НА ФОРУМАХ
91
1
206
2
312
2

ФСБ наделили новыми полномочиями

16 мая текущего года Президент своим указом пополнил список органов государственной власти , которые уполномочены на принудительное изъятие земельных участков у граждан и юридических лиц для обеспечения государственных нужд.
В Земельном кодексе РФ указано, что для государственных нужд земельные участки могут изыматься федеральными органами государственной власти. Уполномочены на подобное были немногие – министерство связи и массовых коммуникаций для строительства и реконструкции объектов связи федерального значения, федеральное агентство по недропользованию. В марте этого года Путин разрешил Федеральной службе охраны также заниматься изъятием земель. Теперь этот перечень пополнила и наша доблестная Федеральная служба безопасности.
Так , пункт 9 Положения о ФСБ, регламентирующий функционал ФСБ РФ был дополнен подпунктом 73.1, который гласит: "принимает в пределах своих полномочий решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации".
О порядке и процедуре изъятия земельных участков для нужд государства говорит земельный кодекс РФ. Однако, для начала стоит обратиться к общим положениям, которые отражен в части первой гражданского кодекса.
Что же означает изъятие земли для государственных нужд?
Последствия отражены в части 2 ст. 279 ГК РФ
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Более того, при изъятии земельного участка прекращаются и все факультативные обязательства, связанные с таким объектом права. Речь идет, например, о залоге или сервитуте.
Особый интерес представляет пункт 4 этой же статьи, который говорит о том, что с одновременным прекращением права собственности на изымаемую землю прекращаются и все обязательства с третьими лицами, которые основаны на заключенных с между ними и собственником изымаемой земли договорах.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
В каких же случаях возможно изъять землю? Уверена, что многих мучает вопрос: «Неужели возможно вот так , когда вздумается забирать землю у частных лиц, прикрываясь формулировкой «государственные нужды»?
По сути, к сожалению , да.
Хоть у нас и предусмотрен законом перечень ситуаций, когда это возможно, но перечень этот не является закрытым, поэтому могут вносится необходимые изменения в федеральные законы, которые будут давать государству монополию на отнятие земли.
Итак, ст. 49 Земельного кодекса перечисляет основания для изъятия земель:  
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Но, перечень, как я указала, не является закрытым. Предусмотрено , что возможно руководствоваться и иными положениями федеральных законов, в которые всегда можно внести изменения.
И , пожалуй, самый щекотливый вопрос – это вопрос компенсации за изъятую землю. Ведь не может же государство вот так взять и просто отнять собственность и чтобы ему за это ничего не было.
Нет, конечно. Во-первых обязаны соблюсти процедуру уведомления собственника земли в течение 10 дней с момента принятия и дождаться получения им этого уведомления.
А во-вторых, согласовать размер компенсации, который при не достижении согласия в части суммы должен быть определен судом.
Земельный кодекс говорит о том, что при определении размера компенсации должны учитываться рыночные показатели цены, а также убытки, которые предстоит понести собственнику в связи с изъятием. А убытки эти могут возникнуть , например, в связи с невозможностью исполнять условия договоров , заключенных с третьими лицами, а также упущенная выгода, то есть, если в результате изъятия собственник лишается того, на что он рассчитывал бы при нормальных условиях.
Но не стоит забывать, что зачастую ,мы владеем не просто голой землей. А на ней строятся дома, бани, гаражи, хозяйственные постройки. Все это – также объекты недвижимости, которые при изъятии земли, понятное дело, сохранить не удастся. Поэтому в размер компенсации также обязательно должна быть заложена и стоимость изымаемых недвижимых объектов, находящихся на участке, а также все причиненные таким изъятием убытки.

Что последует за этим Указом  Президента , пока трудно сказать, но в пояснительной записке  говорилось о том, что что право изымать земли нужно ФСБ для обеспечения безопасности в зонах с особыми условиями использования территорий и вблизи государственных границ.


3398f97c0683b15a17826723a173a6bf.jpg

Дела земельные

В МОСКВЕ НАМЕЧЕН СНОС ДОМОВ

Женщина в праве. С Людмилой Айвар. Законотворчество и его последствия

Здоровый свет