НА ФОРУМАХ
188
2
181
2
196
1

Александр Хренков: «Дистант уже не исчезнет из нашей жизни»

Александр Хренков: «Дистант уже не исчезнет из нашей жизни»

Студенты высших учебных заведений после долгого перерыва наконец-то смогли вернуться в учебные аудитории. Но без дистанционных технологий образовательной системе сегодня все равно обойтись невозможно. Об эффективности дистанта и изменившихся требованиях к выпускникам вузов мы поговорили с Президентом Международного института информатики, управления, экономики и права Александром Викторовичем Хренковым.

- Александр Викторович, в острую фазу распространения пандемии практически все сектора экономики были вынуждены перейти в онлайн формат. Ваш вуз оказался готов к такой ситуации?

- Мы с самого начала уделяли большое внимание дистанционным технологиям обучения. У нас же международный вуз, много партнеров и студентов и в регионах России, и в странах постсоветского пространства. Поэтому мы активно использовали дистанционные технологии и до пандемии. В этом смысле нам было проще, чем многим другим учебным заведениям.

Конечно, очное общение непосредственно с преподавателями дает очень многое. Но мы все понимаем, что онлайн уже не уйдет. Ситуация с пандемией во всем мире очень продвинула технологии дистанционного обучения, и 2020 год позволил всем в полной мере оценить его эффективность.

Дистант уже не исчезнет из нашей жизни. В некоторых случаях дистанционные формы просто нечем заменить. Если у человека есть сильная мотивация к обучению, хочется пройти именно этот курс, эту программу, но по ряду причин он не может себе позволить учиться в традиционном очном формате – у него должна быть такая возможность. Дистант позволяет учиться независимо от того, где проживает человек – в удаленном от центра регионе России или вообще в другой стране.

Мы сейчас рассматриваем возможность создания, - совместно с российскими разработчиками - образовательной программы для мобильных кочевых классов для жителей северных регионов. Это огромные территории, и техническая возможность провести Интернет есть далеко не везде. Но, к счастью, сейчас есть технологии, которые позволяют обучаться даже с нестабильным доступом в сеть. То есть на каком-то узле человек подключается, скачивает блок интерактивных учебных материалов, заданий, тестов. И занимается самостоятельно до следующего подключения.

Также мы предлагаем людям, оказавшимся в заключении, пройти обучение по программам бакалавриата. Самые востребованные направления в рамках этого проекта – менеджмент и психолого-педагогические специальности. Я считаю, это хорошо, когда люди, даже оступившись, не теряют времени впустую, используют его, чтобы получить образование, приобрести специальность. Это для них и сильный стимул, и реальный шанс вернуться к нормальной жизни, устроить свою судьбу после возвращения из мест заключения. Словом, я уверен - то, что такие формы обучения появились, большое благо для всех.

photo (29 of 61).JPG

- В чем, на ваш взгляд, сегодня состоит «сверхзадача» высшего образования?

- Я считаю, что наша основная задача – готовить специалистов, не просто имеющих академическое образование и хорошие теоретические знания, а способных быстро влиться в деятельность компании, в действующую экономическую модель. Помните советскую присказку «Пришли на производство - забудьте все, чему вас учили в институте»? Такого быть не должно. Вчерашним выпускникам необходимо обладать хорошими практическими навыками, востребованными сегодня.

Без практикоориентированности образование уже не имеет ценности. Поэтому мы взаимодействуем как с профильными отраслевыми компаниями и предприятиями, так и с лучшими экспертами, специалистами в каждой отрасли. Нам важно, чтобы наши преподаватели знали потребности своего направления и понимали, как эти потребности можно удовлетворить. Чтобы они могли правильно разработать программу методологически, наполнить ее практическими знаниями, сделать по-настоящему актуальной.

- Помимо высшего образования, ваш Институт предоставляет широкие возможности в области дополнительного обучения. На что вы делаете особый акцент в образовательных программах?

- При нашем институте созданы почти два десятка различных научно-практических центров, которые помогают нам держать связь с реальными отраслевыми секторами, выяснять их актуальные потребности, реализовывать совместные с предприятиями проекты. На базе этих центров у нас разработаны курсы по различным направлениям, здесь можно получить дополнительное образование, пройти обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Мы всегда стараемся идти от запросов конкретных направлений. К примеру, сейчас есть растущий спрос на креативные индустрии. Креативных направлений немало – частные образовательные центры, пиар-технологии, туризм, дизайн, fashion-индустрия. Все это очень востребованные отрасли предпринимательства, причем не только в Москве, но и в регионах страны. Исходя из этого интереса, мы создали Центр креативных индустрий. На базе центра мы собираем ведущих специалистов в каждой отрасли, разрабатываем курсы по конкретным направлениям. Предположим, человек собирается открывать галерею или антикварный салон. Это отрасль, для работы в которой нужны специфические знания. Галеристу необходимо не только разбираться в искусстве, в современных трендах, но и обладать знаниями в области маркетинга, понимать, как продать, как продвинуть свою компанию, привлечь клиентов.

К нам приходят учиться люди, которые в силу специфики своей специальности ощущают острую потребность в дополнительных знаниях. После обучения эти знания позволяют им подняться в профессии на ступень выше, продвинуть свое дело, свой бизнес. Можно получить по-настоящему уникальные навыки, пройдя обучение в Центре спортивного образования, Центре музыкальной индустрии, Центре анализа клиентского поведения, Центре речи и коммуникаций... Выбор действительно большой. При этом в каждом курсе есть как научная, так и практическая составляющая.

Недавно мы заключили партнерское соглашение со Школой грантов, где смогут обучаться представители некоммерческого сектора, социальные предприниматели. Социальный бизнес, как и любой другой, тоже нуждается в продвижении, заинтересован в инвесторах, партнерах. Представители таких организаций должны владеть всем арсеналом знаний – как грамотно представить свою деятельность, как заинтересовать грантодателя, должны владеть алгоритмами развития компании. Кроме того, сейчас мы приступили к разработке программы для обучения женщин-предпринимателей.

photo (33 of 61).JPG

- На днях в стране отмечался День российской науки. Какие направления науки разрабатываются в вашем образовательном учреждении?

- Мы уделяем научной деятельности очень серьезное внимание. У нас есть сильный Центр современного психоанализа, где работают 30 высококлассных психологов, которые не только разрабатывают учебные программы, участвуют в практических проектах, но и ведут несколько научных направлений. Одно из самых востребованных - дефектологическое. Наши специалисты обучают педагогов, как работать с детьми с ментальными нарушениями, заиканием, ДЦП и другими особенностями. У нас уже разработано немало программ инклюзивного обучения, по методикам наших дефектологов работают во всем мире. Также специалисты Центра уже несколько лет ведут исследования в области гендерной и дифференциальной психологии.

Одна из самых интересных недавних разработок Центра - 4D букварь. Это совершенно новая концепция, модель использует самые разные методы воздействия. Обучение чтению и письму происходит не только визуально, но с помощью звуков, тактильных ощущений. Такой букварь понравится и обычным, нормотипичным дошкольникам, и иностранцам, изучающим русский язык. Учиться по нему смогут и дети с расстройствами аутичного спектра.

У нас есть Центр Медицинской биофизической инженерии, на базе которого мы совместно с Учебным центром «Физтех-Потенциал» при МФТИ и Сеченовским медицинским университетом ведем научные разработки по созданию междисциплинарного курса для педагогов и учеников, нацеленный на развитие интереса к наукам.

В каждом нашем центре ведутся научные работы по самым разным направлениям.

photo (56 of 61).JPG

- Сегодня государство ставит перед образовательным сообществом задачу по созданию привлекательных и конкурентоспособных продуктов, которые могли бы содействовать экспорту российского образования. Участвует ли ваш Институт в этом процессе?

- В период распространения пандемии мы были вынуждены искать новые подходы, новые инструменты для развития и взаимодействия. Ситуация с распространением коронавируса привела к тому, что все преподаватели, в том числе зарубежные, ощутили потребность в интеграции, в создании и развитии сетевых образовательных структур. Мы тоже активно участвуем в интеграционных процессах, объединяемся с другими образовательными учреждениями, обмениваемся с ними ресурсами в рамках совместных программ.

Сейчас мы разрабатываем курс изучения русского языка для иностранных слушателей, чтобы в последующем студенты могли поступать как в наш вуз, так и в другие российские учебные заведения. Изучение русского как иностранного сейчас очень востребовано, а мы, со своей стороны, заинтересованы в выходе на рынки образовательных услуг Азии, Европы. Мы также можем работать с предпринимателями, которые хотят заниматься бизнесом в России, давать им необходимые для работы правовые, экономические знания, знакомить с культурными особенностями, которые тоже важны при ведении бизнеса. Сейчас на рынке есть спрос на этот сегмент, и мы готовы сотрудничать с зарубежными коллегами.

Кроме того, Институт постоянно реализует программы, цель которых - продвижение русской культуры, популяризация русского языка и литературы. Буквально на днях у нас завершился проект, посвященный дню рождения Чехова. Мы провели его совместно с Фондом поддержки русской литературы. Проект включал в себя и флешмоб, посвященный произведениям писателя, и телемост Москва-Таганрог-Санкт-Петербург.

В нашем Институте работают очень неравнодушные люди. Вопросы образования, воспитания, здоровья, культуры - все входит в круг наших интересов.

Ирина Овечкина



Здоровый свет