НА ФОРУМАХ
276
1
116
2
57
2

Как воспитывали детей императоров: новая выставка в «Царицыно»

1.jpg

Плакетка «Архитектурный пейзаж» в рамке. Великая княжна Елена Романова. 1791 год. Из фондов музея-заповедника «Гатчина»

В Музее–заповеднике “Царицыно” 9 декабря открывается,  завершающая выставочную афишу 2023 года экспозиция «Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров».

Идея проекта - открыть для современников атмосферу дома Романовых, через аутентичные предметы и артефакты времени передать до мельчайших деталей фактуру и стиль жизни поколений императорских семей, наследники которой получали самое лучшее, элитное воспитание, чтобы в будущем взойти на трон Российской Империи.

3.jpg

Погремушка. Германия, Нюрнберг. Последняя четверть XVII века. Из фондов Музеев Московского Кремля

Выставка «Стать Романовым» — это сага о том, чему учили и как воспитывали будущих императоров, их сестер и братьев с петровских времен и до начала XX века. В экспозиции — сотни экспонатов, включая глобус Павла I, тетрадки Александра II, табель успеваемости Александра III, а также дневники, письма, контурные карты, альбомы для рисования, настольные игры, оловянные солдатики, игрушечные пушки и серебряная погремушка XVII века, в которую, возможно, играл Петр I.

4.jpg

Готовальня. Мастерская А. Самойлова при Ижорских заводах.1827 год. Принадлежала цесаревичу Александру Николаевичу (будущему Александру II). Из фондов музея-заповедника «Павловск»

Обучение великих князей начиналось в раннем детстве и продолжалось лет до двадцати, постепенно расширяясь и углубляясь за счет введения новых дисциплин. Выставка рассказывает о каждом этапе — от рождения до присяги.

10.jpg

Игрушечное орудие береговой артиллерии на поворотной платформе. Германия, Гёппинген, фирма Märklin. Около 1902-1910-е годы. Из фондов Государственного Эрмитажа

В собрании — мемориальные вещи и архивные документы из Эрмитажа, «Царского Села», «Павловска», «Гатчины», Музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Музея А. С. Пушкина, Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана, Государственного архива Российской Федерации, Архива древних актов, Исторического архива и Российской государственной библиотеки.

«Наш рассказ о воспитании императорских детей. Почему именно императорских? Великих князей было много, и чтобы не перегружать, было решено остановиться на тех, кому в будущем предстояло стать самодержцами. Мы старались сделать акцент на вещах, принадлежащих конкретному человеку — великий князь держал это в руках, здесь он сидел, с этим играл, — и такие предметы в большом количестве присутствует на выставке».

11.jpg

Игрушечное орудие полевой артиллерии на колёсном лафете со щитом. Германия, Гёппинген, фирма Märklin. Около 1911-1917 г.г. Из фондов Государственного Эрмитажа

Куратор выставки, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ Марина Сидорова

«Мы открываем выставку, на которой помимо архивных документов и редких мемориальных предметов — ученические тетради, глобусы, логарифмические линейки, все, что у каждого из нас прочно ассоциируется с школой. Но мой любимый экспонат от школы далек. Это детская серебряная медалька «Аничковская снежная крепость» — свидетель счастливой зимы 1893 года. Как и в любой другой семье, в семье Романовых были свои традиции — например, в конце зимы дети обязательно строили снежную крепость в саду Аничкова дворца, а потом вручали друг другу медали, которые хранили всю жизнь».

Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина

Первый выставочный зал посвящен рождению детей. В допетровскую эпоху о появлении на свет царского ребенка возвещали «молельные» грамоты и записи в разрядных книгах. Самый ранний документ в экспозиции — книга стольника Григория Собакина, в которой в ноябре 1672 года была сделана запись о рождении Петра I (к слову, став царем, а потом императором, Петр ввел правило издавать указы и манифесты о рождении императорских детей, и эта традиция сохранилась до начала XX века). Радостью от рождения детей императоры делились и в личной переписке: Екатерина II в письме шведскому королю Густаву III с восторгом сообщала о рождении внука, будущего Александра I, и советовалась, как лучше ухаживать за младенцем. В том же зале — самый старинный экспонат на выставке, серебряная погремушка в форме цветочного бутона на витой ручке XVII века из Музеев Кремля. Игрушки более позднего времени, преимущественно XIX века, находятся в зале, отведенном под игры и развлечения: оловянные солдатики, которых обожал Александр II, настольная игра «Европейская война» с картонными фигурками конных и пеших воинов русской, французской, немецкой и австрийской армии, в которую играл цесаревич Алексей, лото с изображенными на фишках животные, куклы, детские игральные карты и, конечно же, игрушечные артиллерийские орудия.

12.jpg

Неизвестный художник. «Портрет великого князя Павла Петровича».. Из фондов Государственного Эрмитажа

Самый важный раздел выставки посвящен образовательным системам, принятым в семье российских императоров в разные годы.

О том, что детей нужно учить по программе, а не абы как, первой задумалась Екатерина II. Под влиянием Ивана Бецкого, основателя Смольного института благородных девиц и сторонника идей Мишеля де Монтеня и Джона Локка, Екатерина II в 1784 году написала «Наставления», где помимо прочего возводило закаливание в культ, а уроки иностранных языков объявляла обязательными. Еще одной образовательной методикой стал «План учения: наследника престола Александра Николаевича», написанный поэтом Василием Жуковским для будущего Александра II. План был основан на теории «элементарного природосообразного воспитания и обучения» швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци. Жуковский утверждал, что образование и воспитание должны быть взаимосвязаны и подчинены воспитанию добродетели. У каждого наследника престола был, что называется, табель успеваемости, и несколько таких императорских журналов в экспозиции можно будет изучить. По словам куратора выставки, самым плохим учеником, согласно архивам, был Александр III: «Сплошные тройки».

13.jpg

Альберт Эдельфельд. «В детской». 1885 год. Из фондов Государственного Эрмитажа

Последние залы выставки рассказывают о финальном этапе в обучении престолонаследников — образовательных путешествиях. Как известно, первым в такие путешествия пустился Петр I (и об этом на выставке свидетельствуют несколько документов), но впоследствии, в силу разных причин традиция эта забылась и лишь благодаря императрице Марии Федоровне в XIX веке вновь вошла в обиход. На выставке рассказывается о поездке великого князя Николая Павловича в 1816 году по России и в Англию, о так называемом «венчании с Россией» Александра II в 1837-м и знаменитом путешествии Николая II на Восток в 1890-91-м годах. Детство у наследников престола обычно заканчивалось церемонией торжественного объявления их наследниками престола. Это означало достижение совершеннолетия (для цесаревича в 16, для великих князей в 20 лет). Позже ритуал этот заменили на церемонию принесения присяги на верность отечеству. К этому моменту обучение великого князя фактически заканчивалось.

15.jpg

Великие княжны Татьяна и Ольга Николаевны с игрушками. 1898 год. Из Государственного архива Российской Федерации

Выставка: “Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров” в Большом Дворце Государственного Музея-заповедника «Царицыно». продлится с 9 декабря 2023 года по 7 апреля 2024 года

Фото:

Здоровый свет