НА ФОРУМАХ
109
1
161
1
189
1

Covid-19. Станет ли спасением мораторий на банкротство?

1-bankrot-pp.jpg

Распространение коронавирусной инфекции в мире вынудило многие государства принимать радикальные меры, направленные на профилактику распространения COVID-19. Однако принятие таких ограничительных мер нанесло сильный удар по экономике стран, в том числе России.

В связи с этим, государство было вынуждено в кратчайшие сроки внести в законодательство изменения, нивелирующие негативные экономические последствия. Так, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым были изменены и дополнены новыми положениями действующие законодательные акты.

В частности, Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был дополнен новой статей 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве».

Что такое мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Новая статья 9.1 не дает нам определения моратория на возбуждение дел о банкротстве, отсутствует такое определение и в иных положениях Закона о банкротстве.

При этом можно выделить ряд характерных особенностей данного явления.

  • Мораторий применяется в исключительных случаях, примерный перечень которых установлен в абз.1 ч.1 ст.9.1 Закона о банкротстве: чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля и другие подобные обстоятельства.

  • Решение о введении моратория принимает Правительство Российской Федерации путем вынесения соответствующего акта.

  • Мораторий направлен на запрет подачи заявления кредиторов о банкротстве должников. При этом должники не лишены возможности подавать заявления о собственном банкротстве. Более того, должникам предоставлено право на отказ от применения в отношении них моратория, что влечет снятие ограничений на подачу заявлений о банкротстве их кредиторами.

  • Мораторий распространяется лишь на тех субъектов, чья деятельность наиболее подвержена неблагоприятным последствиям кризисной ситуации. Перечень таких субъектов также устанавливается специальным актом Правительства Российской Федерации.

  • Цель введения моратория – стабилизация экономики.

Спасет ли пострадавших мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» на территории Российской Федерации введен мораторий сроком на 6 месяцев. Распространяется такой мораторий, в том числе, на юридические лица и ИП, имеющие ОКВЭД, указанный в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (проверить нахождение лица в таком списке можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС России).

Заявления о признании должника, входящего в указанный список, банкротом, поданные в период действия моратория, подлежат возвращению арбитражным судом

С даты введения моратория на возбуждение дел о банкротстве наступают, в том числе, такие последствия как запрет удовлетворения требований учредителя должника о выделе доли, запрет изъятия собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества, запрет выплаты дивидендов, доходов по долям, а также распределение прибыли между учредителями должника.

Также, согласно новой статье 9.1 Закона о банкротстве, в период действия моратория контролирующие должника лица освобождаются от обязанности подать заявление о банкротстве юридического лица, что вероятно позволит указанным лицам избежать субсидиарной ответственности за неподачу такого заявления.

Однако в случае, если момент объективного банкротства и обязанность по подаче заявления о банкротстве должника возникли до введения моратория, то избежать субсидиарной ответственности по данному основанию после прекращения действия моратория вряд ли получится.

При этом снова остается открытым вопрос, войдут ли в размер субсидиарной ответственности обязательства, возникшие в период действия моратория, ответ на который возможно в ближайшее время даст судебная практика.

Кроме того, мораторий никак не защищает контролирующих должника лиц от привлечения их к субсидиарной ответственности по иным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, в том числе за причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом сделок. Более того, для должников, подпадающих под действие моратория, законодатель продлил период, совершенные в течение которого сделки могут быть оспорены, включив в него период моратория, а также в один год с момента прекращения действия моратория.

Представляется, что привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц возможно также в случае, если будет доказано, что затруднительное финансовое положение должника в период действия моратория возникло не в связи с распространением COVID-19, а в результате недобросовестных действий указанных лиц, то есть обстоятельств, выходящих за пределы целей моратория.

Ведение моратория направлено, прежде всего, на защиту добросовестных должников, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, а также на предоставление таким лицам возможности принять меры по реабилитации бизнеса. При этом сегодня нет однозначного ответа на вопрос, защитит ли мораторий добросовестных кредиторов от недобросовестных должников, или наоборот, предоставит возможность недобросовестным должникам злоупотреблять правом.

Не меньше вопросов вызывает и реальная возможность избежать с помощью введенного моратория негативных последствий сложившегося кризиса добросовестными должниками, на самом деле пострадавшими в результате распространения COVID-19.

Первая редакция статьи 9.1 Закона о банкротстве также содержала положение о признании ничтожными сделок, совершенных в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория). Данная норма влекла за собой безусловную защиту прав кредиторов, которые могли быть уверены в том, что число попыток недобросовестного вывода активов в период действия моратория будет минимизировано ввиду автоматической ничтожности любой такой сделки. Вместе с тем указанное положение практически полностью блокировало возможность продолжения деятельности пострадавшими от COVID-19 должниками, а значит и возможность восстановления бизнеса.

24.04.2020 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон №149-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отменил вышеуказанное положение статьи 9.1 Закона о банкротстве, предоставив добросовестным должникам возможность совершать различные сделки для улучшения своих финансовых показателей. При этом практически любые сделки, совершенные должником в период действия моратория, в случае последующего банкротства должника, по-прежнему могут быть оспорены и признаны недействительными в соответствии с нормами гражданского законодательства и Закона о банкротстве. В таком случае, чтобы избежать субсидиарной ответственности, уже должнику и контролирующим его лицам придется доказывать экономическую целесообразность соответствующих сделок, а также тот факт, что именно распространение COVID-19, а не совершение данных сделок привело к банкротству должника.

Подробнее узнать об эффективных бизнес-стратегиях в условиях кризиса можно на бесплатном вебинаре ООО «ФКД консалт» и ГК «Рыков Групп» - «Коронавирус. Перезагрузка бизнеса», который состоится 18 мая в 16.00 по московскому времени. Ссылка для входа на мероприятие: https://events.webinar.ru/1260325/4620020

Малявина Татьяна
Практикующий юрист, налоговый консультант, финансовый аналитик,
руководитель налоговой практики ГК «Рыков групп»

Здоровый свет