Отношения Российской Федерации с Республикой Корея, пожалуй, самый яркий пример современной внешней политики. После разделения (по результатам Второй мировой войны) корейского полуострова на Корейскую Народную Демократическую Республику в Социалистическом лагере и Республику Корея в капиталистическом лагере, произошел беспрецедентный случай построения внешней политики России с обеими этими странами. Корея и Россия имеют такие прочные исторические и территориальные связи, которым могут позавидовать многие западные страны. И это сегодня приобретает особенное значение.
В 2022 году Южная Корея присоединилась к санкциям против России. При этом она добилась исключения своих фирм из санкций США против российского экспорта. По данным агентства Reuters, Южная Корея продолжает импорт российских нефтепродуктов через Тунис.
На наши двусторонние торгово-экономические отношения пытается оказать негативное влияние "коллективный Запад" с целью нанести "стратегическое поражение" России в экономической и технологической сфере путем ее изоляции от мирового рынка. В целях реализации этих планов Вашингтон фактически принуждает своих партнеров идти на полный разрыв наработанных деловых связей с Россией.
В Ассоциации предпринимателей «Корейский Деловой Совет» уверены, что подобный сценарий не отвечает интересам Сеула. Актуальная задача сейчас - совместно найти новые формы кооперации, которые могут реализовываться без ущерба для обеих сторон в условиях санкционного давления. Учёт стандартных для соответствующей индустрии критериев качества проектной работы и национальных особенностей, проявляющихся при налаживании новых производств позволит повысить привлекательность России для бизнес-сообщества Республики Корея.
Политика всегда тесно связана с экономикой, поэтому в основе хороших отношений во внешней политике важную роль играет взаимный торговый интерес. Российский экспорт в Республику Корея имеет сырьевую направленность, в нем доминируют энергоресурсы. Значительную часть составляют поставки угля, сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Также структуру экспорта формируют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — основная доля приходится на кукурузу, морепродукты (крабы) и рыбу (минтай).
Структуру российского импорта формируют машины, оборудование и транспортные средства — в основном легковые автомобили, принадлежности для автомобилей, продукция машиностроительной отрасли — основная доля приходится на оборудование для прессования.
Важное значение сотрудничество во всех этих областях имеет и для США, постепенно теряющих свою власть над Южной частью Корейского полуострова. Отношения России и Кореи остаются пугающе непонятными для Соединённых Штатов. Стоит вспомнить неловкую попытку Дональда Трампа прояснить ситуацию в 2018 году, когда он, впервые за всю историю корейско–американских отношений, встретился с северокорейским лидером Ким Чен Ыном. После этой встречи, мировое сообщество так и не поняло до конца - Америка и Северная Корея враги или друзья?
В то же время, несмотря на то, что отношения между Россией и обеими Кореями однозначно дружеские, наши торговые отношения сейчас тормозят два фактора: невозможность напрямую оплачивать товары и услуги и нарушение логистических цепочек, которые нарабатывались годами и устраивали обе стороны.
Поддержка Республикой Корея отказа отдельным российским банкам в доступе к глобальной системе обмена финансовыми сообщениями SWIFT, наряду с ее обязательством блокировать финансовые операции с крупными российскими банками и вводить другие финансовые и экспортные меры контроля, способствует изоляции России от международной финансовой системы и торговли.
Текущая денежно-кредитная политика тормозит развитие внутреннего производства ( критерий успешности ДКП - ежегодное открытие в России заводов на новой или обновлённой технологической основе, внедрение не менее 1800 - 2000 технологий в год). Кроме того, это не позволяет в торговом секторе – выработать и успешно внедрить общий механизм «встречных закупок»
Нарушение логистических цепочек, которые нарабатывались годами и устраивали обе стороны приводит к признанию партнерами необходимости торговли через третьи страны. Прекращение манипулирования статусом «недружественности», внесло бы дополнительный раскол в консолидированную позицию западного блока.
Весна 2022 г. стала точкой бифуркации российско-корейских отношений. Совпало два фактора: 1. Украинский конфликт, в оценке которого Южная Корея встала на сторону Запада, пусть и не стремясь быть в первых рядах, на что Россия ответила включением Южной Кореи в список «недружественных стран». В результате перспективы политического диалога и взаимодействия двух стран в международных делах стали туманны.
2. Победа консерваторов на президентских выборах 9 марта 2022 года в Южной Корее, вследствие чего возникло напряжение во внешнеполитических отношениях с Россией и налаженная за три десятка лет структура экономического взаимодействия вдруг оказалась в параличе.
Уходить с российского рынка по «гуманитарным соображениям» под диктат Запада корейцам не хочется, они не воспринимают конфликт, как затрагивающий их принципы и ценности. Корейцы понимают, что освобождённую ими нишу быстро заполнят прежде всего китайцы, в том числе в связи со снижением покупательской способности россиян из-за падения рубля. Поэтому южнокорейцы находят остроумные лазейки и активно сражаются за то, чтобы добиться исключения своих производителей из экспортных санкций США против России, взамен пообещав ввести собственные меры экспортного контроля такого же уровня.
Сеулу также удалось вывести своих производителей из так называемого правила прямого иностранного продукта (FDPR), согласно которому компании, производящие товары за рубежом с использованием американских технологий, должны получить лицензию правительства США перед отправкой этих товаров в Россию.
В результате сложилась парадоксальная ситуация с логистикой между Республикой Корея и Российской Федерацией. Согласно сведениям Корейской Ассоциации международной торговли (KITA) на середину апреля 2023 года, в 2022 году объём экспорта из Республики Корея в Россию сократился на 37% (по сравнению с предыдущим годом) и составил 6,3 миллиарда долларов (против 9,98 млрд долл. в 2021 г.). В текущем году тенденция сохраняется, поскольку первые три месяца зафиксирован спад ещё на 20,2% (в годовом исчислении) - до 1,7 млрд долларов.
В то же время, исходящие поставки грузов из РК в Кыргызстан в прошлом году подскочили на 231,4% до 373 миллионов долларов (ранее 113 млн долл.). За период с января по март 2023 года темпы роста и вовсе составили внушительные 480%. Так, например, в феврале того года корейских смартфонов было ввезено в Кыргызстан в 294 раза больше, чем в прошлом. Также значительный рост заметен в категории потребительских товаров.
Собственно, вопреки всем громким публикациям, в России осталось производство корейских автомобилей «Хёндай» в Петербурге и успешно продолжает свою работу завод в Калужской области «Самсунг электроникс». Российский рынок, который хоть и на 9 месте, но всё же входит в 10 основных торговых партнёров. Он всегда представлял определенный интерес для крупных южнокорейских компаний, хотя и не являлся для них определяющим.
В любом случае, если политические риски не станут сочетаться с неприемлемым для корейцев уровнем экономических потерь, южнокорейские компании продолжат своё сотрудничество с российскими экспортёрами.
Почти одновременно Сеул сообщил о намерении усилить проверку экспортируемых товаров и не допустить поставку в Россию материалов стратегического значения. И буквально тут же Южная Корея заявила о расширении списка не стратегических материалов, в числе которых полупроводники, персональные компьютеры, телефоны, товары для авиационной и космической промышленности.
В результате санкций экспорт РК в Казахстан в 2022 году увеличился на 115% (в годовом исчислении) и достиг 1,66 млрд долларов (ранее 769 млн долл.), а за первый квартал 2023 г. – на 121% до 468 млн долл. Рост импорта из Южной Кореи демонстрируют и такие страны как Узбекистан (2,184 млрд долл. вместо 1,879), Азербайджан (185 млн долл. против 108) и Грузия (121 млн долл. против 103).
Согласно статистическим данным Таможенной службы Республики Корея и Корейской Ассоциации международной торговли (KITA) на середину июня 2023 года, на фоне наблюдающегося уже восемь месяцев сокращения общего объёма экспорта повторно отмечается, что исходящие поставки в Россию и страны СНГ, наоборот, несмотря на санкции Запада, демонстрируют рост.
В частности, в мае 2023 года объём экспорта Южной Кореи в Российскую Федерацию и СНГ увеличился на 103,9% и 78,8% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). При этом январь-февраль были отмечены спадом, а далее цифры резко пошли вверх: март – 93,5% РФ и 87,2% СНГ, апрель 215,4% РФ и 119,1% СНГ. Более того, за первые пять месяцев 2022 показатель экспорта в государства СНГ превысил результат аналогичного периода 2021 года (т.е. до начала СВО) в 5,09 млрд долларов и составил 5,77 млрд долл. В 2023 году поставки в страны, входящие в состав ЕАЭС, такие как Казахстан и Кыргызстан, выросли на 76,4% и 509,2% соответственно. Активный рост в этом направлении демонстрируют отгрузки автомобильной техники в Киргизию – 1514,4% за год – и косметики и бытовой химии в Казахстан – 82,7%.
Корея и Россия не только имеют богатое историческое прошлое, но и обладают большим потенциалом. Особенно это важно в контексте развития политических интересов России в Азии. Для своих исторических соседей Китая и Японии, Корея представляет сильного конкурента. Что может являться также сильным стимулом в процессе расстановки политических акцентов в этом регионе. Что касается России и Республики Корея, то они скорее дополняют друг друга, чем конкурируют. Южная Корея производит различные промышленные товары, но ей не хватает ресурсов, которые имеются в России. Кроме того, нужны знания в аэрокосмической области, в военной науке, в разработке энергетических ресурсов, сельского хозяйства, рыболовства, где доминирует Россия.
К примеру, прекращение поставок из России важного компонента нефтеперерабатывающей промышленности «нафта» привело к снижению производства на 80 % в «LG Chemical» - мирового лидера по производству этилена и пропилена. К концу 2023 года сокращение импорта этого компонента из России может полностью остановить производство каучуков, синтетических волокон и пластмасс во всём Азиатском Тихоокеанском Регионе. Это означает катастрофу для автомобильной, медицинской и многих других ведущих отраслей Южной Кореи.
Разрыв деловых связей с Россией, к которому принуждает своих партнеров США, не отвечает интересам Южной Кореи, необходимо искать новые формы сотрудничества, которые можно было бы реализовывать без ущерба для обеих сторон в условиях санкций.
Показательно, что в августе 2023 года когда «LG Chemical» заявила о снижении, а возможно и прекращении производства, что ведёт к колоссальным экономическим потерям, выросла волна недовольства и претензий к своему правительству. Всё чаще звучат призывы в СМИ Республики Корея против давления США.
В этой статье рассмотрены лишь некоторые, но вполне убедительные, примеры взаимоотношений с Азиатско-тихоокеанским Регионом, в рамках сотрудничества России и Южной Кореи, которые показывают как противоестественно выглядит вынужденный разрыв между нашими странами. Не конъюнктурные метания, а постоянство, неизменность политической линии, продуманность экономической политики и на федеральном, и на региональном уровнях – вот залог успеха и развития отношений между нашими странами.
Стоит также заметить, что в апреле 2022 года, уже после начала Военной операции на Украине и на фоне отворачивающейся от России Европы, Сеул возобновил приостановленный на время пандемии безвизовый режим с Россией. И сейчас въезд россиян в Южную Корею осложняется только отсутствием прямого авиасообщения между двумя странами, приостановленного весной прошлого года на фоне украинских событий. Бизнесменам, пациентам и путешественникам из обеих стран приходится лететь транзитом через третьи страны. Альтернативой является морской маршрут на пароме из Владивостока в южнокорейский порт Тонхэ, который пока не способен удовлетворить имеющийся спрос. Поэтому необходимо продолжать диалог по поводу организации прямых пассажирских и грузовых авиаперевозок между двумя странами.