На фото - Владимир Васильев
А теперь давайте из этой цитаты достанем «наблюдательность и пытливость», добавим к ней заразительность и экспрессивность васильевского танца, слова, сказанные Лионом Фейхтвангером: человек талантливый талантлив во всех областях – и…. получится Васильев-художник.
Художник-поэт. Художник-романтик. Владимир Викторович видит то, мимо чего мы проходим мимо. Он видит так, что зритель безропотно следует за ним, буквально идет у него на поводу.
Он умеет находить ракурс. Да, умеет, но его надо еще и почувствовать, понять, что этот ракурс – твой и больше ничей. Он умеет создавать единственно нужную цветовую гамму. Да, умеет, но и здесь одного мастерства мало – гармонию цвета тоже надо прочувствовать, настроить свою палитру, укротить несговорчивую акварель и обратить ее в свою веру. Только тогда краски заиграют, и застывший сюжет заговорит искренними словами радости и восхищения перед тем, что создал Художник.
Тема нынешней выставки Владимира Васильева-художника – Италия, которую он безгранично любит, особенно Рим. И не просто Италия, а Италия прибрежная, водная. Теплая солнечная Италия в акварелях Владимира Васильева мало похожа на глянцево-голубую страну, виды которой бесконечно крутятся на экранах, распечатаны в рекламных буклетах и уныло однообразны на любительских фотографиях.
Эта Италия – другая. Не туристическая и не парадная, а просто Италия. Так появляется похожая на вихрь старая площадь в Тиволи, маленьком городке в области Лацио, куда обычно возят смотреть виллу Адриана, там же, в Лацио, мы можем взглянуть на уютное озеро Браччано, а к северу от Рима на виллу в Марина ди Сан-Никола. Прочитав историю этих мест, у вас закружится голова.
Виды острова Искья, что в Тирренском море в регионе Кампания у художника безмятежно-простые как своеобразные абрисы строений, рыбацких деревушек, берегов, сочной зелени, почти без людей, и создается впечатление, что кроме лодок да тихой воды, ничего тут нет и даже старинный Форио, запечатленный ранним утром, призывает к молчаливому спокойствию. В отличие от городка, стоящего практически на скале близ Неаполя Вико Экуэнсе с его знаменитой церковью девы Марии. Тут все рядом – паромная переправа на Капри, Везувий, Помпеи, и у художника в стремительных мазках чувствуется пронзительная высота.
А вот Сицилия. Чефалу. Один из самых замечательных старинных городков с каменными арками в 70 километрах от Палермо, переживший тяготы множества правителей и сохранивший свое «белокаменное лицо». На полотне «Море. Камни Чефалу» вода и камень создают единый ансамбль, как бы охраняя и поддерживая друг друга, хотя камень у художника на других полотнах преображается, меняет окраску, становится серым, почти черным и грозным, или синим и неприступным.
Вообще многие картины Владимира Васильева вызывают ощущение мгновенного наброска. Вот разглядываешь всем известную Венецию, мост Риальто, гондолы, каналы и кожей чувствуешь, какое разное настроение было у художника, когда он писал свой город на воде. Где-то мнится скрытая тревога, где-то, напротив, уверенность в незыблемости происходящего на твоих глазах и запечатленного художником. И две гондолы, как два огромных синих глаза, задумчиво смотрят на стоящую вдалеке неповторимую архитектуру…
Вспоминаются строки из стихов Константина Бальмонта, обращенные к художнику. Похоже на напутствие:
…И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Вместе с акварелями Владимира Васильева Угличский музей показал принадлежащие музею и находящиеся у него в запасниках литографии британского гравера Эдварда Финдена. Они интересны нам прежде всего тем, что на них опять-таки Италия: один из уголков Рима и река Тибр, самый старый мост в Риме Ponte Rotti, как он выглядел в первой половине XIX века и как тогда смотрелся Неаполитанский залив и озеро Комо.
На встрече с угличанами после официального открытия выставки, которое состоялось 15 июля, Владимир Васильев показал несколько видеороликов, которые он комментировал и которые сам увидел в Угличе первый раз.
Выставка акварелей Владимира Васильева стала первым мероприятием нового Международного культурного художественно-музыкального проект «Итальянские сезоны», приуроченного к 10-летию русско-итальянского журнала «Озеро Комо».
Куратор проекта – Светлана Владимировна Кистенёва, искусствовед, старший научный сотрудник экспозиционного отдела Угличского музея.
Выставка открыта для посещения с 15 июля по 27 августа 2023 года в выставочных залах бывшей Городской Думы.
Текст: Галина Мумрикова