НА ФОРУМАХ
96
1
73
2
203
1

Любители родной истории: Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века

К финисажу выставки в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля

Текст: Галина Мумрикова

Да, коллекционеров в XVIII-XIX веках называли любителями истории. И, наверное, это было правильно. Но какой неоценимый вклад они внесли в историческую науку, эти любители, даже если не все собранные ими предметы представляли научный интерес. Ведь они заложили основы настоящего коллекционирования, хотя многие коллекции впоследствии или погибли, или сгорели, или были проданы и стали недоступны.

1-Библия..jpeg

Библия. Печатная книга на шведском языке Стокгольм, издатель Хенрик Кейзер, 1703 Бумага, кожа, дерево, латунь/ печать, офорт, литье, тиснение, золочение Из собрания П.Ф.Карабанова Музеи Московского Кремля

3-Карманные часы.jpeg

Карманные часы с ключом Женева или Константинополь середина XVII в. Мастер-часовщик Жан Арло Серебро, металл, выколотка, выпиловка, литье, ковка, резьба, гравировка, чернь, золочение, монтировка Из собрания П.Ф.Карабанова Музеи Московского Кремля

2-Стакан.jpeg

Надпись на стакане сообщает о принадлежности Гавриле Михайловичу Карабанову Нюрнберг, 1569-1576 Мастер Венцель Ямнитцер Серебро, чеканка, литье, травление, пунцирование, золочение Из собрания П.Ф.Карабанова Музеи Московского Кремля

4-Кокосовый кувшин. .JPG

Кокосовый кувшин. Чарки. Хромолитография Ф.Дрегера по рисунку А.Д.Беляева. Из книги: Филимонов Г.Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П.Карабанова Москва, Университетская типография, 1849 Бумага, хромолитография Музеи Московского Кремля

5-Кокосовый ковш.JPG

Кокосовый ковш Архимандрита Чудова монастыря Кирилла. Кокосовые чаши. Хромолитография Ф.Дрегера по рисунку А.Д.Беляева Из книги: Филимонов Г.Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П.Карабанова Москва, Университетская типография, 1849. Бумага, хромолитогрфия Музеи Московского Кремля

Что касается любителя древностей Павла Федоровича Карабанова, отставного премьер-майора, то неизвестно, как бы сложилась его карьера коллекционера, если бы он не женился на княжне Варваре Ивановне Гагариной, что позволило ему без труда войти в высший свет. Его любознательность и трудолюбие были поистине неисчерпаемы. Он записывал всяческие исторические анекдоты, потом начал собирать древности – монеты, гравюры, рукописи, часы, посуду, картины, книги и т.д. – в его коллекции оказалось более трех тысяч предметов.

Нам, по прошествии времени, конечно же, интересна судьба Карабановской коллекции. По его завещанию она ушла  в распоряжение императора Николая I, а уже потом ее практически раздербанили: рукописи попали в  Императорскую публичную библиотеку, какие-то из них в Министерство юстиции, живопись и предметы роскоши и быта – в Эрмитаж, самые древние вещи – в Оружейную палату.

Про Оружейную палату написано очень много. И стоит упомянуть, сколько было сделано для укрепления ее, Оружейной палаты,  престижа Николаем I. Странно, но коллекция Павла Карабанова так и называлась – «Русский музей П.Ф.Карабанова». «По инициативе императора Николая I у М.П.Погодина куплено его знаменитое Древлехранилище, ему принадлежала идея приобретения «Русского музея П.Ф.Карабанова», который современники называли второй Оружейной палатой: аналогии были неизбежны». Конечно, Карабанову было трудно, почти невозможно расстаться со своей коллекцией, но все же он завещал ее императору. И ее перенесли из особняка коллекционера, находящегося на Петровке, в новое здание Оружейной палаты.

Разобраться в наследии коллекционера было нелегко, потому что он приобретал в общем-то всё подряд и где только мог: в магазинах, меняльных лавках, на аукционах.  Естественно, не всё из приобретений являлось подлинным, и представляло ценность. Попадались и подделки, при чем нередко. Более того: в то время подделки зачастую как бы приукрашивали – доделывали. В середине XIX века, в 1848-1849 гг. Г.Д.Филимонов, составляя каталог Карабановской коллекции, определял подделки и изымал фальсификаты из Оружейной палаты.

6-Фрагмент экспозиции.jpeg

Фрагмент экспозиции

7-Фрагмент-2.jpeg

Фрагмент экспозиции

8-Фрагмент2.jpeg

На вернисаже

8а-Егор Борисович Скотников. Портрет Н.Б.Юсупова 1816 Бумага, гравюра резцом ГМИИ имени А.С.Пушкина.jpeg

Егор Борисович Скотников. Портрет Н.Б.Юсупова 1816 Бумага, гравюра резцом ГМИИ имени А.С.Пушкина

8б-Портрет А.И.Мусина-Пушкина. Игнац Себастьян Клаубер. По живописному оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего 1798 Бумага,, гравюра рехцом ГМИИ имени А.С.Пушкина.jpeg

Портрет А.И.Мусина-Пушкина. Игнац Себастьян Клаубер. По живописному оригиналу Иоганна Баптиста Лампи Старшего 1798 Бумага, гравюра резцом ГМИИ имени А.С.Пушкина

Во времена Павла Карабанова историческая наука как таковая еще только начинала становиться профессиональной, поэтому любители, ценители и ученые варились, можно сказать в одном котле. Общее у них было одно – огромная любовь к истории. Вот почему Музеи Московского Кремля, помимо коллекции П.Ф.Карабанова, показали также и и частные собрания князя Николая Юсупова, Михаила Оболенского, Михаила Погодина и графа Мусина-Пушкина. Так, князь М.А.Оболенский возглавил ученую комиссию по восстановлению палат бояр Романовых в середине 1858 года, а через год после открытия музея стал его директором. Палаты бояр Романовых, где были предметы из коллекция П.Ф.Карабанова и М.П.Погодина, «стали одним из первых публичных музеев Москвы, доступным «всем и каждому».

10-Портрет П.Ф.Карабанова Эдм Кенедей Физионотранс 1817 Бумага, офорт, акватинта ГМИИ имени А.С.ПУшкина.jpeg

Портрет П.Ф.Карабанова Эдм Кенедей Физионотранс 1817 Бумага, офорт, акватинта ГМИИ имени А.С.Пушкина

В экспозиции из представленных экспонатов весьма интересны портреты Эдме Кенедей, французского художника, гравёра, который учился в Дижоне, занимался реставрацией картин.

11-Карион Истомин. Букварь.JPG

Карион Истомин. Букварь Рукописная книга Принадлежала царевичу Алексею Петровичу Москва, 1692-1693 Переплет - конец XVII в. Бумага, чернила, киноварь, картон, золотой атлас, кожа; темпера, сусальное золото и серебро, твореные золото и серебро, ткачество Из собрания Московского госархива МИД Музеи Московского Кремля

Букварь Кариона Истомина, иеромонаха Чудова монастыря; из коллекции Петра Карабанова – это  фактически первая иллюстрированная русская азбука XVII века – самый лучший учебник того времени. Истомин был очень образованным человеком, поэтом, писателем, и в 1692 году он подарил Наталье Кирилловне Нарышкиной букварь для ее внука царевича Алексея Петровича.

12-Портрет императора Николая I.jpeg  

Портрет императора Николая I Литография Берлин, Королевский институт литографии, первая половина XIX в. Литограф Фридрих Иентсен по рисунку Франца Крюгера Бумага, литография Музеи Московского Кремля

Еще один из любопытнейших экспонатов – литография императора Николая I. Она выполнена в первой половине XIX века в Берлине по рисунку Франца Крюгера. Крюгер был немецким живописцем и литографом,  а также членом двух академий художеств – Прусской и Императорской, вот почему он делал работы для королевских дворов. Рисовал в стиле бидермайер, который был особенно популярен в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве после завершения наполеоновских войн вплоть до середины XIX века. Крюгер реально преуспел в рисовании портретов в этом стиле с его скрупулезностью в деталях, тонкостью исполнения.

Повторяем: коллекция П.Ф.Карабанова была очень подробно описана Г.Д.Филимоновым, а некоторые его труды после смерти коллекционера напечатали П.В.Долгорукий и А.Б. Лобанов-Ростовский. Они использовали рукописи Карабанова для «Российской родословной книги».    

(по материалам пресс-службы Музеев Московского Кремля)

Фото:

Здоровый свет