НА ФОРУМАХ
72
2
272
2
190
2

Посвящение заонежской вышивке – художественному промыслу Карелии

К открытию выставки «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы»

С 16 ноября по 15 декабря во Всероссийском музее декоративного искусства можно посмотреть более ста работ мастеров заонежской вышивки из музейных архивов России, из которых треть показывают первый раз. Это полотенца, подзоры, наволочки, панно, платья, скатерти, где главным украшением изделий служит вышивка. Все экспонаты предоставили музей-заповедник «Кижи», Национальный музей Карелии, Медвежьегорский районный музей.

О мастерстве вышивальщиц русского Севера известно не так много, как о других народных промыслах. В далеком 1929-м году в деревне Хашезеро была основана артель, которой почти семнадцать лет руководила Парасковья Назарова. С 2003-го преемницей артели стала фабрика «Карельские узоры», и ее мастерицы сумели сохранить традиционные мотивы вышивки, а также техники, такие как «мережка», «строчка на сетке» и т.д.

01. Тараскина Н.С. Подзор   XIX в. - нач. XX в._КП-226-8 Т-3..JPG

Тараскина Н.С. Подзор   XIX в. - нач. XX в.

02. Никонова М. И. Полотенце   Кон. XIX в. - нач. XX в. Из собрания музея-заповедника Кижи.КП-168-1.JPG

Никонова М. И. Полотенце   Кон. XIX в. - нач. XX в. Из собрания музея-заповедника Кижи.

03. Куванина Е.Д. Полотенце   XIX в. - нач. XX в._КП-226-1 Т-16. .JPG

Куванина Е.Д. Полотенце   XIX в. - нач. XX в.

Без заголовка.png

Подзор. 1920-1930-е гг. Автор - Назарова Парасковья Григорьевна. Из собрания музея-заповедника Кижи.

Без заголовка.png

Полотенце. Заонежье. Кон. XIX - нач. ХХ вв. Из собрания музея-заповедника Кижи

Без заголовка.png

Полотенце. XIX – начало XX вв. Вышивальщица - Куванина Евдокия Дмитриевна. Из собрания музея-заповедника Кижи.

Композиция выставки построена в хронологическом порядке. Часть экспонатов – это изделия, созданные на рубеже XIX-XX веков, затем – 1930-1940-е годы, и – наши дни. По экспозиции можно проследить, как развивался и изменялся народный промысел, в котором заметны разные мотивы: от агитационного (в 1930-1940-х гг.) до тематики карело-финского эпоса.

09. Полотенце Кон. XIX - нач. ХХ вв._КП-169 Т-15.JPG

Полотенце Кон. XIX - нач. ХХ вв.

11. Веселов А. Платье по мотивам заонежской вышивки. 1980-е гг. 2.jpg

Веселов А. Платье по мотивам заонежской вышивки. 1980-е гг.

12. Веселов А. Платье по мотивам заонежской вышивки. 1980-е гг..jpg

Веселов А. Платье по мотивам заонежской вышивки. 1980-е гг.

Без заголовка.png

Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Наволочка декоративная Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания музея-заповедника Кижи.

Без заголовка.png

Дзагурова Н.Н. Дыга Т.И. Дорожка Малиновые озёра. 1981 г. Из собрания Музея-заповедника Кижи.

Без заголовка.png

Могутина Т.Б. Виноградова Т.В. Михеева Т.В. Панно Юбилейное. 1988 г. Из собрания музея-заповедника Кижи.

Без заголовка.png

Назарова П.Г. Подзор. Нач. XX в.

17. Современная продукция ООО Карельские узоры.jpg

Современное искусство заонежских вышивальщиц

1960-1980-е, а также в 1990-е вышивальщицы Заонежья вовсю сотрудничали с НИИ художественной промышленности и повсеместно использовали уже машинную вышивку, искусно сочетая ее с ручной.

Конечно, наиболее интересные экспонаты принадлежат старым мастерам, которые вышивали на домотканых льняных холстах. Ведь раньше вышивать умели практически все деревенские женщины, тем более, что лен выращивали повсеместно. Как создавался рисунок? По-разному. Но непременно со смыслом. Любимое изображение вышивальщиц – дерево, на которое, можно сказать, нанизывалось все остальное – листья, стебли, симметричные или прямоугольные. Молодые девушки часто вышивали птиц, например паву. Само собой – цветы, а различные геометрические узоры символизировали звезды, солнце. Кстати, в 1925 году в Шуньге образовалось Общество помощи ручному труду (видимо, своего рода аналог сегодняшней отраслевой ассоциации). Но главное, что это Общество помогало сбывать, так что заонежская вышивка попала и на международные рынки. К сожалению, во время Великой Отечественной войны многие вышивки пропали, или их вывезли. Тем более ценно то, что осталось. Например, на фабрике «Карельские узоры» хранятся образцы узоров, которым больше 90 лет, что, конечно, радует.

И сегодня продукция заонежских фабрик не потеряла актуальность: полотенца, наволочки, скатерти, вставки в платья и блузки, дорожки и т.д. Сейчас, в век некой «одинаковости» такие изделия и ценны, и привлекательны. Заонежскую вышивку до сих пор изучают, берегут, хранят. И – показывают в музее.

Фото предоставлены пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства


Здоровый свет