью-то улыбку, радостный взгляд, жесты, события, связанные с хорошими переживаниями. К тому же каждый живописец сам выбирает цветовую палитру, вкладывает свою энергетику, передает свой взгляд на мир.

В мире столько красоты. Хочется отразить хотя бы часть ее в своих работах! Мне нравилось и нравится все, что связано с творчеством, креативным созиданием, и я теперь точно знаю, что искусство – действительно мой путь!

Пленер в Одессе _июнь 2019.jpg Пленер в Форосе_май 2018.jpg

- Кто из художников вызывает у Вас особые чувства?

- Всю жизнь меня вдохновляли импрессионисты, в первую очередь - Ренуар, Клод Моне. Мне очень импонирует эмоциональная живописная составляющая. Замечательный «живописец снега» - американский художник Вальтер Лонт Палмер. В его картинах необыкновенный контраст цвета, они выглядят фантастическими. Чудесно пишет свет испанский живописец Винсент Ромео Редондо. Можно любоваться его картинами бесконечно. Нравятся тайские живописцы, в первую очередь - Слава Фокк. Его стилизованные женские лица, цветы или птицы восхищают. Люблю рассматривать рисунки тайского акварелиста Кипонг Максин. О живописи можно говорить бесконечно.

- Как у Вас возникает идея картины, ее сюжет?

- Моменты счастья хочется остановить, запомнить, запечатлеть. И когда накапливаются эмоции – появляется желание выплеснуть их, написать картину. В зрелом возрасте человек уже умеет наслаждаться, созерцать, осмысливать. Он внимательнее относится к происходящим переменам, больше ценит красоту, которая перед ним открывается. Цвет моря, оттенки неба, состояние природы, солнечные блики – все приобретает большое значение.

Если берешься за портрет – тебе важно состояние человека, которого ты пишешь, его ощущения. Вот, к примеру, портрет моей внучки Дианочки с бабочкой. Самое ценное здесь - как она смотрит на эту бабочку, важно ее восприятие, переживание, восхищение перед маленьким чудом. Но накладывается и память о собственном детстве, собственных переживаниях – все это художник тоже переносит на картины.

Мои дети и внуччки в Дисней Ленде _сент 2019.jpg

- Что, кроме творчества, доставляет Вам радость в жизни, делает Вас счастливой?

- Семья – мой муж, дочка и внуки. Раньше я была все время занята, постоянно в разъездах. У меня оставалось не так много времени на дом, на то, чтобы порадовать близких, провести с ними отпуск или выходные. А сейчас мне доставляет удовольствие порадовать их чем-то, например: приготовить им что-то вкусное.

Патагония 2019_в.jpg

Очень люблю путешествовать, открывать для себя новые места. Недавно мы были с мужем в Патагонии – меня просто потрясли фантастические ультрафиолетовые льдины, которые мы там увидели. Незабываемые впечатления остались от поездки на Камчатку - черная лава вулканов, сопки, озера. Это было прекрасно. На Мальдивах удивлением для меня стал искрящийся ночью планктон. Мы с мужем даже набирали его в ладони и бежали в номер - рассматривать, что же там светится.

- Вы несколько раз меняли сферу деятельности. Были ли эти решения легкими для Вас?

— Это всегда непросто - уходить из стабильного, привычного места в никуда. Ты покидаешь зону комфорта и каждый раз начинаешь с нуля. Но именно в эти моменты можно изменить свою судьбу и чего-то достичь. Конечно, нужны смелость, решимость и желание меняться, создавать новое. Многие художники, живописцы создавали свои лучшие произведения именно в переломные моменты, в моменты выхода из зоны комфорта, когда брались за что-то новое, неизведанное. За то, что до них никто сделать не пробовал.

Мне очень нравится выражение «Дорогу осилит идущий». Человек, готовый идти вперед, несмотря на трудности, ставящий перед собой цели, умеющий мечтать, всегда вызывает уважение. Мне вообще кажется, что мы живы, пока живы наши мечты. А у меня их немало…

http://www.artsalongala.ru

Ольга Ирзун, Ирина Овечкина



Здоровый свет