Фонд «Обнаженные сердца», ВЦИОМ и Ассоциация «Аутизм-Регионы» впервые провели в России совместное исследование, посвященное информированности жителей РФ об инклюзивном образовании и отношении к нему.
Исследование показало, что большинству россиян не знаком термин «инклюзивное образование». 59% россиян впервые услышали его, став участниками опроса. Еще 16% затруднились с ответом. Четверть респондентов – 25% - слышали про инклюзивное образование. Но только 11% понимают, что речь идет о совместном обучении здоровых детей и детей с особенностями развития.
При этом 66% опрошенных сказали, что одобрительно относятся к совместному обучению детей. 16% респондентов не одобряют такую практику, 13% относятся нейтрально. Молодые люди (18-24 года) настроены более позитивно, среди этой возрастной группы идею инклюзивного образования готовы поддержать 81%, среди граждан старше 60 лет – только 57%.
63% родителей школьников и 65% родителей дошкольников отметили, что уже имеют опыт инклюзивного образования. Из них 74% и 73% тех и других положительно относятся к инклюзивному образованию, и лишь 8% и 9% родителей школьников и дошкольников не одобряют такого подхода.
Отвечая на вопрос о плюсах совместного обучения, респонденты назвали социализацию и толерантность, формирование позитивной среды в детском коллективе - 62%, равенство возможностей в получении образования - 14%, хорошее развитие и обучаемость детей - 11%.
Среди недостатков инклюзивного образования были отмечены проблемы у детей с особенностями развития - 34%, в том числе психологические - 27%, а также риск отставания в обучении из-за сложности программ - 7%. Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы и учителей принять детей с особенностями развития.
И все же подавляющее большинство россиян согласны с тем, что инклюзивное образование помогает детям лучше понимать друг друга – так считают 80% опрошенных. Как и с утверждением, что учитель, освоивший методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее найдет подход к обычным ученикам – полагают 72% участников исследования.
61% респондентов не поддерживают мнение, что совместное обучение чревато снижением общего уровня образования. Но треть - 31% - опрошенных с ним согласны. При этом 57% россиян согласились с утверждением, что при совместном обучении возрастает риск конфликтов и агрессии, 34% - не поддерживают эту точку зрения.