НА ФОРУМАХ
61
97
100
1

Арина Шарапова: «Телевидение стало моей жизнью и моей большой любовью»

Арина Шарапова: «Телевидение стало моей жизнью и моей большой любовью»

Ее улыбка знакома всей стране. От Арины Шараповой мы узнавали обо всем, что происходит в стране, настраивались по утрам на рабочий день, учились разбираться в перипетиях моды. Сегодня Арина Аяновна не только ведет программу «Десять фотографий» на телеканале «Звезда», но и реализует образовательные проекты в собственной школе АНО «Артмедиаобразование», занимается общественной деятельностью. И даже пишет книги. Как удается совмещать все это и находить время на семью, близких и друзей? Телеведущая говорит, что секрет – в правильном планировании собственной жизни.

Арина Аяновна Шарапова окончила философский факультет МГУ, переводческий факультет Московского института иностранных языков имени Мориса Тореза. Кандидат социологических наук. Ведущая телепрограмм на разных каналах, в том числе - «Вести», «Ток-шоу «Арина», «Место встречи с Ариной Шараповой», «Модный приговор» и «Доброе утро» на Первом канале. Президент и руководитель АНО «Артмедиаобразование» - Школа Арины Шараповой», руководитель редакционной коллегии портала «Добрые знания». Член Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Общественный деятель, преподаватель. Награждена Орденом Дружбы (2006).

- Фирменная «шараповская улыбка» стала практически Вашим брендом. Вы как-то сказали, что умеете чувствовать себя счастливой в любых ситуациях. Вас научила этому профессия или это свойство характера?

- У нас у всех было совсем не безоблачное детство, при этом мы зачитывались книжками про партизан и пионеров-героев. Эти книги научили меня относиться к жизни чуть-чуть иначе. Я видела в этих историях зерно позитива, любви к жизни. Мне кажется, что умение ценить жизнь, людей, которые рядом с тобой, ценить опыт, который ты приобретаешь, находить поводы для радости – в этом и есть смысл. Уныние не зря считается одним из смертных грехов. Мне, как человеку верующему, это очень понятно и близко. Конечно, вряд ли можно чувствовать себя счастливой, когда умирают родители или во время войны. Но вот я вспоминаю свою бабушку и ее современников – людей, переживших войну. Они даже в тяжелейшие периоды жизни страны умудрялись не унывать, находить поводы для радости. Бабушка научила меня тому, что мудрый человек может себе позволить быть солнечным. Я тоже стараюсь, и в основном у меня получается. Да и публичная профессия обязывает выглядеть счастливой. На мой взгляд, работа на телевидении молодит людей, не дает им расслабляться, потому что ответственность перед всей страной заставляет держаться тонусе, быть в форме - в любое время дня и в любое время года.

- У Вас такое удивительное отчество – Аяновна. Откуда у Вашего папы такое редкое имя? У Вас есть какие-то азиатские корни?

- Нет, родители моего папы – русские, жили на Арбате. Просто в молодости они поехали строить социализм на Дальний Восток, в поселок Аян Аяно-Майского района Хабаровского края. Дед мой был филологом, профессором, доктором наук. На Дальнем Востоке он собирал материал для тунгусского словаря. Этот словарь, кстати, и сейчас можно взять в Ленинской библиотеке. А Аян на тюркском означает «красивый». Я давно мечтаю доехать в этот поселок. Правда, добраться туда не так просто. Но, может быть, следующим летом рвану. Мне говорили, что в Аянском доме культуры, который строил мой дед, и сейчас висит его портрет. И это очень приятно. Бабушка с дедом потом вернулись обратно в Москву. Но когда родился сын, то сомнений в том, как его назвать, не было. Так мой папа получил такое редкое имя, а я – отчество.

FVS_0521.jpg

- Арина Аяновна, у Вас было много проектов на разных каналах. Какая программа была Вам особенно дорога?

- Трудно сказать - где лучше, где хуже. Мне везде было интересно работать. И все же для меня номер один - информационное вещание. Это им сформирован мой политический мир. Я вообще считаю себя, если так можно сказать, социальным политиком. Но и проект, где я сейчас работаю, мне безумно интересен - программа «Десять фотографий» на телеканале «Звезда». Мне очень комфортно в этом проекте, это настоящая журналистика. Встречи с людьми, интервью – все это крайне увлекательно. Идея этой программы принадлежит Алексею Пиманову.

 Для каждого героя мы подбираем десять фотографий, с которыми связаны определенные события в его жизни. Гость программы не знает, что именно он увидит. Сколько эмоций вызывают эти фотографии – и удивление, и слезы, и радость.

_марчелли_11 школа.jpg

- Созданная Вами Школа Арины Шараповой изначально была настроена на развитие и образование детей. Но спустя пять лет к этому добавились социальные проекты – программы для онкобольных, особенных детей, работа с пожилыми людьми. Расскажите, как возникли эти проекты и как Вы планируете строить работу АНО «Артмедиаобразования» дальше?

- Изначально я создавала эту школу с мыслями о внуках, даже можно сказать – для них. Этот проект начался благодаря их появлению в моей жизни. Хотя это скорее не просто моя личная, а семейная история. Моя бабушка – преподаватель русского языка, филолог. Дедушка тоже филолог, выпускник Ленинградского университета. И мама у меня - учитель, окончила Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской. Так что преподавание – это, можно сказать, судьба. Мне было важно реализовать свои мечты об обучении детей, развитии у них гуманитарных талантов. Первые пять лет мы работали по своим программам дополнительного образования. Было много ярких и интересных, содержательных программ, инициатив, но финансово это все было очень непросто. И в конце концов я взяла небольшую паузу, сняла новое помещение и перешла на обучающую проектную деятельность. Школа начала работать по-новому, с различными, в том числе и городскими, проектами, например, с «Московским долголетием». Мы подаем заявки на конкурсы грантов, занимаемся очень разными проектами. Также наш тренд - тренинги для представителей бизнес-сообщества. Буквально на днях начинается проект для школьников всей России по экологическому просвещению. Работаем и с Министерством культуры - вот сейчас, например, наши подопечные выпустили спектакль «Восемь любящих женщин». Это такое продолжение красивой творческой традиции организации народных театров.

Мы достаточно разнообразные, но главная наша миссия – обучение, образование и просвещение, получение дополнительных навыков и умений.

_со студентами.jpg

- С чего началась работа с онкобольными детьми?

- Эта работа началась с того, что мы стали помогать маленьким пациентам, которые находились на лечении в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева. Начали делать для них учебные программы, старались что-то придумать, чтобы отвлечь их переживаний, от болезни. А потом постепенно эта наша деятельность стала частью огромного и многогранного проекта, руководит которым очень талантливый и креативный Сергей Витальевич Шариков. Благодаря его энергии и энтузиазму проект «УчимЗнаем», нацеленный на поддержку детей и подростков, находящихся на длительном и тяжелом лечении в детских больницах и дома, стал доступен по всей стране. Уже сейчас дети с онкозаболеваниями из 45 клиник в 45 регионах обеспечены полным учебным циклом! По завершении обучения им выдают аттестаты об окончании общеобразовательных школ.

учим знаем.jpg

Совместно с Сергеем Витальевичем мы создали информационно-образовательный портал добрыезнания.рф, который объединяет людей с активной жизненной позицией: волонтеров и добровольцев, родителей, педагогов, школьников и студентов, готовых помогать детям в этот очень непростой для них период жизни. На портале собрано много добровольческих инициатив социального и образовательного характера.

FVS_2.jpg

Недавно мы провели презентацию нашего Интернет-портала в Дальневосточном университете, летали во Владивосток, участвовали в большой конференции «Детская онкогематология в Приморском крае. Прошлое, настоящее, будущее» и межрегиональном форуме «Дополнительное образование детей в регионе». Наша презентация уже получила большой отклик – к нам присоединились дистанционно жители 85 регионов! И многие волонтеры уже изъявили желание работать с нами, помогать детям и проекту.

к школе.jpg

- Как Вы, с Вашим темпераментом и ритмом жизни, перенесли период самоизоляции и вынужденную остановку? Какие планы нарушила пандемия?

- Честно сказать, я в растерянности. Есть какое-то ощущение нереальности происходящего, непонимание. Да, я имею возможность ездить по стране, работать, в школе система позволяет проводить занятия дистанционно. И телепрограммы снимаются. И все равно ощущение, как будто под ногами зыбкая почва. Причем это ощущение зыбкости мне совершенно несвойственно и непривычно. Но что поделаешь - надо с этим справляться как-то, жить. Просто общий фон, сама атмосфера не очень комфортные, как будто в воздухе витает тревожность. Мне всегда тяжело, когда люди грустят, говорят большей частью о горьком, тяжелом. Я - за улыбки.

img.49656._lee8974.jpg

 - Вы часто общаетесь со студентами, которые тоже хотят работать на телевидении. Отличаются ли они от тех молодых людей, с кем вы начинали свою карьеру?

- Они такие же, как мы, но все же - да, отличаются. Они лучше многих взрослых умеют пользоваться технологическими новинками, в Интернете чувствуют себя куда более свободно, чем многие из нас. Консерваторам - взрослым, бывает, тяжеловато осваивать новые ресурсы, не все понимают до конца, как это все устроено. А детям нормально. Это поколенческое. Они общаются в том мире большого интернета, в котором мы, взрослые, нередко «плаваем». И это здорово. Но есть и обратная сторона медали. Молодые люди сейчас меньше читают, меньше знают, у них, к сожалению, гораздо уже кругозор. Конечно, есть и пытливые, любознательные ребята. Есть жадные до знаний, дающих возможность сделать карьеру – и это хорошая жадность, она мне нравится. Но в целом, мне кажется, они какие-то немножко растерянные, без внутреннего стержня, без хорошей жизненной базы. Хорошо, что государство сейчас много ресурсов вкладывает в молодежную политику. Нынешнее поколение нужно поддержать, помочь, направить.

- А Вы в свое время целенаправленно строили карьеру на телевидении?

- Я никогда не думала, что должна делать карьеру. Просто работала, иногда побеждала, а иногда проигрывала. Но я не хотела и не хочу себе другой жизни - телевидение стало моей жизнью и моей большой любовью.

- У Вас сотни тысяч подписчиков в соцсетях. Как вы считаете, что дает сегодня присутствие на таких ресурсах?

- Это наша жизнь. Сегодня это уже круче телевидения. Но мне не интересно писать про еду и личную жизнь. Для меня соцсети – хорошая площадка, где я могу говорить о своей работе, обсуждать какие-то важные для меня вещи. Я считаю, быть все время в тренде – это важно. Слушать новую музыку, пользоваться соцсетями, техническими новинками. Меня вообще очень захватывает прогресс в области технологий. Правда, новые волны очень быстро смывают друг друга. Не успеваешь к чему-то привыкнуть, как уже появляется что-то новое. Но следить за этими переменами, участвовать в них – очень увлекательно и интересно.

С мужем.JPG

- Постоянные разъезды, плотный график работы - как у Вас получается сочетать личную жизнь, семью и карьеру?

- Я считаю, что когда ты входишь в такую плотную событийность, должна включаться тема управления. Волей-неволей ты сам становишься управляющим своей жизнью, делом своей жизни. За многие годы я научилась выстраивать правильный тайм-менеджмент, все планировать заранее, составлять расписание.

Мои разъезды, конечно, очень отразились на детстве сына. Он часто был со мной на работе, иногда его забирали мои родители. Он видел, в каком ритме я живу – и все равно своей профессией выбрал телевидение и кино. Значит, этот опыт был ему полезен.

- Вам хотелось, чтобы сын пошел по Вашим стопам?

- Нет, конечно, я надеялась, что он поступит в финансовый университет, но он сам сделал свой выбор, поступив во ВГИК на продюсерское отделение. Разумеется, я приняла этот его выбор. И если раньше сын советовался со мной, то теперь я советуюсь с ним. И с мужем тоже. Конечно, очень важно, когда рядом с тобой люди, которые принимают тебя со всем этим расписанием, плотным графиком. Мне в этом повезло. Близкие меня понимают и поддерживают.

2021-11-08.jpg

- Недавно у Вас вышла книга «Страна чудес Коктебель». Почему Коктебель?

- Потому что я его очень люблю, у нас есть дом в Коктебеле. Я часто бываю в Крыму. Мне нравятся Судак, Феодосия, Генуэзская крепость. И корни мои отсюда: дедушка - из Евпатории, и бабушка моя по заданию компартии жила в Бахчисарае, они строили там с дедом заводы. Так что Крыму я совсем не чужая. А моя история любви с Крымом началась с джазового фестиваля, куда меня пригласил мой коллега и давний друг Дмитрий Киселев, который сейчас работает в программе «Вести недели». Он тогда организовал первый фестиваль джаза в Крыму, и мы вместе его провели. Было безумно интересно, это было счастье.

Koktebel67.JPG

- Любите джаз?

- Обожаю. Вся моя жизнь – джаз, это моя музыка и мой стиль жизни.

Koktebel1.JPG

- Коктебель сразу очаровал Вас?

- Да, там же невероятно красиво. Хотя, надо признать, Коктебель был тогда не в лучшем состоянии. Разруха, отсутствие дорог. Но природа, море – это было прекрасно. И я решила, что хочу иметь там свой дом, свое место силы. Это сложно объяснить – наверное, только притяжением места, его магнетизмом. И вот уже около двадцати лет у нас в Коктебеле есть семейный дом - это тихое место, не у моря, но оно связано с именем Айвазовского. Мы приезжаем при первой возможности - летом или, бывает, на Новый год. Я очень люблю свой сад, в котором растут розы, абрикосы, персики... Сейчас Крым пришел в Россию, все стало меняться – строятся дома и дороги, благоустраиваются города и поселки, решаются проблемы с газом, водой, электричеством. Я надеюсь, что Крым станет таким же комфортным для жизни, как Москва.

- А о чем Ваша книга?

- Это увлекательные приключения двух мальчишек - Степана и Алексея, которые каждое лето приезжают на каникулы к бабушке в Коктебель, и их друзей - овчарки Альмы, двух чёрных котов Топа и Баксика и крабика Крестика. Мне кажется, получилась красивая и интересная книга.

- Это посвящение Вашим внукам?

- Конечно. Я их очень люблю. И эти сказки я сочиняла для них. Записывала, но не думала, что они смогут заинтересовать кого-то еще. А потом мой друг - писатель, телеведущий и адвокат Павел Астахов убедил меня отдать книгу издательству АСТ. Тем сказки очень понравились, и книгу решено было издать.

- Вы строгая или мягкая бабушка?

- Внуки – не мои дети. Здесь правила устанавливают сын и его жена. Это все очень тонко. Тут главное – не переборщить, не обидеть родителей, не идти вразрез с установленными ими правилами. Не создать им условий для ревности. На мой взгляд, каждая бабушка должна понимать, что она не царица. А внуков своих я обожаю. Мы каждый раз очень радуемся друг другу. Вообще, самое лучшее для меня время - это когда мы всей семьей – с детьми, внуками – вместе собираемся за одним столом. Нам всегда хорошо и интересно быть вместе. И это по-настоящему бесценно.

Ольга Ирзун, Ирина Овечкина




Здоровый свет