Так вот, «Кавказскую пленницу» увидело 76,5 миллионов человек. Для сравнения, занявшая вторую позицию «Свадьба в Малиновке» собрала в том же 1967 году 74,6 миллионов зрителей. А «бронзовый» призер – «Неуловимые мстители» - 54,5 миллионов.
А ведь авторский коллектив фильма во главе с Гайдаем едва не допустили стратегическую ошибку. Окрыленная оглушительным успехом «Операции «Ы», творческая команда замахнулась на двухсерийную ленту с рабочим названием «Шурик в горах». Где первая часть была посвящена собственно похищению спортсменки, комсомолки и просто красавицы по древним кавказским обычаям.
Зато вторая половина отводилась, сегодня трудно в этом поверить, поиску снежных людей. За йети себя призвана была выдавать троица Трус-Балбес-Бывалый (Вицин-Никулин-Моргунов), скрывавшаяся от милиции. Причем, отловить их брались Нина и Шурик (Наталья Варлей и Александр Демьяненко).
Благо, вовремя одумались, не стали размазывать юмористические сюжеты по горным склонам. Фильм сняли односерийный, на 77 минут, но концентрированный, сочный, веселый и легкий. Сплошь свитый из добрых острот, афоризмов, музыки и тостов. Да-да, тостов… Без них «Кавказская пленница» была решительно невозможна.
Об этой работе Леонида Гайдая написаны горы текстов. Разобраны на детали оригинальные решения и курьезы. Изучены, до камня, маршруты съемочной группы в Крыму и на Кавказе. И это правильно, комедия того достойна. Я же хочу обратить ваше внимание, как скрупулезен был Гайдай в деталях.
Его товарищ Саахов, хотя и обаятельный, но негодяй, наверняка коррупционер. Как это подчеркнуть? Ну, понятно, богатая дача, возможность отдать за невесту холодильник «Розенлев» (финский, хороший)… Но этого мало.
Тогда в комнату, где в заточении томилась и даже несколько минут голодала Нина, поставили телерадиокомбайн «Кристалл-104». В нем были объединены телевизор, приемник, проигрыватель, магнитофон! Московский н завод выпустил таких всего несколько сотен на весь СССР. Настоящая роскошь и диковина!