НА ФОРУМАХ
25
6
42
6
23
6

G20: Готовность к глобальным кризисам

Гуманитарные и экономические последствия пандемии COVID-19 выявили непрочность и ограниченность существующих форм глобального управления. Это стало еще одним доказательством того, что мир нуждается в выработке международных механизмов реагирования в чрезвычайных ситуациях – для борьбы с глобальными кризисами любого характера. G20 как международное сообщество может снизить уязвимость населения мира к кризису, ориентируясь на реформы сферы образования и рынка труда, которые позволят сделать нашу жизнь более мобильной. Стремясь к устойчивому развитию, мы можем совместно создавать мир таким, каким мы хотим видеть его для граждан всей планеты сейчас и в будущем.

Женская-двадцатка-W20.jpg

Доступ к образованию и занятости

Пандемия  выявила хроническое, устойчивое недофинансирование государственных образовательных систем в развивающихся странах, что стало причиной их слабой подготовки к продолжению работы. Правительства не смогли адекватно инвестировать в сильные, хорошо укомплектованные и гибкие системы, которые могли бы быстро адаптироваться и продолжать функционировать в чрезвычайных ситуациях. Такая ситуация возникла из-за неспособности расставить приоритеты в финансировании образования и из-за отсутствия мер по продвижению прогрессивных налоговых реформ, а также из-за замедленного реагирования на новый долговой кризис, который в настоящее время ограничивает государственные бюджеты в странах с низким уровнем дохода.

Характерным эффектом пандемии стал «эффект доступа» - доступ к образованию и рабочим местам был и остается фактически закрытым для миллиардов студентов и работников во всем мире. Пандемия показала необходимость использования более гибких форм обеспечения граждан работой и мерами социальной защиты. Мы должны создать гарантии того, что похожий кризис, если он произойдет в будущем, не приведет к потерям такого масштаба. Поэтому должны быть созданы условия для продолжения обучения и работы на дому - для тех, кто не может посещать классные комнаты или рабочие места.

Даже когда COVID-19 будет окончательно побежден – не знаем, займет это несколько месяцев или лет - вполне вероятно, что мы получим исторически беспрецедентную глобальную рецессию. Но обеспечить финансирование образования и субсидирование рабочих мест необходимо любой ценой. Предыдущие попытки преодолеть рецессию с помощью неолиберальной жесткой экономии, например, после финансового кризиса 2007-2008 годов, только продлили этот процесс. В этот раз мы должны быть готовы поставить интересы людей выше прибыли. Необходимо, чтобы Международный валютный фонд (МВФ) отошел от обычного введения запретов или сокращений, касающихся зарплатных счетов в государственном секторе (это было уже сделано в 78% стран за последние 3 года, поскольку, поступая таким образом, МВФ блокирует деятельность учителей и другого персонала в образовании.

Мы, группы взаимодействия G20, призываем страны «двадцатки» сделать все возможное для защиты бюджетов образования во всем мире и работать с донорами и неправительственными организациями для пополнения существующих многосторонних фондов образования, в частности, Глобального партнерства в области образования. Системы образования должны адекватно финансироваться и быть ориентированными на подготовку специалистов, которые смогут рассчитывать на достойный доход и расширение жизненных возможностей. Это даст молодым людям хорошие шансы на выживание в условиях стремительного роста безработицы. В свою очередь, государства должны регулировать рынок рабочей силы, чтобы гарантировать необходимую поддержку тем работникам (и их семьям), которые в момент кризиса не имеют доступа к рабочим местам. Потребуется создание новых рабочих мест в государственном секторе, в том числе - с помощью таких инициатив как «Новый зеленый курс» или «Новый социальный контракт». Кроме того, государства должны предоставит гарантии социальной защиты и возможности переподготовки работникам, которые оказываются без работы и пытаются обеспечить свои семьи.

Успех в достижении этих целей может быть достигнут только в результате совместной деятельности государственных структур, организаций гражданского общества, профсоюзов и ассоциаций работодателей. Мы призываем G20 взять на себя ведущую роль в координации международных усилий по достижению совместного и прогрессивного образования и реформы в сфере труда. Приоритетами в этой деятельности должны стать преемственность образования, социальное обеспечение и защита, воспитание гражданской активности и глобальной солидарности, а также использование технологий для нужд учащихся и работников.

А. Социальное обеспечение и защита

Учитывая угрозы многочисленных кризисов, связанных со здоровьем, климатом, экономикой и геополитикой, мы должны использовать системы глобального управления для защиты и укрепления здоровья, достоинства и расширения жизненных возможностей граждан мира.

• Подтверждение приверженности правительства сохранению национальных расходов на образование, как указано в Инчхонской декларации (2015 г.). «Эффективное распределение не менее 4–6% валового внутреннего продукта и/или не менее 15–20% общих государственных расходов на образование», а также выполнение всех обязательств, связанных с официальной помощью в целях развития (ОПР), с конкретными действиями по достижению целевого показателя 0,7% ВНП для ОПР для развивающихся стран. Приоритет увеличения финансирования образования посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества - выделения 20% национальных бюджетов на образование и обеспечения контроля над распределением этих средств, особенно среди наиболее маргинализированных групп населения. Обеспечение адекватного текущего и превентивного финансирования в тех областях, где это наиболее необходимо, а также краткосрочного кризисного финансирования. Привлечение к сотрудничеству ассоциаций работодателей.

• Правительствам следует немедленно приостановить выплаты государственного долга до конца 2021 года, чтобы финансировать ответные меры на внутреннем рынке после пандемии Covid-19 посредством инвестиций в образование, здравоохранение и другие приоритетные направления. Также необходимо провести переговоры по обслуживанию государственного долга, чтобы ни одна страна не имела необходимости сокращать расходы на основные государственные услуги за счет погашения внешних долгов. Исследования показывают, что на практике любая страна, которая тратит более 12% национального дохода на обслуживание внешнего долга, вынуждена сокращать расходы на госуслуги. Мы должны добиваться создания независимых механизмов урегулирования задолженности и проконтролировать, чтобы все новые кредиты обсуждались с полной прозрачностью для национального парламента, СМИ и граждан.

• Обратить особое внимание на уязвимые и маргинализированные группы в  образовании и на рынке труда, включая девушек и женщин, людей с ограниченными возможностями, коренные народы, мигрантов, беженцев, кочевников, людей с проблемами психического здоровья, сельские и отдаленные сообщества, а также граждан, проживающих в зонах военных конфликтов и стихийных бедствий. Мы призываем к распространению правовой защиты на всех неформальных работников.

• Обеспечить право на социальную защиту, включая доступ к образованию, (в том числе к дошкольному образованию), а также право на обучение в течение всей жизни, поддерживая тем самым обязательства, взятые в рамках Инициативы G20 2018 года по развитию детей в раннем возрасте. Поддержка и расширение прав и возможностей семей и детей сегодня могут не только разрушить расовую несправедливость и неравенство, но и создать прочную основу для мира и безопасности, устойчивости, социальной справедливости и социальной сплоченности. Необходимо предоставить доступ к социальному жилью, всеобщему медицинскому обслуживанию, социальному обеспечению безработных и переподготовке для тех, кто на длительное время оказывается вне рынка труда. Мы призываем к узакониванию гарантированной минимальной прожиточной заработной платы и ведению коллективных переговоров.

• Преодолеть гендерные и другие формы дискриминации по признаку личности и искоренить сексуальные посягательства как в школьных классах, так и за пределами школы. Необходимо улучшение школьной инфраструктуры, поощрение большего числа девочек к обучению в STEM и карьере в STEM, привлечение большего числа учителей-женщин и менеджеров, создание всеобщего ВОДМ и содействие полному и равному участию женщин в экономической жизни во всех сферах. Кроме того, надо обеспечить национальные программы для девочек по преодолению дискриминации в школах, чтобы они могли использовать эти уроки в будущем.

B. Граждане мира с профессиональными навыками будущего

Когда наступает кризис, очень важно, чтобы мы работали сообща для решения общих проблем. Это означает думать о себе как о гражданах мира, своего государства и своего города, и рассматривать эти идентичности как единое целое.

• Амбициозная и целенаправленная интернационализация образования, объединяющая Глобальное гражданское образование (GCE) и Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, необходимы для того, чтобы вооружить молодых людей востребованными компетенциями современного работника (МОТ, 2018).

proforientolog_01031700.jpg

• Мы призываем G20 обновить структуру обучения, включив в нее инновационные методологии, включая те, которые предусмотрены GCE, формирующие критическое и трансформирующее мышление и воспитывающие активную жизненную позицию у  учащихся. Мы также призываем включить социальное, эмоциональное и поведенческое обучение в национальные учебные программы. Навыки инновационного и ответственного мышления крайне востребованы во время пандемии, и имеют решающее значение для будущего образования и для подготовки к будущей работе.

• Подчеркнуть роль образования для подготовки молодых людей к приобретению ими необходимых квалификаций и будущей работе на новых рабочих местах, требующих как технических навыков, так и навыков GCE - в интересах развития компетенций глобального работника (включая уважение к общим правилам, творческие и культурные компетенции). Все это крайне важно для работников здравоохранения, предпринимателей, инженеров и других специалистов будущего.

• Обеспечить обучение учителей, оснащение их соответствующими знаниями и методами для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности.

• Внедрить системы стимулирования предприятий для расширения форм ученичества и защиты молодежи для эффективного перехода учащихся к устойчивой квалифицированной занятости и обеспечения соответствия образования и профессиональной подготовки реальным потребностям рынка труда.

• Сократить долю маргинализованных групп в рядах безработных, с особым вниманием женщинам (25% к 2025 году) и молодежи (15% к 2025 году), а также женщинам и молодежи с ограниченными возможностями.

• Отразить ранние обязательства «Группы двадцати» в ежегодных отчетах о ходе работы с подробным описанием состояния, целей и сроков достижения целей по повышению представленности маргинализированных групп в сфере занятости.

• Мы призываем страны «Большой двадцатки» взять на себя обязательство организовать регулярный сбор данных о молодежи, не занятой в образовании и на рынке труда, чтобы помочь молодым людям в определении статуса и для достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР 8.6.1).

C. Использование технологий для нужд человека

Для решения и преодоления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся и работники, потребуется надлежащее и эффективное использование всех инструментов и ресурсов, которыми мы в настоящее время располагаем. В связи с этим крайне важно применять самые передовые из всех имеющихся в настоящее время и появляющихся технологий.

• Ввести целевое инвестирование, направленное на развитие навыков, необходимых для формирующейся цифровой экономики, развитие компетенций современного гибкого и многопрофильного работника, освоение базовых навыков цифрового строительства, а также навыков кодирования и других ИКТ, в ключевые аспекты формального образования.

• Подготовить рабочую силу для внедрения новых технологий, обечпечить защиту и гарантии работников, а также инвестировать в государственную цифровую инфраструктуру.

• Предоставить инструменты онлайн-защиты для молодых людей, чье обучение по разным причинам проходит в дистанционном формате, обеспечив защиту для студентов, которые подвергаются издевательствам в Интернете. Также необходимо создать программы, обучающие противостоять издевательствам над детьми и повышать осведомленность об угрозах в Интернете. В трудовое законодательство должны быть включены меры защиты от эксплуатации дистанционных работников.

• Обеспечить возможность дистанционного обучения для студентов, которые сейчас не имеют доступа к цифровым ресурсам - как в классе, так и дома, предоставляя учебные и финансовые ресурсы (в том числе компьютеры, онлайн-уроки, преподаватели). Использовать цифровые технологии для устранения барьеров на пути к завершению высшего образования и ТПО, с акцентом на повышение возможностей трудоустройства кандидатов на рабочие места, появляющиеся в цифровых отраслях - как на уровне школ, так и в контексте непрерывного образования.

Призываем действовать сообща, чтобы смягчить последствия многочисленных кризисов, с которыми мы сталкиваемся. Только так мы сможем обеспечить существенное и эффективное усиление социальных гарантий для учащихся и работников. Мы просим страны G20 признать, что положения в сфере образования и занятости имеют решающее значение во время и после глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения и спровоцированного этой ситуацией экономического кризиса. Образование приносит пользу экономике и индивидуальным доходам - оно не должно быть жертвой кризиса, необходимо рассматривать его как часть антикризисного процесса.

Уроки предыдущих глобальных кризисов указывают на необходимость адаптации политики к наиболее уязвимым членам общества через обеспечение им доступа к образованию и занятости. Мы напоминаем лидерам G20 о лозунге председательства G20 в этом году - «Реализация возможностей для 21-го века». Мы сможем реализовать эти возможности только в том случае, если поставим образование и занятость на первое место в повестке дня стран G20.


Здоровый свет