НА ФОРУМАХ
91
1
7
212
2

Российские камнерезы в музее Фаберже

Картинки с выставки

«Русский эпос в камне – такая выставка открылась в конце июня на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге в Шуваловском дворце, которая продлится вплоть до 11 ноября. Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже  в партнерстве с Фондом семьи Шмотьевых (Екатеринбург).

15 ноября.png

Камнерезное искусство в России зародилось много лет назад при Петре I на Урале: ведь именно здесь находили знаменитые уральские самоцветы от поделочных до драгоценных, которые уральцы сначала просто продавали, но потом появились и мастера. И все благодаря Петру I, при котором и стало развиваться камнерезное искусство и в котором головокружительную карьеру сделал уже в XIX веке потомственный уральский камнерез Алесей Денисов-Уральский, открывший в Санкт-Петербурге торговлю на Морской рядом с фирмой Фаберже и ставший поставщиком компании Cartier.

Но  это все в прошлом. А в настоящем на выставке представлены изделия екатеринбургских предприятий, а именно: «камнерезного дома Алексея Антонова» и студии камнерезного искусства «Святогор». Что касается подготовки профессиональных камнерезов, то их сейчас готовят в Уральском техникуме «Рифей» (бывшее художественное ПТУ № 42).

Вообще все, представленное на выставке – это часть коллекции Фонда семьи Шмотьевых. Фонд был основан в 2019 году  «с целью содействия творчеству современных уральских мастеров, популяризации произведений, а также выявления и изучения памятников истории и искусства». Директор Фонда Александр Шмотьев сказал как-то в одном из  интервью: «… классическое искусство нужно продвигать хотя бы для того, чтобы было от чего отталкиваться современным художникам…»

Нынешняя выставка художников-камнерезов – своего рода продолжение истории самоцветов, которой более трехсот лет, в чем-то их переосмысление, желание взглянуть на былинных героев не то чтобы с другого ракурса, а просто по-своему, но исходя из вековых традиций камнерезного искусства.    

Большая часть представленных на выставке произведений создана в технике объемной мозаики, которая переживала разные периоды подъема и забвения. Это одна из самых сложных техник, при которой мастер собирает скульптурную композицию, соединяя  объемные фрагменты, вырезанные из разных самоцветов. Резчик по камню должен обладать и четким пониманием формы, и умением создать цельный образ.

1-%22Урал кует победу%22 Работа первых выпускников свердловского ХПТУ № 2 1948 Яшма, долерит, поделочные камни,  металл.jpg

"Урал кует победу" Работа первых выпускников свердловского ХПТУ № 2 1948 Яшма, долерит, поделочные камни,  металл

Работу «Урал кует победу» выполнили еще первые послевоенные выпускники свердловского художественного ПТУ в 1948-м году. Все остальные  – современные.

Взгляните, сколько ярости и отваги в композиции с Добрыней Никитичем.

Без заголовка.png

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (фрагмент). Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, пирит, яшма, тигровый глаз, родонит, халцедон, металл Фонд семьи Шмотьевых

Без заголовка.png

Илья Муромец и Соловей-разбойник. 2012. Камнерезный дом Алексея Антонова. Кварцит, халцедон, пирит, яшма, пегматит, лазурит, окаменелое дерево, тигровый глаз, металл

Без заголовка.png  

Кочевники. 2016. Студия камнерезного искусства "Святогор". Кремень, агат, моховой агат, халцедон, яшма, пирит, металл. Фонд семьи Шмотьевых

5-Воевода. 2019. Студия камнерезного искусства %22Святогор%22. Горный хрусталь с хлоритом, кварц. Фонд семьи Шмотьевых.jpg

Воевода. 2019. Студия камнерезного искусства "Святогор". Горный хрусталь с хлоритом, кварц. Фонд семьи Шмотьевых

Без заголовка.png

Чингизхан (фрагмент). Студия камнерезного искусства "Святогор". 2013. Агат, долерит, яшма, авантюрин, металл, горячие эмали. Фонд семьи Шмотьевых.

И одновременно столько же и коварства в изогнутой шее Змея. И… куда ж без Соловья-разбойника, без богатыря Ильи Муромца. Такая прямо-таки «свистящая сказка» получилась у мастера, как будто и вправду ветер гуляет по полю. Трудно даже представить, что все здесь, включая листочки на деревьях, сделано из камня.

Без заголовка.png

Царевна-лебедь. 2012. Студия камнерезного искусства "Святогор". Хризопраз, яшма, моховой агат, мрамор, кальцит, кварц, топаз, аквамарин, бриллиант, металл. Фонд семьи Шмотьевых

Без заголовка.png

Девушка с хворостом. 2015. Студия камнерезного искусства "Святогор". Агат, моховой агат, халцедон, кремень, яшма, хаколонг, магнезит, металл. Фонд семьи Шмотьевых

Без заголовка.png

Саночки. 2015. Студия камнерезного искусства "Святогор". Моховой агат, кремень, арагонит. Фонд семьи Шмотьевых

А вот совсем другие  композиции. Нежная Царевна-лебедь. И детишки на саночках, похожие на ватную игрушку. Девушка с хворостом – напротив – как будто из тончайшего фарфора. Одно мгновение: увидела птичку, усевшуюся на веточку, вот-вот улетит.  Все детали   подобраны с потрясающим изяществом.

2022-08-18 17-06-49 (1).jpeg

2022-08-18 17-06-49 (2).jpeg

2022-08-18 17-06-49 (3).jpeg

2022-08-18 17-06-49 (5).jpeg

2022-08-18 17-06-49 (6).jpeg

 В каждой композиции зритель видит картину или некий характерный портрет,  выраженный штрихами, красками, в них угадывается и настроение мастера, и его отношение к сюжету.

Дай Бог, и дальше будет развиваться камнерезное искусство, которое продолжит покорять сердца любителей и знатоков.  

     

Фото:


Здоровый свет