В Доме русского зарубежья продолжается выставка живописи, графики, скульптуры русских символистов 1890-1920 гг, организованная галереей «Веллум» в содружестве со многими институциями, а также частными коллекционерами.
Вся экспозиция, можно сказать, «подверстана» под личность Николая Рябушинского – человека удивительно многогранного из старинного купеческого рода, немало сделавшего для России. В семье Николая называли «беспутным Николашей», потому что он любил тратить деньги, а не приумножать свой капитал. Несмотря на то, что все братья Рябушинские, кроме бизнеса, интересовались искусством, были коллекционерами, к затее брата издавать роскошный журнал и организовывать художественные выставки они относились скептически. Почему? Да может быть, просто потому что издательское дело редко приносило приличный доход. Но Николай был непреклонен, да и обстоятельства сложились так, что в 1904-м прекратил свое существование журнал «Мир искусства», и Рябушинскому фортуна, можно сказать, сама плыла в руки.
И вот через два года вышел первый номер журнала «Золотое руно». Элита, богема отнеслись к изданию весьма критически, но какое сейчас это имеет значение?..
Вот именно. Какое? В наши дни многие исследователи чужого творчества почему-то стараются в биографиях известных людей выискивать этакие «клубнички» (что, как, с кем) или пускаются в другую крайность, превращая их в каких-то идолов, которых как-то и критиковать неудобно. К счастью, на места всё и вся расставляет время. А тогда в начале бурного XX века за Рябушинским пошли все бывшие «мирискусники» – Сомов, Лансере, Бенуа, Бакст… Именно благодаря необычайной художественной хватке Рябушинского про журнал и последовавшие затем выставок «Голубая роза» и «Салон Золотого Руна» заговорили как о ярком явлении на арт-сцене России. Символизм, авангард, лучизм, импрессионизм… Это все профессиональные направления. Определения. Но за каждым стоят удивительные творческие люди, которых безошибочно находил Николай Рябушинский, с которыми дружил, у которых сам учился. В первом номере «Золотого руна» был опубликован своего рода манифест (сейчас бы написали – концепция) издания: «…Мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя, … мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство — вечно. Искусство — едино. Искусство — символично. Искусство — свободно».
Здесь, на выставке, можно посмотреть архивные документы и рукописи, связанные с деятельностью Николая Павловича Рябушинского и, конечно же, экземпляры «Золотого руна». О художниках круга знаменитого мецената создан документальный фильм. Произведения практически каждого из них представляют сейчас антикварную ценность.
Пройдемся немного по экспозиции. Виктор Борисов-Мусатов. Непревзойденный мастер символической живописи, где только не искавший свой стиль – в Москве, Петербуоге, Париже, но сердцем оставшийся в родном Саратове.
Ученик Коровина и Левитана, член объединения «Голубая роза» Николай Сапунов – один из замечательнейших сценографов. Сколько бы еще он создал для искусства, если бы не его нелепая смерть в Териоках в 31 год.
Много помогал Рябушинский Михаилу Врубелю. Известно, что когда последний работал над портретом Валерия Брюсова, Николаю Павловичу приходилось обеспечивать художника всем – красками, мольбертом, кистями.
Уроженец Тамбова Петр Уткин был одним из организаторов выставки «Голубая роза», которая открылась 18 марта 1907 года на Мясницкой, 8 в доме «фарфорового короля» Матвея Кузнецова. По тем временам это был настоящий перформанс с прекрасной режиссурой.
Весьма деятельное участие в этой выставке принимал и Павел Кузнецов, который еще в 1902-м вместе с Уткиным и Петровым-Водкиным расписывал в Саратове церковь Казанской Божией Матери. Общественность художества молодых символистов не приняла, и кончилось тем, что их просто уничтожили.
А вот у Николая Феофилактова вообще не было профессионального художественного образования, он занимался в студии Юона, но его многочисленные знакомства с художниками и тяга к рисованию привели к тому, что он стал ведущим художником «Весов». В 1907 году он также участвовал в выставке «Голубая роза», сотрудничал с журналом «Золотое руно», отрабатывая свою любимую эротическую тему.
В отличие от Феофилактова Сергей Судейкин у кого только не учился – и у Пастернака, и у Архипова, и у Серова, и у Коровина. Дружил с Бенуа и, наверное, единственный из тогдашнего дореволюционного круга Рябушинского уехал из России.
Совершенно особняком от всех стоит художник Мартирос Сарьян, у которого что-то есть от Матисса, что-то от Гогена, а все остальное – от него самого. Он, перенесший славу, упреки, пожары и репрессии, затем ставший легендой советской классики, но, наверное, оставшийся в душе ребенком.
Вот такие они, вышедшие из «Золотого Руна» и ставшие своеобразным «золотым запасом» России.
Изображения предоставлены пресс-службой мероприятия
Выставка проходит в Доме русского зарубежья по адресу Нижняя Радищевская ул. 2 до 10 октября 2023 года.