Одна из основных задач системы образования – повышать кадровую конкурентоспособность страны. Выполняет ли она эту задачу в России?
Казалось бы, как связь между проблемой дефицита кадров для жизненно необходимой стране реиндустриализации и дошкольным образованием - ведь от дошкольной ступени до заводской проходной десяток и более лет? Однако, как показывают исследования, решающий этап развития человеческого мозга - с рождения и до достижения 6-7-летнего возраста.
Но что происходит сегодня? Ответ на этот вопрос был получен в рамках исследования «Уровень и качество жизни типичного российского города». Экспертами было выявлено, что в силу изменения условий хозяйствования образовательных учреждений (внедрения нормативно-подушевого финансирования, реализации закона №83-ФЗ), изменения требований к санитарно-гигиеническим и строительным нормам ради увеличения «пропускной способности» детских садов; оптимизации структуры дошкольных и школьных учреждений и т.д. в дошкольном образовании наблюдается ряд весьма тревожных тенденций.
А именно: массовый перевод муниципальных детских садов в учреждения лишь по присмотру и уходу за детьми (без образовательной функции); упразднение в государственных детских садах института «занятий» с переводом всей подготовки к школе в разряд платных услуг, рост числа детей в группах и, соответственно, числа воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; резкое сокращение доступности логопедической помощи и в целом коррекционного образования.
При грамотной организации в этот период воспитания и образования у дошкольников своевременно формируются базовые качества личности: мышление, память, внимание, воображение, речь, что является залогом успешного обучения в начальной школе и на последующих ступенях системы образования, в том числе, в рамках т.н. «непрерывного образования через всю жизнь».
В развиваемом сегодня частном секторе также преимущественно реализуется лишь функция присмотра (основной формой частных дошкольных учреждений являются т.н. центры времяпрепровождения). Наряду с упразднением «потолка» оплаты за пребывание ребенка в детском саду все это перекрывает доступ к адекватному дошкольному образованию для малообеспеченных детей, а для тех, кто чуть более обеспечен, хотя и оставляет доступ, но при резком снижении качества образования. В свою очередь отсутствие или недостаточность дошкольной подготовки негативно сказывается на успешности освоения детьми программы начальной школы и, в конечном итоге, успешности освоения школьной программы в целом. Такое же негативное влияние оказывает и снижение доступности своевременной и эффективной помощи детям с проблемами речевого развития.