НА ФОРУМАХ
108
153
1
297
2

«От розы к лучу» - уникальный выставочный проект, посвященный Николаю Рябушинскому

В Доме русского зарубежья продолжается выставка живописи, графики, скульптуры русских символистов 1890-1920 гг, организованная галереей «Веллум» в содружестве со многими институциями, а также частными коллекционерами.

Журнал _Золотое Руно_.jpg

Вся экспозиция, можно сказать, «подверстана» под личность Николая Рябушинского – человека удивительно многогранного из старинного купеческого рода, немало сделавшего для России. В семье Николая называли «беспутным Николашей», потому что он любил тратить деньги, а не приумножать свой капитал. Несмотря на то, что все братья Рябушинские, кроме бизнеса, интересовались искусством, были коллекционерами, к затее брата издавать роскошный журнал и организовывать художественные выставки они относились скептически. Почему? Да может быть, просто потому что издательское дело редко приносило приличный доход. Но Николай был непреклонен, да и обстоятельства сложились так, что в 1904-м прекратил свое существование журнал «Мир искусства», и Рябушинскому фортуна, можно сказать, сама плыла в руки.

Разворот журнала _Золотое Руно_. №6. 1909. Иллюстрации к статье А.Матисса..jpg

И вот через два года вышел первый номер журнала «Золотое руно». Элита, богема отнеслись к изданию весьма критически, но какое сейчас это имеет значение?..

Вот именно. Какое? В наши дни многие исследователи чужого творчества почему-то стараются в биографиях известных людей выискивать этакие «клубнички» (что, как, с кем) или пускаются в другую крайность, превращая их в каких-то идолов, которых как-то и критиковать неудобно. К счастью, на места всё и вся расставляет время. А тогда в начале бурного XX века за Рябушинским пошли все бывшие «мирискусники» – Сомов, Лансере, Бенуа, Бакст…  Именно благодаря необычайной художественной хватке Рябушинского про журнал и последовавшие затем выставок «Голубая роза» и «Салон Золотого Руна» заговорили как о ярком явлении на арт-сцене России. Символизм, авангард, лучизм, импрессионизм… Это все профессиональные направления. Определения. Но за каждым стоят удивительные творческие люди, которых безошибочно находил Николай Рябушинский, с которыми дружил, у которых сам учился. В первом номере «Золотого руна» был опубликован своего рода манифест (сейчас бы написали – концепция) издания: «…Мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя, … мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство — вечно. Искусство — едино. Искусство — символично. Искусство — свободно».

Здесь, на выставке, можно посмотреть архивные документы и рукописи, связанные с деятельностью Николая Павловича Рябушинского и, конечно же, экземпляры «Золотого руна». О художниках круга знаменитого мецената создан документальный фильм. Произведения практически каждого из них представляют сейчас антикварную ценность.

Виктор Борисов-Мусатов. Сценка в парке. 1880-е..jpg

Пройдемся немного по экспозиции. Виктор Борисов-Мусатов. Непревзойденный мастер символической живописи, где только не искавший свой стиль – в Москве, Петербуоге, Париже, но сердцем оставшийся в родном Саратове.

Николай Сапунов. Натюрморт с автопортретом. 1910-1911. КАртон, темпера..jpg

Ученик Коровина и Левитана, член объединения «Голубая роза» Николай Сапунов – один из замечательнейших сценографов. Сколько бы еще он создал для искусства, если бы не его нелепая смерть в Териоках в 31 год.

Михаил Врубель. Демон. 1890-е. Картон, темпера. .jpg

Много помогал Рябушинский Михаилу Врубелю. Известно, что когда последний работал над портретом Валерия Брюсова, Николаю Павловичу приходилось обеспечивать художника всем – красками, мольбертом, кистями.

Павел Уткин. Утренняя молитва. 1908..jpg

Уроженец Тамбова Петр Уткин был одним из организаторов выставки «Голубая роза», которая открылась 18 марта 1907 года на Мясницкой, 8 в доме «фарфорового короля» Матвея Кузнецова. По тем временам это был настоящий перформанс с прекрасной режиссурой.

Павел Кузнецов. Голубой фонтан. Эскиз. 1905. Бумага, акварель.jpg

Весьма деятельное участие в этой выставке принимал и Павел Кузнецов, который еще в 1902-м вместе с Уткиным и Петровым-Водкиным расписывал в Саратове церковь Казанской Божией Матери. Общественность художества молодых символистов не приняла, и кончилось тем, что их просто уничтожили.

Николай Феофилактов. Женская фигура в архитектурном пейзаже. Конец 1930-х. Картон, темпера, масло.jpg

А вот у Николая Феофилактова вообще не было профессионального художественного образования, он занимался в студии Юона, но его многочисленные знакомства с художниками и тяга к рисованию привели к тому, что он стал ведущим художником «Весов». В 1907 году он также участвовал в выставке «Голубая роза», сотрудничал с журналом «Золотое руно», отрабатывая свою любимую эротическую тему.

Сергей Судейкин. Лунный Эрот.  1900-1910. Холст на картоне..jpg

В отличие от Феофилактова Сергей Судейкин у кого только не учился – и у Пастернака, и у Архипова, и у Серова, и у Коровина. Дружил с Бенуа и, наверное, единственный из тогдашнего дореволюционного круга Рябушинского уехал из России.

Мартирос Сарьян. Красная лошадь; 1919. Холст, масло .jpg

Совершенно особняком от всех стоит художник Мартирос Сарьян, у которого что-то есть от Матисса, что-то от Гогена, а все остальное – от него самого. Он, перенесший славу, упреки, пожары и репрессии, затем ставший легендой советской классики, но, наверное, оставшийся в душе ребенком.

Вот такие они, вышедшие из «Золотого Руна» и ставшие своеобразным «золотым запасом» России.

Изображения предоставлены пресс-службой мероприятия

Выставка проходит в Доме русского зарубежья по адресу Нижняя Радищевская ул. 2 до 10 октября 2023 года.

Галина Мумрикова

Здоровый свет