НА ФОРУМАХ
91
1
8
213
2

Too big to fail

d697b5498b0401711c84c636903eac8a.jpg

Одним из наиболее острых противоречий современного этапа развития капитализма является феномен системно значимых финансовых учреждений, получивший в английском языке название «too big to fail». Буквальный перевод этого словосочетания: “слишком большие чтобы обанкротиться».

Речь идёт о крупнейших банках, инвестиционных фондах, ипотечных компаниях, которые достигли столь гигантских размеров, что их банкротство может привести к катастрофическим последствиям для экономики отдельной страны или даже всего мира. Угроза кроется в высокой взаимоувязанности участников современной экономики. В случае разорения крупного банка, он не сможет погасить свои обязательства перед сотнями тысяч вкладчиков, компаний и других банков. Это, в свою очередь, приведёт уже и к их банкротству. Далее цепная реакция будет только нарастать, что может вогнать экономику в полный паралич.

В качестве примера таких учреждений можно привести первую четвёрку американских банков: Citigroup, JPMorgan Chase, Bank of America и Wells Fargo. Их совокупные активы превышают 8 трлн долл. – это больше половины активов всего банковского сектора экономики США. Появление таких крупных игроков стало результатом стремительной монополизации современной экономики. В частности, указанные 4 банка за последние 25 лет присоединили к себе совокупно более 50-ти более мелких конкурентов.  

В 2008 г. обанкротился один из крупнейших на тот момент американских банков - Lehman Brothers. Это стало следствием чрезмерно рискованной инвестиционной политики: руководство банков, распоряжаясь средствами клиентов, вкладывалось в покупку высокодоходных, но при этом и высокорискованных активов – в частности, ценных бумаг ипотечных компаний. После того, как американская экономика попала в кризис перепроизводства, эти активы стремительно обесценились, создав такую брешь в бюджете банка, которую банк уже не сумел залатать. С похожими проблемами столкнулись и другие крупные участники финансовой системы США. Над американской экономикой нависла угроза коллапса. И спасать рынок пришлось государству, которое взяло на себя обязательства банковского сектора. Для их погашения всего за три года было потрачено более 16 трлн долл. – средств американских налогоплательщиков.

Таким образом, современная экономика оказалась в заложниках у финансовых монополий. Осознавая свою значимость для рынка, они позволяют себе вести сколь угодно рискованную инвестиционную политику. В случае успеха они нарастят свой капитал, в случае провала – они будут спасены государством, которое не может допустить их банкротства и всегда придёт им на помощь за счёт общественных средств.

Здоровый свет