«Креативная индустрия и бизнес: социокультурные аспекты взаимодействия» - такова была тема дискуссионной площадки и круглого стола, который прошел 13 - 14 марта в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Организатором мероприятия, на котором собрались ректоры региональных высших учебных заведений культуры и центров креативных практик, представители бизнеса и министерств, выступил Казанский государственный институт культуры при поддержке Министерства культуры РФ и Союза Женских Сил.
С каждым годом культурные и креативные индустрии оказывают все большое влияние на различные сферы жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Творческие направления занимают уникальное положение на стыке таких сфер как искусство, коммерция и инновационные технологии. Интерес к культурным и креативным индустриям не случаен. Сейчас они рассматриваются как потенциально новый фактор роста национальной экономики. Именно поэтому применение новых практик и их изучение становится очень востребованным.
Участникам мероприятия предложили ознакомиться с тремя креативными площадками: Фабрикой SOLSTUDIO INDUSTRY, которая является частью Компания Solstudio Textile Group – лидера российского рынка текстильного дизайна и мировой трендсеттера в области рисунков на ткани. В нее также входит студия текстильного дизайна Solstudio Textile Design, собственный бренд одежды и аксессуаров из натурального шелка, шерсти и кашемира Radical Chic, а также собственная IT-платформа Print-a-porter, которая дает возможность каждому желающему возможность прикоснуться к кастомизации предметов одежды и интерьера. Участники ознакомились с производственными процессами нанесения рисунка, создания уникальной ткани для последующего вывода готового продукта на рынок.
Следующим объектом стал ШОУРУМ ФЭШН ХАБ RUSSIA - профессиональная площадка в формате B2B (бизнес для бизнеса), представляющей российские и международные монобрендовые и мультибрендовые шоурумы – представляющие производителей и бренды всех категорий: женская одежда, мужская одежда, детская одежда, нижнее белье и одежда для дома, обувь и аксессуары, ювелирные украшения, а также косметика и парфюмерия.
Большой интерес у участников мероприятия вызвал Центр прототипирования «БЕЛЫЙ КВАДРАТ» Московского Государственного Академического Художественного Института имени В.И.СУРИКОВА. Это инновационная площадка для любителей и профессионалов, которые хотят попробовать свои силы в искусстве, арендовать место для работы, произвести собственный мерч, посетить мастер-классы по разным направлениям и многое другое.
В Центре для посетителей открыты пять мастерских, позволяющих работать
в разных техниках. Среди них: керамическая мастерская, мастерская шелкографии, столярная мастерская, мастерские 2D и 3D графики и 3D печати. Участникам показали оборудование и пояснили технологические процессы изготовления 3D моделей.
Тема круглого стола «Подход к новой модели высших учебных заведений культуры с использованием возможностей сферы креативных индустрий» во многом затрагивала вопросы подготовки студентов к осваиванию предпринимательской деятельности в сфере креативных индустрий. Как научить их навыкам предпринимательства и какую роль при этом должны сыграть центры прототипирования.
С приветственным словом к участникам обратилась заместитель министра культуры Российской Федерации Надежда Александровна Преподобная.
Она отметила, что креативное направление приобретает все большее значение в образовательном процессе. По всей стране открываются школы креативных индустрий, а в ВУЗах центры прототипирования, которые являются и творческими лабораториями.
«Наша задача воспитывать талантливую молодёжь и направлять ее силы в русло тех творческих направлений, которые они выбрали, при этом не ограничивать их в создании чего-то нового, отличного от их основной творческой траектории. Опыт прошлого года позволил нам открыть 26 центров прототипирования. В текущем году ситуация изменилась, но мы должны продолжать развитие этого направления. Предстоит решить много вопросов, связанных с развитием центров прототипирования. Здесь необходимо взаимодействие, обмен опытом и сотрудничество», - отметила спикер.
О новых траекториях высшего образования и креативных индустриях рассказала присутствующим Роза Шайхадаровна Ахмадиева - ректор ФГБОУ ВО "Казанский государственный институт культуры".
Она отметила, что к 2030 году, согласно Концепции развития творческих индустрий, вклад креативных индустрий в ВВП страны должен увеличиться до 6 % , а увеличение доли занятости людей в творческих профессиях до 15%.
По ее мнению, «творческие вузы должны поддерживать профессиональное искусство, традиционную школу художественного образования. Ведь наше богатое культурное наследие, методики, создаваемые годами – это та база, на которую мы опираемся в своей работе. Но, к сожалению, академическое образование не всегда отвечает вызовам времени.
Если мы проанализируем, какие творческие направления реализуются в Высшей школе экономики (Управление в креативных индустриях, Кураторство и арт-менеджмент, Ивент-дизайн и экономика впечатлений программа бакалавриата), Университете Синергия (Креативные индустрии и управление проектами в сфере искусства и культуры – программа магистратуры), на базе РАНХиГС при Президенте РФ, в Дальневосточном федеральном университете, то поймем, что творческие вузы отстают, а молодежь и работодатели очень быстро и чутко реагируют на запросы общества. Таким образом, нишу творческих вузов занимают вузы министерства образования. Поэтому очень важно, чтобы в творческих вузах была создана специальная экосистема, которая обеспечит весь цикл создания творческого продукта от идеи до реализации».
Творческое образование и специальная инфраструктура, созданная в Инжиниринговом центре и Центре прототипирования КазГИК, дает возможность использовать специальное оборудование, выставочные пространства, позволяют экспериментировать, создавая новые проекты, которые весьма востребованы. КазГИК впервые получил грант на реализацию Акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив в реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» - Акселератор «Цифровая арт-терапия».
Студенты осваивают технологии создания бизнес-моделей стартапов и получили опыт публичной защиты проекта – трансляция шла через платформу Лидер айди.
Говоря о связи индустриальных партнёров, науки и образования, Роза Шайхадаровна привела пример разработки Инжиниринговым центром Музея дополнительной реальности по культуре народов Поволжья, открытие которого пройдет в этом году.
Для его создания была проведена большая образовательная и научно-исследовательская работа. На основе полученных материалов, индустриальные партнеры ПО «Зарница» разработали демонстрационный комплекс. Совершая экскурсию по музею, при помощи 3d-модели, зрители получат информацию о быте и культуре Народов Поволжья на языках их носителей.
Еще один пример - это проект «Елка Татарстана», в рамках проекта «Елки России», который позволил представить многообразие народных промыслов и национальных культур и традиций в оформлении декора новогодних елок. Благодаря этому проекту люди в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске знакомились с национальной культурой Татарстана.
Центры прототипирования это часть экосистемы вуза, инновационная площадка, где креативным командам предоставляется возможность реализовать свои авторские творческие проекты и производить малые серии изделий в целях дальнейшей коммерциализации проекта и его вывода на рынок.
Если учесть, что во многих Центрах прототипирования работают люди из реального сектора экономики, имеющие предпринимательские компетенции, именно они могут стать ведущими экспертами нового зарождающегося бизнес-проекта, а педагоги вуза смогут оказывать консультационные услуги, нацеливая на научную составляющего проекта, без которой невозможно выстроить инновации.
В дальнейшем стратегическую деятельность центров прототипирования планируется развивать на базе акселерационной платформы (на базе Цифровой платформы Университета 2035).
Ожидается, что при реализации представленной концепции к 2030 году количество людей, прошедших обучение на акселерационной платформе, составит 245 тыс. человек (физических лиц) и 10 500 созданных юридических лиц, включая самозанятых.
Экспорт продукции креативных индустрий резидентами и выпускниками платформы должен составить 10 миллиардов рублей, а налоги и страховые взносы, внесённые в бюджет Российской Федерации, резидентами и выпускниками платформы достигнут 3 миллиардов рублей.
Продолжила поднятую тему Инга Валерьевна Легасова, учредитель и генеральный директор инвестиционно-торговой компании «РемиЛинг», действительный член (академик) Международной академии менеджмента, член Правления вольного экономического общества, общественный уполномоченный по вопросам женского предпринимательства в г. Москве, член Правления Международного союза православных женщин, председатель Правления и генеральный директор Союза Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов.
Говоря о креативных индустриях, она отметила, что они находятся на стыке интеллектуального, академического и ручного труда, и за последние годы заняли лидирующие позиции в информационном поле.Это произошло благодаря двум факторам: креативное предпринимательство не требует природных ресурсов, не зависит от географического местоположения человека, создающего креативный продукт; оперативно создает рабочие места. Кроме того, это привлекательное поле для инвестиций. Креативный сектор все больше приобретает высокую рыночную капитализацию. Креативная составляющая есть практически в большинстве отраслей хозяйства.
К сведению!
К 2024 году мировой рынок креативной экономики может достичь 1 триллиона долларов. В Российской Федерации рынок креативной индустрии ограничивается примерно 2,5 триллиона рублей. Креативная индустрия – один из самых быстрорастущих секторов мировой экономики.
Инга Валерьевна отметила важность развития центров прототипирования - инновационных площадок коллективного и индивидуального пользования специальным оборудованием для развития творческого предпринимательства, на котором все желающие могут производить креативные продукты для их коммерциализации. Такие центры способны обеспечить создание полного цикла производства креативной продукции - от создания идеи до вывода готового продукта на рынок.
Она отметила, что заинтересованными сторонами в работе центров прототипирования могут стать:
Школы (факультативные занятия, повышение мотивации учащихся к получению новых знаний и навыков; ресурсная площадка для выполнения конкретных творческих работ, ранняя профориентация.
ВУЗы (продвижение ВУЗовсвких разработок на выставках, конкурсах, гранты; изготовление опытных образцов, необходимых для дальнейших исследований; решение прикладных задач при обучении студентов; повышение компетенций студентов и выпускников ВУЗов
Креативное предпринимательство (создание моделей, прототипов; решение задач рекламирования идей и продуктов, выведение продуктов на рынок; расширение линеек продуктов и услуг; изготовление образцов продуктов для презентаций, выставок, получения грантов, для демонстрации потенциальным заказчикам).
Региональная власть (новый современный объект инновационной инфраструктуры; административная поддержка перспективных креативных проектов; развитие инновационного мышления у жителей любого возраста данного региона; повышение возможностей творческого сообщества региона).
Исходя из значимости развития центров прототипирования и необходимости увеличения их числа на территории РФ Инга Валерьевна предложила:
1. Министерству культуры РФ рассмотреть возможность организации совместно с профильными ВУЗами центров прототипирования и мастерских, позволяющих проводить мастер-классы профессионалов для студентов;
2. Рассмотреть возможность введения профессиональных стартапов для специалистов креативных индустрий. Попросить Минкультуры РФ и Минобразования РФ скоординировать эту работу.
3. Создать рабочую группу из предпринимателей, представителей творческих ВУЗов и представителей Минкультуры и Минобразования для решения проблемы трудоустройства креативных специалистов.
Об успешных мировых практиках взаимодействия бизнеса и сферы культуры рассказала Дина Ильясовна Насырова - директор бренда Ilgiz F, Вице-президент Московской ювелирной выставки J+1. Она отметила, что ювелирные дизайнеры и ювелирная отрасль сейчас переживают не лучшие времена, Санкции, налоговые нововведения, повышение цен на сырье осложнили и без того непростую жизнь отечественных производителей украшений.
«Приходится признать, что многие компании закрываются, а их работники покидают страну из-за образовавшихся проблем. Креативная индустрия в этом случае выручает - это очень удобно, поскольку используя ее алгоритм можно зарабатывать локально. Например, в апреле мы организуем выставку «Неженское дело», которая пройдет в галерее Ильгиз . Креативные индустрии формируют культурный код для будущих поколений. Так, в частности, готова выставка, которая может стать площадкой для сотрудничества вузов. В течение трёх дней можно обсудить наши отличия, достижения, рассказать об опыте, провести мастер-классы», - сказала Дина Насырова
Курдюмова Светлана Алексеевна - Директор по коммуникациям группы текстильных компаний Solstudio Textile Group рассказала о деятельности компании.
«Многим из вас сегодня представился шанс посетить нашу фабрику по печати на тканях. Это значит, что вы смогли увидеть 1/3 нашей компании, которая состоит из студии текстильного дизайна, фабрики печати на ткани, бренда аксессуаров и нового информационного проекта онлайн-платформы для быстрой печати на ткани. Студия текстильного дизайна создана 13 лет назад и входит в 30 сильнейших студий мира. Ежегодно создается примерно 2500-3000 дизайнов. Студия является постоянным участникам всех мировых выставок и экспертное жюри выбирает наши работы в качестве иллюстрации мировых модных брендов. Даже нынешняя ситуация не становится препятствием для сотрудничества Solstudio с мировыми брендами. Так месяц назад в Париже наши художники ещё раз доказали свой профессионализм в текстильном дизайне».
Сегодня текстильный дизайн - это не просто рисунок на тканях. Он давно уже вышел за пределы тканей и стал распространяться на другие поверхности. Рисунок может быть нанесён на всё, что угодно: обои, ламинат, любой домашний текстиль. Сегодня текстильный художник должен быть аналитиком, прогнозирующим тренды; компьютерным экспертом, потому что придётся работать в современных компьютерных программах; маркетологом; менеджером и всем на свете. И именно поэтому Студия очень много работает с креативными творческими вузами: британской высшей школой дизайна, университетом Косыгина, Строгановкой. Прекрасное теоретическое образование всё равно не может дать студентам полного понимания индустрии и своих задач. Студия предоставляет студентам возможность увидеть ход работы, общение дизайнеров с клиентами. Таким образом, наши художники в студии получают важный навык - они становятся преподавателями. Многие из них уже читают лекции в вузах.
Ещё один перспективный проект, на котором сосредоточила своё внимание solstudio в прошлом году - это цифровая платформа по печати на тканях, которая даст возможность любому человеку напечатать собственную ткань метражом от 1 метра. Суть её в том, что художники и дизайнеры размещают на платформе свои работы, подключаются паблики по производству тканей. Человек может выбрать любой рисунок, ткань, метраж, а потом его мечты воплотятся в реальность. Эта платформа помогает в продвижении молодых художников, которые после покупки клиентом их рисунка не теряют авторские права и получают процент от продаж. Мы даём возможность начинающим предпринимателям шить небольшие коллекции, выполнять тестовые образцы.
В рамках круглого стола были подняты вопросы о Федеральной и региональной поддержке креативных индустрий, о механизме взаимовыгодного сотрудничества: вуз - Центр прототипирования - Инжиниринговый центр. По этим темам с докладами выступили: Алан Малзахович Елбакаев, Директор по стратегии ФБУ «Центр управления проектами в промышленности» и Михаил Сергеевич Мастин, руководитель и соучредитель ООО «Брикс-Групп».
Учредитель группы компаний «Ортомода», д.э.н., создатель Академии дизайна и предпринимательства Галина Юрьевна Волкова в своем выступлении отметила, что необходима специальная, предпринимательская подготовка студентов. Чтобы делать востребованный товар необходимо не только знать конъюнктуру рынка, но и понимать, какого качества он должен быть.
Для этого необходимо дополнительное обучение студентов или наставничество, чтобы получить навыки предпринимателя и суметь не просто сделать продукт, а упаковать его и продать, а потом масштабироваться, поскольку только здесь и есть прибыль. Нужно не только создать управленца в области креативной индустрии, но и поменять сознание творческой личности и добавить год обучения предпринимательству.
На следующий день стратегическая сессия продолжила свою работу.