НА ФОРУМАХ
159
1
131
227
1

Делает ли дошкольное образование нашу экономику конкурентоспособной?

f60d5853b69ace8c13774a5bfc51cea9.jpg

Одна из основных задач системы образования – повышать кадровую конкурентоспособность страны. Выполняет ли она эту задачу в России?

Казалось бы, как связь между проблемой дефицита кадров для жизненно необходимой стране реиндустриализации и дошкольным образованием - ведь от дошкольной ступени до заводской проходной десяток и более лет? Однако, как показывают исследования, решающий этап раз­вития человеческого мозга - с рождения и до достижения 6-7-летне­го возраста.

Но что происходит сегодня? Ответ на этот вопрос был получен в рамках исследования «Уровень и качество жизни типичного рос­сийского города». Экспертами было выявлено, что в силу изменения усло­вий хозяйствования образовательных учреждений (внедрения нор­мативно-подушевого финансирования, реализации закона №83-ФЗ), изменения требований к санитарно-гигиеническим и строительным нормам ради увеличения «пропускной способности» детских садов; оптимизации структуры дошкольных и школьных учреждений и т.д. в дошкольном образовании наблюдается ряд весьма тревожных тен­денций.

А именно: массовый перевод муниципальных детских садов в учреждения лишь по присмотру и уходу за детьми (без образователь­ной функции); упразднение в государственных детских садах института «занятий» с переводом всей подготовки к школе в разряд платных услуг, рост числа детей в группах и, соответственно, числа воспитан­ников, приходящихся на одного воспитателя; резкое сокращение доступности логопедической помощи и в целом коррекционного об­разования.

При грамотной организации в этот период воспитания и образования у дошкольников своевременно формируются базовые качества личности: мышление, память, внимание, воображение, речь, что является залогом успешного обучения в начальной школе и на последующих ступенях системы образования, в том числе, в рамках т.н. «непрерывного образования через всю жизнь».

В развиваемом сегодня частном секторе также преимуще­ственно реализуется лишь функция присмотра (основной формой частных дошкольных учреждений являются т.н. центры времяпрепровождения). Наряду с упразднением «потолка» оплаты за пребывание ребенка в детском саду все это перекрывает доступ к адекватному до­школьному образованию для малообеспеченных детей, а для тех, кто чуть более обеспечен, хотя и оставляет доступ, но при резком снижении качества образования. В свою очередь отсутствие или недостаточ­ность дошкольной подготовки негативно сказывается на успешности освоения детьми программы начальной школы и, в конечном итоге, успешности освоения школьной программы в целом. Такое же негативное влияние оказывает и снижение доступности своевременной и эффективной помощи детям с проблемами речевого развития.

Здоровый свет