НА ФОРУМАХ
91
1
7
212
2

Граф Полусахалинский - председатель совмина.О Сергее Витте

17221049.223526.1112.jpeg

170 лет назад 29 июня 1849 года родился Сергей Витте.

Фигура эта крайне противоречивая, потому что кто-то её хвалит,  называя великим реформатором, а кто-то наоборот утверждает, будто мало кто так много сделал для развала Российской империи, чем  граф Сергей Витте.

Вот с графа и начнем. Этот титул был пожалован Сергею Витте за подписание Портсмутского мирного договора с Японией. По нему Россия отдавала Японии половину Сахалина. Витте возглавлял на переговорах нашу делегацию. Он был готов отдать японцам и весь полуостров, слал по этому поводу телеграммы Николаю Второму, дескать японцы нас поколотили, так что имеют право. Но благодаря жесткой позиции императора японцы согласились на половину полуострова. Вот отсюда и шуточное прозвище Витте - граф Полусахалинский. Отдал бы весь, наверное, звался Сахалинский. Но такую приставку получают те, кто что-то присоединил или выиграл сражение, а не тот, кто отдал свою территорию. Сахалинскими должны зваться те красноармейцы, которые спустя сорок лет будут эти территории возвращать, но им графские титулы были не нужны, им было достаточно, что они наконец-то разбили очередного врага и скоро настанет мир.

Но ведь если японцы сперва настаивали на всем полуострове, потом довольствовались половиной, может им вообще ничего не надо было отдавать? Да, японцы нас разбили, взяли Порт-Артур, уничтожили в Цусимском бою эскадру Рожественского, и выиграли несколько сражений на суше, иногда невнятно, вроде Мукдена, то есть там вообще было непонятно, кто победил. На море мы им не могли в такой ситуации противостоять, но вот что касается суши - самые лучшие наши части стояли традиционно в Европе, перебрось мы часть из них на Дальний Восток, Японии было бы против них не устоять. А ведь перебросили бы. Зачем тогда Транссиб строили? И Витте как раз ставят в заслуги то, что он, возглавляя Департамент железнодорожных дел, ускорил прокладку трассы. Для этого. Для переброски войск и грузов через всю страну. Время играло на нас. В затяжной войне мы переиграем кого угодно, а не только Японию. Так зачем тогда хвалить Витте за Портсумтский договор? Его ругать надо.

Император все-таки дал ему титул. Но отношения у них от этого не стали лучше. Они всегда были плохими. Витте в своих мемуарах вылил на императора много желчи.  Николай Второй, узнав о том, что Витте пишет воспоминания и догадываясь, что граф Полусахалинский выведет его не в самом хорошем свете, даже пытался после смерти Витте - их раздобыть. Но не получилось. Оказывается, Витте поместил их в сейф одного из парижских банков, а опубликовали мемуары лишь в 20-х в Берлине. Наверное, Витте предполагал, что это будет некий его привет из могилы Николаю Второму, но последнего русского императора уже не было в живых, так что ему было наплевать, что там написал про него этот Витте.

gxeov.jpg

«Отличительной особенностью воспоминаний является то самовосхваление, которыми они дышат». Так отозвался о мемуарах Витте эмигрантский политик и сподвижник Петра Столыпина Владимир Гурко. Емкая характеристика. Еще более короткой будет: «Царь – дурак, я гений».

Впрочем, надо заметить, что Николай Второй был слабым главой государства и вполне заслуживал критики и не лестных высказываний в свой адрес. Но все-таки эти воспоминания из-за откровенного самолюбования не с лучшей стороны характеризуют и самого Витте. Какой-то он склочник. Его некоторые называют очень эффективным управленцем и сейчас его можно было бы назвать эффективным менеджером, но у меня, к примеру, это отрицательная характеристика.

И еще, у него случались конфликты с Петром Столыпиным из-за различий во взглядах на решение той или иной проблемы, а вот что касается Столыпина – у меня нет сомнений касательно его компетентности. И вправду, не погибни он от рук террориста, глядишь Российская империя не ввязалась бы в ненужную нам Первую мировую, а ведь страна тогда развивалась такими темпами, что говорили – через двадцать лет мира с Россией вообще невозможно будет конкурировать, она обгонит всех навсегда. Но не вышло.

Коли уж у Витте юбилей, напоследок вкратце напомню главные вехи его биографии.

Родился в Тифлисе. Пишут, что семья его была бедной. Но как такое возможно, если папа его курляндский дворянин, а мама - дочка губернатора саратовского края? Сейчас бы сказали, что он выходец из блатной семьи. Учился в гимназии плохо, но после ее окончания все-таки поступил в только что открывшийся в Одессе Новороссийский университет на физмат. Но дальше пошел почему-то по железнодорожному делу. Там он сделал отличную карьеру. В воспоминаниях он писал, что «я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных» и некоторые из этой фразы делают выводы будто Витте работал какое-то время кассиром. Но это не так. Он изучал работу кассиров ( стоял у них над душой, вернее сидел), как и других своих служащих, а не работал кассиром.

14_vitte.png

Потом он стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли. В это общество шли бюджетные денежки, потому что оно было ширмой для создания на Черном море военного флота. Покровительствовал ему Император ( тогда не Никлая Второй). В общем, очень теплое местечко. Не думаю, что Витте попал туда исключительно из-за своих способностей, а не по блату.

Постепенно Витте поднялся до начальника Департамента железнодорожных дел, а в феврале 1892-м (в 43 года) стал министром путей сообщения.  На этой должности он был всего ничего. В конце августа того же 92-го – его назначили на пост министра финансов (и вот здесь он задержался на 11 лет). Но все-таки чехарда какая-то. Ну это всё равно, что сейчас главу минтранса Евгения Дитриха поставить вместо главы минфина Антона Силуанова.   Хотя… у нас давно уже нечто похожее и происходит, когда одного министра сажают в кресло другого и наоборот. А хороший ли от этого результат?

На должности главы минфина Витте поднял вопрос о форсировании строительства Транссиба, ввел «винную монополию», провел переговоры с Китаем о строительстве КВЖД через Маньчжурию. (это, на мой взгляд, спорное достижение).  В заслугу Витте ставят «денежную реформу» 1897 года.

В 1903-м - председатель Комитета министров. (Но это еще не премьер, это вообще свадебный генерал).

А вот с октября 1905 года - председатель Совмина.

Он подготовил Манифест, ограничивающий самодержавие и учреждавший Госудуму. Первый созыв этого нового для России органа был такой, что царь сумел его вытерпеть чуть больше двух месяцев, а потом всех разогнал. Но в думу набрали новый созыв (он тоже маялся недолго), а потом был и третий, и четвертый, но революция этот эксперимент на время прекратила.

И как-то не сложилось у Витте на премьерском посту, занимал он его всего полгода, а после отправили его в отставку.

Он скончался 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита.

Что и говорить фигура противоречивая.  Отрицательная она или положительная - пусть каждый сам решает.

1d440dff.jpg

Но память о себе Сергей Витте все-таки оставил в веках такую, что другим на зависть. Считается, что это именно он будучи главой департамента железных дорог, в конце 19 века ввел на всех наших пассажирских поездах в качестве обязательной сервировки стола подстаканник!

Всемирная столица подстаканников

Ермак. К Северному полюсу - напролом

Конкурс молодых учёных – 2016

Фото:
s1200 (2).jfif ( 69.17 КБ)

Здоровый свет