НА ФОРУМАХ
28
38
1
363
2

Работа педагога - это стратегически важная профессия

IMG_20230412_124348.jpg

10 апреля в мультимедийном пресс-центре “Россия сегодня” состоялась встреча с Первым заместителем председателя Комитета ГД ФС РФ по просвещению Яной Валерьевной Лантратовой.

Депутат рассказала о планах по совершенствованию образовательного процесса в России, а также прокомментировала самые насущные и животрепещущие вопросы школьного образования: о повышении престижа профессии педагога, о дополнительных социальных гарантиях, которые планируется предоставить учителям, и о том, как этому способствует объявленный год педагога и наставника. Были затронуты и  вопросы детского питания в школах, отмены или перевода в новый формат ЕГЭ, возвращения предмета черчение в учебную программу, создания единой системы образования и сертификации учебных пособий и многое другое.  Мы приводим основные моменты ее выступления.

В наших школах с детьми говорят о любви, о верности, о жизненных ценностях.

- Я бы хотела начать с одного письма, которое мне написали родители из регионов. Несколько дней назад в одной социальной сети было показано, как в детском саду Испании происходит обручение однополой пары.  В роли жениха и невесты выступают две наряженные по случаю девочки лет четырех - пяти. Они обмениваются кольцами под восторженные аплодисменты других детей. Для многих стран такая картина стала нормой, но  только не для нас. В наших школах с детьми говорят о любви, о верности, о  жизненных ценностях.

Разговоры о важном

- С начала специальной военной операции очень многое стало меняться  в системе образования. Прежде всего,  я хочу сказать, что ввели разговоры о важном. Неделя стала начинаться с поднятия флага и исполнения гимна.  Мы убрали понятие “образовательная услуга”, вернули  школе воспитательную функцию, что действительно очень важно и приняли законопроект о едином образовательном пространстве.

Это та проблема, о которой мы много говорили. К сожалению, так получилось, что у нас в учебниках содержатся  где-то ошибки, где-то антигосударственная риторика. Возник вопрос, как вообще все это происходит. Почему это возможно в нашей стране? Выяснилось вот что: чтобы создать учебник, любые два человека могут договориться - Мы создаем учебник. А являемся Мы педагогами или не являемся, что Мы туда заложим - это наше, сугубо авторское,  право. И получается, что появлялись вот такие учебники, по которым могли учиться дети в школах, тем более, что в каждом регионе России была отдельная образовательная программа. Если в учебнике обнаруживали ошибку или антигосударственную риторику, что могло сделать Минпросвещения: только рекомендовать авторам исправить ту или иную ошибку. А уж исправят авторы или не исправят - это было их личное дело. Если в Советском союзе существовал некий орган, который занимался всем, включая авторское право, контроль за содержанием учебников, утверждением единой методики образовательной программы, то в течение последних 30 лет по факту этого в стране не было.  

Теперь, после принятия законопроекта о едином образовательном пространстве, министерство просвещения становится ответственным за все, что происходит в школах, включая контроль за содержанием  и качеством учебников. У нас утверждается не временная, а постоянная  образовательная  программа, формируются учебники, по которым будут учиться  все дети.

О статусе педагогического работника

- Уже проведена колоссальная работа - система начинает меняться.  Более того, такие образовательные предметы как русский язык, история, география, литературное чтение, вводятся, как предметы обязательные. Почему это важно? Потому,  что были школы, которые могли сказать: а нам не нужен русский язык, мы хотим обучать детей по своей креативной программе. Вот от этого всего мы уходим.

Конечно, есть некий переходный период, когда требования закона будут полноценно реализованы. Понятно, что много предстоит работы и один из важнейших вопросов, который сейчас поднимается  это вопрос о статусе педагогического работника. Я регулярно езжу по регионам России, более того в своей работе каждую неделю у меня происходят либо очные, либо онлайн конференции с педагогами. Только что мы встречались с Дальневосточным регионом, где собралось 250 педагогов в зале, и еще около 2500 тех, кто подключились онлайн к нашему мероприятию. Когда я подняла вопрос о статусе педагогического работника, зал отреагировал аплодисментами.

К сожалению, у нас сейчас, по разным оценкам, не хватает педагогических работников. Называют разные цифры. Не хватает  от 200 до 500 тысяч учителей. Особенно в сельской местности. Молодежь не идет работать на низкую зарплату. А на двух-трех ставках лямку тянут те, кто уже работает много лет.

Есть замечательные проекты, как, например, “Земский учитель”. Проект очень хороший, но средств,  выделяемых на него, недостаточно. Как показывает практика, учитель приезжает, отработает два-три года в регионе, и уезжает.

Что происходит?  По закону у нас не существует минимального оклада педагогического работника. Оклад ограничен только МРОТ, а премиальная  часть зависит от руководства образовательного учреждения, где работает педагог. Это несправедливо.

Я выступила с инициативой о разработке законопроекта о статусе учителя: предложила наделить учителей статусом, сопоставимым со статусом госслужащего. Это значит - поднять заработную плату не ниже средней заработной платы чиновника по стране. И, что важно, предоставить аналогичные льготы и социальные гарантии.

Когда общаешься с педагогами, о чем они просят - установить единую тарифную сетку оплаты их труда по всей стране, средняя заработная плата должна быть не менее двухсот процентов от средней заработной платы субъекта Федерации, где работает педагог. И, когда задаешь вопрос педагогам, а что еще важно, то все отвечают - нормальное медицинское обслуживание, медицинский пакет, в том числе и санаторно-  курортное  лечение. Ведь работа педагога - это стратегически важная профессия. Есть две стратегически важные профессии – врач  и педагог. Врач помогает человеку родиться на свет, а педагог формирует из этого  человека личность и гражданина.

Главным показателем качества работы  учителя является - хотят ли ходить дети в школу, умеют ли они сами учиться, извлекать знания. Как говорил Ушинский, задача учителя научить  детей учиться, самостоятельно трудиться и приобретать знания.

Мы начали работу над данным законопроектом, в ближайшее время  планируем провести слушания. Я  в телеграм -  канале у себя точно укажу дату слушания. Хотим туда пригласить педагогов, родителей и даже детей, чтобы обсудить абсолютно разные вопросы, в том числе и вопрос  защиты педагога.

Кстати, в  Министерстве просвещения разрабатывается  такой законопроект.  

Мы, конечно, говорим о защите ребенка, это, безусловно,  очень важно. Если возникают истории о педагогах, когда он поднял руку, ударил ребенка или что-то подобное, - сразу же подключается общественность и возникает наказание за такое нарушение.

А вот вопрос, что у нас педагог не защищен, уязвим, это тоже  очень серьезный вопрос. Если ребенок, тем более подросткового возраста , отказывается слушаться, кидает в педагога разные предметы, доводит его до срыва, провоцирует?..  Педагог у нас в этот момент совершенно не защищен.

Я планирую провести большие слушания на базе рабочей группы по детской безопасности и защите прав обучающихся и педагогов, которую я организовала  на базе нашего  Комитета по просвещению. Мы должны совместно выработать те необходимые нормы, которые повысят статус и престиж педагогического работника.

IMG_20230412_124414.jpg

О предмете “Черчение”

- О чем бы еще хотела сказать: важный вопрос - это черчение. Я столкнулась с этим, когда ко мне пришли на прием специалисты, включая и профессорский состав, которые показали мне разные исследования - российские и зарубежные по поводу черчения.

Черчение является основой инженерной и конструкторской мысли. Но, к сожалению, этот предмет был исключен из школьной программы и остался в виде раздела предмета “технология”. Количество рекомендованных часов незначительно.

Итог - подорвана основа инженерного и технического образования. Что самое интересное - оказывается, что черчение полезно не только тем, кто занимается техническими специальностями, но и  тем, кто занимается  литературой.  Оно развивает  логику и пространственное воображение. Самое интересное, что черчение может улучшить словесно-логическое мышление подростка.

Это заметили и наши российские исследователи, и специалисты из Великобритании. В Джорджтаунском университете было проведено целое исследование, которое это доказало. Предмет этот особенно важен, когда сейчас нам крайне нужны технические специалисты, когда мы развиваем оборонную промышленность.

По словам  педагогов средней и высшей школы  дети, которые вроде бы интересуются техническими специальностями, когда приходят в высшую школу, начинают работать с компьютерными программами, в основе которых заложено черчение просто не справляются. Из-за этого бросают учебу даже одаренные от природы ребята. Это плохо. Я думаю, что надо рассмотреть вопрос о возвращении такого предмета в обязательную учебную программу.

О школьном питании

- Еще важная тема - вопросы школьного питания. Большое спасибо  председателю Госдумы  Вячеславу Викторовичу Володину, который этот вопрос поднял на нашем общем собрании. Когда заправляем машину - мы же выбираем качественный бензин. А когда детей кормим - это происходит через систему тендеров. А что такое система тендеров: кто меньшую сумму предложил, тот и выиграл. На мой взгляд, это совершенно неправильно.   От питания зависит здоровье детей и экономить на этом нельзя. Я недавно проводила большой круглый стол во фракции - и мы говорили о статистике заболеваний, в том числе и о статистике желудочно - кишечных заболеваний. Высокое количество гастритов возникает в связи с тем, что у нас просто неправильное детское питание.

Об отмене ЕГЭ

- Наша фракция также поднимает вопрос отмены ЕГЭ. Да, эта работа должна вестись поэтапно, необходимо хотя бы переформатирование, выведение ЕГЭ из системы среднего школьного образования  

Пусть ЕГЭ останется вступительным испытанием при поступлении в ВУЗ. А школа могла бы выдавать аттестаты, как мы привыкли. И это вопрос, который поднимает огромное количество родителей. Тема отмены ЕГЭ была в пятерке самых животрепещущих.

О патриотическом воспитании

- О пересмотре подходов к патриотическому воспитанию. У нас есть рабочая  группа по СВО, которая создана по распоряжению Президента в декабре. Ее возглавил первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. В рамках этой рабочей группы есть несколько подгрупп. Одна из подгрупп по патриотическому воспитанию. Когда встал вопрос, что нам нужно продумать, подходы к патриотическому воспитанию, я решила собрать детей и подростков, чтобы поговорить с ними о том, какие патриотические проекты их интересуют, чего бы хотелось.

Зачастую как происходит - когда готовятся проекты и программы для детей, забывают спросить самих детей, а им что нужно. В Челябинской области, откуда  я избиралась как депутат, я собрала порядка 100 детей из детских домов, школьников  и студентов.

Мы поговорили о СВО, о патриотических проектах. Меня поразил ответ одного из мальчиков из детского дома. Когда я спросила: как вы считаете, за что воюют наши ребята там, - встал один мальчик из детского дома.  Он сказал: “Когда была жива моя бабушка, она мне все время рассказывала, что в Челябинской области есть город Троицк - удивительный, напитанный историей, культурой. Я всегда мечтал туда попасть. Я старался, учился. Когда она умерла, я поступил учиться в Троицк. И теперь я вожу экскурсии для детей по Троицку. И вот если бы я пошел воевать, я бы пошел воевать за Троицк”.  Это настолько глубокая мысль!..

Этот момент принес мне важную мысль, которую я потом обсуждала с губернатором Челябинской области Алексеем Леонидовичем Текслером, который очень внимательно относится к разным программам по патриотическому воспитанию. У нас в Челябинской области мы стали организовывать экскурсионные поездки детей из школ и детских домов с возможностью увидеть не только Троицк, но и Аркаим, Тургояк  другие красивые места области.

А что происходит в других регионах, к сожалению?  У нас дети не знают не только ничего в пределах своего города, они не знают, как прекрасна область и я уже не говорю - в целом наша великая  Россия. Поехать за границу долгое время было куда дешевле, чем лететь на Камчатку.  Посмотреть Байкал и Иркутскую область. Увидеть Алтай… Это было недоступно многим. И это важный вопрос. Если работать над тем, чтобы дети увидели свою область, свой регион, свою страну - это даст больше результата, больше патриотического воспитания, чем какие-то общие слова. Говоря о подходах, я считаю, что мы должны на это обратить внимание. Вот почему я начала из региона, от которого я избрана.  Уверена, что здесь есть о чем задуматься всем депутатам от разных регионов.


Здоровый свет