НА ФОРУМАХ
271
1
113
2
57
2

Учреждение Общества русской словесности


Самым знаковым событием последнего времени, связанным с образованием, безусловно, надо считать Учредительное собрание Общества русской словесности, которое состоялось 9 марта. И хотя это произошло под эгидой Патриарха Кирилла, возрождение Общества имеет огромное, пока ещё не осознаваемое значение не столько для РПЦ, сколько для всей России, потому что язык, понятный всем, - это важнейший инструмент единения общества. И не с этого ли события начнётся формирование национальной идеи, поиском которой давно заняты лучшие умы нашей Родины?

Надо сказать, что сама форма такого объединения всех, кого волнует проблема сохранения языка и литературы, далеко не нова.  У нас уже существовало Общество любителей российской словесности, открытое при Московском университете в 1811 году. Оно играло колоссальную роль в развитии русского образования в целом, а не только  словесного. В частности, Владимир Иванович Даль издал свой словарь именно в Обществе любителей российской словесности. По инициативе его членов был установлен памятник Пушкину в Москве. В его просветительской деятельности принимали участие все известные русские писатели. В 1930 году Общество было закрыто, но в 1990 году возрождено по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. К сожалению, последующие годы тяжело сказались на российской культуре в целом, и Общество любителей российской словесности после недолгого активного функционирования фактически прекратило своё существование.

Новый виток внимания к состоянию русского языка и литературы знаменует собой, таким образом, поворот государства к сохранению национальной идентичности как главному фактору безопасности и сохранения целостности России как многонационального государства. Об этом свидетельствует и то, что В.В.Путин был инициатором создания Общества русской словесности: именно он обратился к Патриарху Кириллу с предложением возглавить новую общественную структуру.

Само собой разумеется, что никакие инициативы такого рода, ничьё внимание на самом высоком уровне не будут успешны, если в активную работу не включится школа: ведь именно там ребёнок должен познакомиться с величайшими произведениями классической литературы и – что ещё важнее – услышать не просто грамотную, но и красивую русскую речь из уст учителей, причём вовсе не только учителей словесности.

К сожалению, как было неоднократно сказано с трибуны и в кулуарах учредительного собрания, преподавание русского языка и литературы вызывает много нареканий. И дело не столько в квалификации учителей, сколько в ошибочных методологических подходах к обучению.  

Конечно, грандиозность предстоящей работы ещё только предстоит оценить, но важно, что первые шаги уже сделаны. Лучше всего определил роль Общества Патриарх Кирилл в своём докладе, где он представил его как

некое место, достаточно нейтральное и благожелательное, для обеспечения компетентной и уважительной дискуссии, с тем чтобы можно было выйти на решения, которые соответствуют чаяниям многих людей, на решения, которые реально помогут нашей школе преодолеть несомненный кризис и выйти на тот уровень преподавания русского языка и литературы, который будет во многом содействовать не просто возрождению, но и дальнейшему поступательному развитию нашей культуры и что, может быть, самое важное, поступательному нравственному, духовному развитию личности, чтобы будущие поколения россиян были способны отличать добро от зла, правду от кривды, порядочность от преступности, чтобы они были способны построить мирную, справедливую и процветающую страну.




Здоровый свет