Индекс рассчитывается каждые два месяца. На этот раз, отмечая положительные изменения в настрое «Ивановых», аналитики фиксируют, что число опрошенных Sberbank CIB, у которых нет сбережений, достигла 43%, что соответствует приросту на 2 п.п. При этом доля сбережений снизилась до 6,7% с 7% в первом квартале.
Таким образом, отставание зарплат от показателей инфляции, делает вывод Sberbank CIB, продолжает знаменовать постепенное проедание сбережений (по оценкам «Ивановых», продуктовая инфляция была равна в июне 15% — против официального показателя 6,2%).
Еще новость индекса: доля потребителей, которые назвали цену самым важным фактором при выборе товара в магазине, достигла максимума за всю историю индекса — 77%, увеличившись на 1 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом. Покупатели продолжили активно охотиться за ценами: 23% респондентов отметили, что хотя они приобретают большинство продуктов в одном магазине, но при этом посещают и другие — исключительно в поисках скидок. В прошлом году таких насчитывалось 16%. Доля тех, кто приходит в магазины только ради промоакций, выросла до 47% против 43% в первом квартале 2016 года.
В целом же результаты нового исследования отражают рост оптимизма у граждан. Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса вырос – до минус 17% во II квартале 2016 года против минус 22% в I квартале 2016 года, что обусловлено ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда и ослаблением опасений потерять работу.
Авторы Индекса делают такие выводы.
Отмечена положительная поквартальная динамика всех компонентов индекса. В целом значение индекса за II квартал 2016 года выросло за счет улучшения оценки текущей ситуации, а не за счет изменения ожиданий и перспектив (в отличие от II квартала 2015 года, когда индекс повысился вследствие неоправданного всплеска оптимизма).
Индекс национального благосостояния за 12 месяцев вырос с минус 40% в I квартале 2016 года до минус 30%. Вероятно, это обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью. Доля Ивановых, считающих экономику страны нестабильной, также сократилась – до 83% против 86% в I квартале 2016 года. Это показывает, что население стало чуть более уверенно оценивать экономические перспективы.
Индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, стабильно растет, пройдя минимум в IV квартале 2015 года (минус 34%). Его значение во II квартале 2016 года составило минус 26% против минус 31% кварталом ранее. Это вполне совпадает с более оптимистичным прогнозом Ивановых на ближайшие 12 месяцев в части расходов на товары и услуги, которые не относятся к категории первой необходимости.
Уровень безработицы среди респондентов снизился до 11,3% по сравнению с 12,1% в I квартале 2016 года. Индекс чистого найма вырос до минус 43%, тогда как в предыдущем квартале его значение составило минус 45%. При этом 7% работающих Ивановых отметили, что их работодатели нанимают новый персонал (в I квартале 2016 года эта доля составила 6%, в IV квартале 2015 года – 4%). Доля респондентов, опасающихся увольнения, уменьшилась с 44% в I квартале 2016 года до 39% во II квартале 2016 года. Все это ослабило опасения опрошенных относительно безработицы: ее считают главным источником беспокойства 54% респондентов (в предыдущем опросе – 60%).
С начала года у 25% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,4%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,6%. При увеличении заработной платы на 1 тыс. руб. в месяц Ивановы предполагают тратить 29% прибавки на продукты питания (сейчас на это тратится 38% дохода), 14% – на одежду и товары для дома (против текущих 15%), а 17% – откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%).
Таким образом, считаю в Сбербанке, стабилизация потребительских привычек продолжается: среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, осталось таким же, как в I квартале 2016 года – 2,2 против 2,9 во II квартале 2015 года. Соответственно, среднее количество посещений в расчете на магазин составляет 1,3 в неделю, что на уровне показателя I квартала 2016 года (в 2015 году это число в среднем составило 1,1). Это означает, что после длительных поисков потребители определили, в каких сетях есть наиболее выгодные предложения. Если эта тенденция сохранится, к концу года ритейлеры будут проводить меньше агрессивных промоакций.
Заемщики вынуждены кредитоваться в МФО
Граждане смирились с новой экономической реальностью