НА ФОРУМАХ
275
1
116
2
57
2

Выставка «Фарфор может всё. Художник императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина»

__medium_PD114739_web.jpg.jpg  

Что кроме ваз и чашечек можно создать из фарфора? Получится ли из него платье, туфли или театральная сумочка, а может, он годится для изготовления стульев? На вопросы отвечает ведущий художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина, чья персональная выставка будет работать в Малом дворце в «Царицыне» с 20 октября.

Название выставки созвучно творческому кредо Чапургиной. В одном предложении заключена мысль о безграничных возможностях материала. В экспозиции — более шестидесяти работ: вазы, панно, платья из «фарфоровой» ткани, украшения, аксессуары и даже ковер. Большинство предметов Татьяна создала специально для «Царицына» — все они экспонируются впервые.

Елизавета Фокина 7.jpg

«Наш музей тесно связан с декоративно-прикладным искусством, и с момента своего основания собирает, изучает и экспонирует произведения, созданные художниками из различных материалов, в том числе керамики, стекла, дерева и металла, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Так, к примеру, на IV Триеннале современного гобелена мы представляли инсталляции, созданные в технике ткачества, и показывали их в парке самым неожиданным образом, а на выставке «Другое дерево» знакомились с необычными ювелирными украшениями и арт-объектами, придуманными художниками из объединения GoodWood. Теперь очередь фарфора, и мы показываем работы автора, который в совершенстве владеет традиционными техниками, но одновременно открыт к любым экспериментам».

Прогулка по экспозиции напоминает квест. Фарфор взаправду может всё, и уже в аванзале это убедительно доказывают две чашки с автопортретом художницы, расписанные надглазурными красками, золотом и монохромным пером в технике pâte-sur-pâte (или «масса на массе»), старинной, сложной и очень неторопливой манере росписи по керамики. Во втором зале гостей встречают пятнадцать ваз с говорящими во времени формами — «антоновка», «фрезия», «лилия», «ламповая», «карелия», «папирус», «русская», «большая китайская», — составленные в композицию на фоне мозаичного триптиха, занимающего всю стену. А в зале по соседству — сюита «Волшебный сад. Времена года» из семи «фарфоровых» платьев. Каждое платье собрано из тысяч крохотных фарфоровых пластов, закрепленных с помощью мононити на шелке, органзе, хлопке или шерсти. В той же технике созданы и семь декоративных воротников (один из них — в египетском стиле!) В отдельной витрине — браслеты, серьги и перстень от петербургских сестер-ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовых, к которым Чапургина добавила расписные фарфоровые пластины, а также флаконы для парфюма, две сумки (целиком из фарфора) и чайный сервиз на шесть персон «Timeless But Not Classic».

Последний зал — «фарфоровая комната». В ней — шкаф и стул начала XX века, при реставрации получившие декоративные фарфоровые вставки, светильники из фарфора, ковер, тоже фарфоровый, и стол, одна из ножек которого заменена фарфоровой.

__medium_PD114738_web.jpg.jpg

«У меня классическое, но не фарфоровое, а текстильное образование, — рассказывает Татьяна Чапургина. — В Мухинском училище я страстно и взахлеб расписывала ткани. Моя любовь к живописи полностью реализовалась в этом занятии. Но у текстиля есть одна неприятная особенность — он быстро исчезает. В отличие от фарфора».

В 1989 году на выставке в Италии Татьяна познакомилась с Нелли Петровой, главным художником Императорского фарфорового завода, и встреча эта изменила всю ее жизнь. Самым удивительным, по словам художницы, было отсутствие сопротивление материала — работать с керамическими пластами оказалось так же легко и просто, как и с текстилем: «Я с первой секунды почувствовала, что фарфор и есть моя самая большая любовь». С 1998 года Татьяна работает на ИФЗ, а с 2000-го занимается «фарфоровой модой». Она — единственный в мире художник, который создает платья из тысяч фарфоровых пластин, нашитых на шелк или органзу. «Они у меня как знаменитый Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме — только из фарфора», — поясняет художница. На вопрос, сколько времени уходит на создание одного такого платья, отвечает: «Плюс бесконечность! Но хорошо, что рядом есть люди, которые всегда готовы приготовить ужин».

ЦАРИЦЫНО_Фарфор может все_4.jpg

Что же такое фарфор? Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата — классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы. Сказать, что именно такой рецепт изобрел в XVIII веке Дмитрий Виноградов, нельзя, ведь в то время химии как таковой не было, и все определялось по сырью. «Фарфор — это породы из природы, — говорит Татьяна Чапургина. — Масса, с которой я работаю, в готовом виде похожа на жидкую сметану. Я выливаю ее на гипсовый пласт, докатываю до нужной толщины и режу на определенные формы, которые мне нужны для проекта». Подготовка «фарфоровой» ткани похожа на ткачество: художник разрисовывает пласты, каждый размером с фалангу пальца, и собирает из них будущее полотно. Пока пласты сырые, в каждом проделываются отверстия — минимум четыре — и отправляют в печь. «Только после этого они становятся фарфором».

«Татьяна всегда с азартом экспериментирует, соединяя сложные техники и материалы: фарфор, бисквит, то есть неглазурованный фарфор, подглазурную и надглазурную живопись, графическую роспись золотом и люстром, текстиль, стекло, — считает куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Соснина. Уверена, что для многих этот выставочный проект откроет неповторимый мир творчества одного из самых оригинальных и смело мыслящих мастеров отечественного фарфора наших дней».

ЦАРИЦЫНО_Фарфор может все_1.jpg

Выставка «Фарфор может всё. Художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина» продолжает цикл «Императорский фарфоровый завод в Царицыне» 2010-х годов и приурочена к 280-летию ИФЗ, которое будет праздноваться в 2024 году. «Новый выставочный проект рассказывает, на что способен фарфор в смелых руках творца, — говорит генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич. — Персональная выставка Татьяны Чапургиной — это продолжение совместной работы завода и музея. Примечательно, что именно этот проект открывает череду юбилейных событий грядущего года».

В параллельной программе к выставке запланированы кураторские и авторские экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых. На все эти события понадобится регистрация — анонсы будут публиковаться на сайте музея.

ЦАРИЦЫНО_Фарфор может все_3.jpg

К сведению!

Императорский фарфоровый завод — первый фарфоровый завод России, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной. Завод по сей день является лидером отрасли, и в 2024 году отметит 280-летие. Большинство технологических операций на ИФЗ выполняется вручную. Ручной труд успешно сочетается с современными технологиями, что обеспечивает высочайшее качество изделий и их уникальность. Сегодня на предприятии работает более тысячи сотрудников, среди них профессиональные художники и скульпторы. Ассортимент ИФЗ насчитывает тысячи наименований: предметы из твердого и тонкостенного костяного фарфора, сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, а также музейные реплики.
www.ipm.ru

imgonline-com-ua-Resize-hhvqiUdS6KAvD.jpg

Музей-заповедник «Царицыно» — исторический дворцовый комплекс XVIII века, построенный в неоготическом стиле архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым для императрицы Екатерины II. Фонды музея составляют около 60000 предметов. В дворцовых залах размещено шесть постоянных экспозиций. Ежегодно проводится около 20 временных выставок, 150 концертов и несколько крупных фестивалей. «Царицыно» занял седьмое место в Рейтинге посещаемости российских музеев за 2022 год The Art Newspaper. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной, ежегодно его посещают около 7 миллионов человек.
tsaritsyno-museum.ru


Здоровый свет