НА ФОРУМАХ
21
1
233
2
182
2

Кто и как будет готовить инженерные кадры

О подготовке инженеров как целого направления в общей системе образования, говорили в пресс-центре «Россия сегодня».

Снимок экрана 2023-06-07 в 16.48.14.png

В связи c острой нехваткой инженерных кадров в стране и ошибками планирования выпуска дипломированных специалистов в предыдущие годы, перед организаторами системы образования в России встала неотложная и комплексная задача подготовки не только инженерных кадров, но и тех учителей, которые будут мотивировать школьников к профессиональному выбору в технических отраслях.

Как отметила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, традиционно в перечень предметов инженерного образования входят предметы естественнонаучного цикла: математика, физика, информатика, биология, география, химия.

Снимок экрана 2023-06-07 в 16.51.06.png

Сегодня, чтобы преподавать в школах эти предметы на должном уровне, созданы все условия.

В рамках национального проекта «Образование» уже два года планово ведется оснащение школ и обучающих кластеров: формируются точки роста в сельских школах, создаются кванториумы в школах городских, появляются антикубы, новое лабораторное оборудование в школах и колледжах. Главным ориентиром в этом направлении для отрасли сегодня служит «Концепция технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В этом документе, помимо прочего отмечается необходимость популяризации среди молодежи инженерного образования. Действительно, без кружков, без интересных школьных уроков, без увлеченных учителей, нам не удастся ребят повернуть в сторону инженерного образования.

Татьяна Васильева отметила, что формировать интерес к естественнонаучным направлениям нужно у детей с раннего возраста. Профориентация старших школьников на инженерные профессии – это уже устаревшая практика, которая в наше время неэффективна.

Что касается подготовки педагогов по естественным наукам, у абитуриентов есть стремление получить эти специальности.

По опыту прошлого года, у будущих учителей информатика и математика пользуется очень большим спросом – 10 человек на одно бюджетное место. При том, что количество бюджетных мест увеличивается. Учителей надо много, но и интерес колоссальный. На учителей физики- конкурс пять человек на место.

Тем, кто пока не определился с выбором ВУЗа, но рассматривает для себя перспективу стать учителем, зам. Министра просвещения порекомендовала изучить сайт будьучителем.рф

Там подробнейшим образом представлены все возможности, которые открывают педагогические ВУЗы страны, это гид по материальной базе, по студенческой жизни, а также там можно узнать о времени и правилах сдачи вступительных экзаменов.

О том, какой практический опыт в подготовке педагогов по инженерным специальностям для колледжей и школ наработан уже, рассказал И.о. ректора Российского государственного профессионально-педагогического университета Валерий Дубицкий.

Дубицкий.png

В университете готовят педагогических работников с высшим профильным образованием, которые обладают дополнительной рабочей профессией. Например, педагог может получить разряд электро-газосварщика. В ВУЗе применяют программно-целевой подход, составляя учебные программы в соответствии с рекомендациями и запросами индустриальных партнеров – предприятий, которые испытывают кадровый голод. Работа ведется недавно. Пока всего 116 специалистов выпущено.

Еще один важный аспект подготовки инженерных кадров – привить навыки работы в проектных бригадах. В конструкторских лабораториях, на производстве инженер может развиваться только работая в коллективе. Но важно, чтобы даже на первом этапе технический специалист не чувствовал себя «мелким винтиком», а мог осознавать масштабы проекта в общем и целом.

На обсуждении преподаватели с большим стажем из региональных педагогических ВУЗов обращали внимание, что времена мононауки уже прошли. Современные изобретения создаются на стыке физики и математики, химии и биологии… В этом смысле крайне позитивный момент, что в школах с этого года вновь вводится обязательный предмет черчение.

DSC00408-scaled.jpeg

Также прошло время, когда физику изучали в кабинете физики, а химию в кабинете химии. Современные технопарки и антикубы, которые существуют практически при каждом педагогическом ВУЗе позволяют студентам на собственном опыте почувствовать, что педагог – это современная и модная, высокотехнологичная профессия. Безусловно поддерживая тезис, что таланты истинных «технарей», инженеров и конструкторов от Бога, нужно раскрывать еще с раннего детского возраста, организаторы педагогического образования внедряют «каскадный подход». Это значит, что студенты на практике занимаются с младшими школьниками: показывают интересные физические опыты, знакомят с занимательной наукой, мотивируют ребят к развитию в этой области.


Здоровый свет