НА ФОРУМАХ
26
168
2
305
2

Священномученик Александр Хотовицкий и Мария Щербунина (Хотовицкая): история жизни и судьбы

Летопись русской православной церкви полна трагических страниц, обагренных кровью преданных проповедников Слова Божия.

Служение пастырей в драматическом ХХ веке – это история подвига и сохранения Веры. Многие приняли мученический удел и путь их на земле завершился трагически. В смутные и жестокие времена они самоотверженно трудились, распространяя Веру и духовное Благо.

hotovitski_icon.jpeg

Об одном из таких новомучеников, просветителе Александре Хотовицком, День памяти которого отмечается Русской Православной церковью 20 августа по новому стилю, нам напомнил историк, теолог, президент Фонда Священномученика Александра Хотовицкого  Сергей Леонидович Цыбульский.

11 февраля 1872 года в городе Кременецке, на Волыни (Украина), в семье протоиерея Александра, ректора Волынской семинарии, родился сын, которого тоже нарекли Александром. Духовенство в Российской Империи было закрытым сословием, поэтому дети священников, как правило тоже заканчивали духовные школы и многие становились священниками. Александр Хотовицкий закончил Волынскую семинарию, затем поступил в Санкт-Петербургскую академию и в 1895 году получил диплом магистра и степень доктора богословских наук. После окончания академии, у Хотовицкого был выбор: либо жениться и стать священнослужителем, либо принять монашество. Для молодого человека 23 лет, которого никто не знал в Санкт-Петербурге, выбор этот оказался сложным. И тогда пришло решение заняться миссионерством. Александр Хотовицкий подал прошение о направлении его в далекую Алеутскую и Северо-Американскую миссию. Просьба была удовлетворена - его назначили вторым псаломщиком в Свято-Никольский приход Нью-Йорка.

- Важный момент, - отметил Сергей Цыбульский, - что Александр сам родом из Волыни, где, с точки зрения религиозной жизни, было все очень сложно – католики, униаты, православные, все на одной территории. Даже православная семинария тогда находилась в здании бывшего огромного католического монастыря. Ему близка была сама по себе тема проповеди православия, убеждения, доказательства. В качестве миссионера его отправили в Америку на корабле, потому что США на тот момент - это регион, где русская церковь была единственной из православных церквей и миссионерская деятельность  была востребована. Именно русские священники принесли православие в Америку. Самое главное, что там были общины: в конце 19 века люди ехали в огромном количестве в Америку зарабатывать деньги после отмены крепостного права в России. Эмигранты работали там и  деньги отправляли в Россию. Этим людям требовалось духовное окормление. Поэтому Александр Хотовицкий вызвался ехать именно туда.

В начале своего пути молодой богослов стал чтецом при церкви в Нью-Йорке.

Вот, что писал сто лет назад сам Хотовицкий о своей миссии: «В Америке — при отсутствии суровых зим и усовершенствованных путях сообщения — случаи замерзания едва ли возможны. Но не страшнейшая ли здесь свирепствует зима холодного неверия и тупого равнодушия к религии, когда мертвеют не тела, а души?!»

Однако, для миссионерской работы требовался священник. Не каждый выдерживал условия миссии и многие священнослужители уезжали обратно в Россию. Именно тогда, Хотовицкому и предложили стать священником и познакомили с девушкой из бедного дворянского рода, которая закончила курсы гувернеров и приехала работать при дипломатической миссии - Марией Владимировной Щербухиной. Молодые люди обвенчались. Сразу после свадьбы и через пять месяцев после приезда в Америку Александр Хотовицкий был рукоположен во пресвитера епископом Алеутским Николаем (Зиоровым), который объяснил, почему он остановил свой выбор на 24-летнем псаломщике: «Я увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая всякое служение делает воистину делом Божиим и без которой всякое звание превращается в бездушное и мертвящее ремесло…»

Пастырскими трудами и попечением отца Александра было основано двенадцать приходов на Восточном побережье Американского континента: в Филадельфии, Саут-Риворе, Пассаике, Юнкерсе и других городах. Прихожанами этих храмов были не только православные иммигранты, но и присоединившиеся к Православию из унии карпатские русины, а также выходцы из протестантских общин.

Отец Александр обладал незаурядным даром красноречия. Под его ре­дак­ци­ей вы­хо­ди­л на ан­глий­ском и рус­ском язы­ках «Аме­ри­кан­ский Пра­во­слав­ный Вест­ник».

Из официальных источников:

В ноябре 1896 года, после отъезда в Россию настоятеля Нью-Йоркского прихода Святителя Николая отца Евтихия Балановича отец Александр Хотовицкий был назначен на его место.  В это же время новый епископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) переносит свою кафедру и делает главным духовным центром Нью-Йорк. Это потребовало перестроить маленький приходской храм Святого Николая в большой собор на 97-й авеню. Для сбора необходимых средств настоятелю храма Александру Хотовицкому пришлось объехать православные общины Америки  и побывать в России.

Новый кафедральный собор был торжественно освящён епископом Алеутским и Североамериканским (будущим Патриархом) Тихоном 10 ноября 1902 года. В летопись храма была внесена запись: «Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной Америке, иждивением, заботами и трудами виднейшего кафедрального протоиерея отца Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е».

В марте 1906 года отец Александр был послан с миссией в Монреаль, где отслужил первую в истории этого города православную литургию на церковнославянском языке и принял участие в организации прихода в честь святых апостолов Петра и Павла.

В начале 1914 года по инициативе архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) протоиерей Александр Александрович Хотовицкий был переведён в Гельсингфорс (сейчас город Хельсинки) с назначением настоятелем Успенского собора и Свято-Троицкой церкви. В Финляндии .Хотовицкий налаживает миссионерскую работу среди протестантов, начинает издавать и редактировать православный журнал, помогает раненым солдатам. В Финляндии он остается до августа 1917 года, когда отправляется на собор духовенства в Москву и там было получено предписание о его назначении на должность ключаря храма Христа Спасителя.

6d6cef5bebc4e56aa03092a46e36a207.jpeg  

В 1919  -, 1922 г.г.  последовали серии арестов по обвинению, главным образом, в противодействии революционным властям и контрреволюционную деятельность. Например, в 1919  г. поводом к аресту послужила организация воскресной школы при храме и занятия с детьми. Отец Александр Хотовицкий стал одним из главных обвиняемых на 2-м московском процессе против более чем 100 священнослужителей и мирян, который проходил в ноябре-декабре 1922г. в Москве. В октябре 1923г. протоиерей Александр был амнистирован и освобожден из-под стражи. С этого времени и до самого своего ареста в сентябре 1924 года он был номинальным настоятелем Успенского собора в Кремле, но служить там не мог.  Вернуться в Храм Христа Спасителя было невозможно, поскольку он был захвачен представителями лояльной к правительству большевиков обновленческой церкви.

9-го сентября 1924 года протоиерей Александр Хотовицкий был вновь арестован по доносу начальника 6-го отдела ОГПУ Е.Тучкова, который характеризовал о. Александра: «Поп-проповедник с высшим образованием, очень активен, резок и пользуется влиянием на тихоновцев. Настроен антисоветски. Иногда это проскальзывает в проповедях». В том же месяце по решению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ был признан «социально вредным элементом» и приговорен к высылке в составе группы архиереев, сроком на 3 года в Туруханский край. Интересно, что именно в этих краях отбывал свою последнюю ссылку в 1915 г. пламенный революционер И.В. Джугашвили (Сталин).

В ссылке на Ангаре отца Александра сопровождала жена Мария Владимировна. Ужасные условия окончательно подорвали без того слабое здоровье священника.

В 1928 году отец Александр был освобожден и вернулся в Москву. Тогда же он был награждён почётным званием протопресвитера, т.е. старшего священника среди всего духовенства. В этот период он становится ближайшим помощником Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Летом 1937г. протопресвитер Александр Хотовицкий был арестован вновь и вскоре после ареста был приговорен к высшей мере наказания, 19-го августа расстрелян и похоронен на Донском кладбище в Москве в братской могиле.

Источник

- Крайне мало в исторической литературе можно найти информации о супруге Александра Хотовицкого – женщине, которая разделила все тяготы жизни с мужем, Марии Владимировне Хотовицкой (Щербухиной), с которой он обвенчался в Нью-Йорке в 1896 году, - заметил биограф и историк Сергей Цыбульский. – Меня занимает судьба этой удивительной женщины, о которой сохранились скудные, отрывочные сведения в в воспоминаниях и документах. «В уютном доме твоем, — так писал Хотовицкому священник Туркевич, — у тебя и достойнейшей супруги твоей всегда царят мир и любовь, простота, задушевность и благожелательность… Для всех — это истинно-русская, благочестивая, укладная семья, родной, теплый угол, где всегда отдыхаешь душой, находишь приют и привет, самое широкое радушие и гостеприимство, совет, поддержку и помощь, одобрение и новые силы для доброго деяния за веру и Русь православную…»

Для меня особую важность представляло узнать, кто же стоял за личностью не просто великого человека, но великомученика, который претерпел, прошел все до конца – и поэтому я с особенным вниманием собирал немногочисленные факты и хочу рассказать вам про Марию Владимировну, - отметил Сергей Цыбульский. Это будет, пожалуй, первая ее биография, которую мы обозначим широкими мазками, потому что подробно ее жизнь так и не изучена, и не открыта. В отличие от Софьи Толстой, Мария Хотовицкая (Щербухина) не вела автобиографических записей. Мы приблизительно понимаем, когда и где она родилась, кто были ее родители. Судя по косвенным данным, она родилась в семье бедного дворянина, офицера, в Пензенской Губернии. Куда можно было определить в те годы на учебу дворянку из бедной семьи военного? Стараниями императора Павла I был создан специальный Павловский институт - именно для детей дворян, которые пострадали во время первой мировой войны. Известно, что когда Николай I впервые приехал в Павловский институт, он сказал, что очень «рад видеть детей сослуживцев». То есть, это было специальное учебное заведение, которое давало возможность развития и образования девочкам -дворянкам. Там было немного учащихся – около 200 девочек жили и получали образование в Павловском институте, на полном пансионе. Императоры регулярно посещали учебное заведение и помогали деньгами: в конце 50-х годов 19 века главное здание Павловского института располагалось на Знаменской улице. Этой улицы сейчас переименована на карте Петербурга – улица Восстания. Но всем, кто хотя бы раз прибывал в Санкт-Петербург на Московский вокзал, известна площадь Восстания - со стеллой посредине, на месте которой стоял когда-то памятник Александру III, и здесь же круглое здание станции метро «Площадь Восстания». Дом 8 по улицы Восстания – это до сих пор сохранившийся Павловский институт, который сейчас называется Павловской гимназией: здесь учатся дети, звучат звонкие голоса и задорный смех. Это удивительное ощущение – я приехал в Петербург и пришел к историческому зданию, чтобы увидеть, где училась Мария Владимировна, – те же самые двери, окна, стены… Все свидетели того времени и ее жизни. Все сохранилось – дух сохранился.

В 1893 году Мария Щербухина этот институт закончила, что обозначено в журнале Совета Павловского института. Сохранилась запись о выпуске 18 воспитанниц старшего практического класса специального педагогического курса. По 12-балльной системе поведение ее оценено отлично, также она изучала закон Божий, русский язык, французский, немецкий, математику, географию, историю, педагогику. Выпускницей она стала к своим 17-18 годам. В деле сохранилась запись о торжественном акте по окончанию курса. Кем в те годы могли стать бедные дворянки? Гувернантками. Высокообразованная, одинокая, юная барышня получила приглашение на работу в качестве гувернантки в семье русского дипломата в Америке – так она на корабле направилась в далекий город Нью Йорк.

Надо отметить, что изучение английского языка тогда в России не было так распространено – ни Мария, ни Александр не знали английского. В самом начале миссионерской деятельности он стал простым псаломщиком, прислуживал в церкви, помогал священнику. У нас есть в воспоминаниях сведения, что до конца своих дней он не мог избавиться от легкого украинского говора. Юный интеллигент, с небольшой бородкой, пенсне, кудрявая голова… Архиепископ предложил ему стать священником и пройти таинство рукоположения. Но поскольку жены и даже подруги у юноши не было, на тот момент ему предстояло только монашество. К этому он не был готов. И там же в приходе их познакомили с Марией Щербухиной – можно сказать, сосватали. Так они поженились в США, и прошли трудный путь по жизни рука об руку. Отец Александр обладал разносторонними талантами – писал замечательные стихи, отличался литературным даром, издавал журнал «Православный американский вестник». При Хотовицком это издание стало выходить и на английском языке, потому что в православие требовалось приводить не только русских, но и англоязычных переселенцев.  Сейчас в США много представительств православных церквей, а в конце 19 века православие было представлено Русской Церковью и священники были арабы, которые подчинялись русскому епископу. Например, в Канаде в Монреале был один православный священник – араб, а служба проходила на арабском языке в помещении магазина переделанного под храм. Хотовицкий первый, кто отслужил на церковнославянском языке в Монреале.

18 лет он работал в Америке – исполнял свою миссию. Мария Владимировна помогала ему в издательской деятельности. Когда архиепископом североамериканским стал будущий патриарх Тихон Белавин, он приехал в Америку и пришел в дом к Хотовицким. Он отметил, что храм маленький и деревянный – это несолидно. Предложил Отцу Александру построить большой кафедральный собор. Тогда они выкупили участок земли под храм, но на строительство денег не было. По предписанию священного Синода Отцу Александру было разрешено поехать в Россию собирать деньги, чтобы построить в Америке кафедральный собор.

hotovitski_b_400-wwwortfi.jpeg

История удивительная – в Россию он приехал с кружкой для пожертвований. Как вспоминал Александр Хотовицкий, сидя на вокзале думал он, что было бы правильно, если бы первую лепту в строительство храма внес человек известный. Например, отец Иоанн Кронштадтский, которого многие уважали и прислушивались к его советам. И вдруг Александр услышал от людей, что ближайшим поездом отправляется отец Иоанн  в Кронштадт. Поняв, что это промысел Божий, он побежал в кассу, купил билет в первый класс, встретил отца Иоанна в поезде  и договорился об аудиенции. Так, на следующий день он пришел к Иоанну Крондштатскому – и тот сделал первый взнос на строительство храма 300 рублей, а потом еще и Николай II 5 000 рублей дал в ответ на прошение с благословения Иоанна Крондштатского. Лично с императором Хотовицкий не встречался. Также на память Иоанн Крондштатский подарил ему облачение – рясу из китайского шелка, в архиве сохранилась фотография.

А Мария Владимировна все время рядом с супругом: помогала в его миссионерской деятельности, занималась  переводами, создавала  уют в доме. По отзывам современников, отец Александр являл собой пример жертвенного служения Богу и ближним: «От природы аристократ, чрезвычайно умный и образованный, с тонким юмором, в проповедничестве — стихия, в литературе — незаурядный публицист и поэт — идеальный пастырь, для нас, иереев, — хоть и молодой, но уже умудренный опытом, всегда отзывчивый и благожелательный друг и советник, а для всех русских людей — неизменно гостеприимный хозяин, — таков был отец Хотовицкий». И ни слова в воспоминаниях о Марии Владимировне… Детей у Хотовицких не было. По воспоминаниям прихожан из прихода в Финляндии - Хотовицкие жили как брат и сестра, сохраняя чистоту высоких отношений. Именно так построил свою семейную жизнь и Святой Иоанн Кронштадтский.

Сохранилась единственная их семейная фотография Хотовицких.

hotovitski_s_suprugoi.jpeg

Есть интересное воспоминание П.Н.Перцова о судебном процессе 1922г. На этот открытый процесс собрался целый зал народу. Отец Александр защищал себя сам: «Спокойно, сдержанно и достойно повел он свою речь – все это вместе взятое захватило зал, подняло его настроение и выставило в самом выгодном освещении личность обвиняемого, бравшего всю вину на себя одного». Суд явно затягивал процесс и люди томились от изнеможения. Зале присутствовала и Мария Владимировна. После полуночи Председатель суда огласил приговор :  «Священник и ключарь храма Спасителя А.А. Хотовицкий, 52 лет, не судившийся… признан на основании статей Уголовного кодекса виновным в организации контрреволюционного заговора и по совокупности преступлений приговорён к 10 годам заключения». Мария Владимировна Хотовицкая перекрестилась и разрыдалась… Перекрестился сам Александр Александрович и благословил с места жену».

Последние годы Хотовицкие жили в доме около церкви Ризоположения на Донской в районе Шаболовской. Здесь в июле 1937 г. отца Александра арестовали в последний раз.

Пока нет сведений о судьбе Марии Владимировны в тот период. Возможно, Мария Владимировна была арестована или выслана из Москвы. Но это еще предстоит выяснить исследователям. Можно сказать одно, супруга разделила все испытания своего мужа и не оставляла его до самого конца пронеся через всю жизнь обеты данные во время венчания.

hotovitski_icon2.jpeg

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году протопресвитер Александр Хотовицкий был причислен к лику святых.


Здоровый свет