22 августа в Москве в зале Крокус Сити Холл состоится Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0». Это одно из самых ярких и значимых российских мероприятий в области дошкольного образования.
Цель мероприятия: повышение престижа профессии воспитателя, мотивация педагогов к личностному и профессиональному росту, новые целевые ориентиры и практические знания для работы; осознание своей высокой миссии и ответственности за будущее детей и всей страны.
Регистрация на форум бесплатная: https://forum-do.ru/
В преддверие форума в пресс-центре ТАСС собрались председатель Оргкомитета Николай Веракса, председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Любовь Духанина, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Дорофеева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер и ведущий советник аналитического центра при правительстве РФ, заместитель директора департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Инна Каракчиева.
Как отметила Эльфия Дорофеева, на форум уже зарегистрировалось около 12 000 желающих принять участие, при разовой пропускной способности зала 5 700 человек. Все заседания будут проходить в пленарном зале, секционных мероприятий не запланировано.
В фойе пройдет выставка товаров и услуг для системы дошкольного образования. Активность желающих показать свои товары была настолько высока, что организаторы смогли по техническим причинам удовлетворить только 30% запросов.
Спикер заметила, что сотрудники учреждений дошкольного образования работают на износ . Большое количество проверок Роскомнадзора, требований, претензий от родителей. При этом, в законодательстве дошкольное воспитание даже не выделено отдельной строкоq: в обществе нет понимания, как важна и трудна их работа.
«Быть воспитателем – это миссия. Люди, работающие в дошкольном образовании – святые люди. Их надо не поучать, а помогать», - сказала Дорофеева.
Она также вручила букет в честь прошедшего юбилея Ирине Винер – прославленному тренеру, педагогу, чьи воспитанницы принесли стране 51 олимпийскую медаль, 416 медалей чемпионатов мира и Европы.
Ирина Александровна заметила, что воспитатели дошкольных учреждений – это самые главные люди в стране и их вклад в формирование будущего недооценен. «С советских времен мы помним лозунг «в здоровом теле – здоровый дух». Сейчас многие перешли на дух. Детей приучают с младшего возраста к религии – это очень хорошо. Но обязательно нужно заботиться и о здоровом теле. Огромное значение надо придавать физкультуре – с первых дней, как только ребенка приносят из роддома должно быть закаливание, гимнастика, массаж. К сожалению, в школах убрали ставку физкультурника. Это недопустимо.
По распоряжению президента, с 1 сентября 2023 года все тренеры обязаны пройти переквалификацию, как преподаватели физкультуры. Такую же систему нужно внедрять и в учреждениях дошкольного воспитания. Начинают открываться центры раннего физического развития – где принимают детей с трех лет и проводят инструктаж для родителей.
1 сентября открывается первый такой центр в Краснодаре. Эта практика продолжится по всей стране», - сказала Ирина Винер и напомнила быль про корифея педагогики доктора Спока, к которому родители принесли трехмесячное дитя и спросили, с какого возраста нужно начинать воспитывать. «Вы опоздали на три месяца», - заметил врач.
Любовь Духанина отметила, что сейчас воспитатели дошкольных учреждений в примерно раз в три года проходят курсы повышения квалификации и, согласно опросам, родители подтверждают высокий уровень подготовки специалистов, работающих в детских садах.
«Важна в этом вопросе активная работа общественных организаций и очень востребованы такие форумы, где воспитатели могут не только послушать спикеров, но и обменяться своими практиками. Сегодня видим нарастающий негосударственный сектор дошкольного образования и увеличение числа увлеченных активных воспитателей, создающих новые решения и модели образовательной среды. Видим поддержку государства в формате частно-государственного партнерства, в частности – проект «Демография», в рамках которого выделялись специальные средства на создание дополнительных групп обучения, а также сервисы повышения квалификации воспитателей».
Спикер отметила, что воспитатели хотят осваивать новые методики организации процесса образования и современные подходы к организации пространства. Повышается запрос на обучение детей с особенностями здоровья.
К сожалению, доля детей с особенностями здоровья становится все больше: если смотреть на цифру дошкольного возраста – 9-10% детей от общего состава группы требует от воспитателей специальных знаний.
Николай Веракса сказал, что постепенно общество приходит к пониманию, что образование и воспитание – это не услуга, а форма развития будущего поколения. Именно в дошкольном возрасте развитие ребенка – многомерный непрерывный процесс: это и получение знаний, и игровая деятельность, и физическая культура.
«Мы наблюдаем сейчас повышенный интерес родителей к системе дошкольного образования - все самое главное закладывается в раннем возрасте. Важно, чтобы родители были просвещены. Чтобы они не только требовали, но и становились участниками образовательного процесса. Мы должны смотреть на ребенка не как на маленького, неприспособленного, ничего не знающего и слабого, а видеть в нем человека, который является обладателем бесконечных возможностей», - отметил эксперт. Он уточнил, что в новой системе дошкольного воспитания недостаточно известного принципа – «делай как я». В современном мире, когда активно развивается цифровизация, искусственный интеллект, быстро меняются условия и возникают новые и новые вызовы - этого недостаточно. Необходимо создавать среду для проявления инициативы ребенка, мотивировать его к просоциальным действиям, хвалить, поддерживать. Все участники обсуждения согласились, что ключевая задача дошкольного и раннего школьного воспитания - формирование думающего, интеллектуального, творческого поколения, развитие самостоятельной активности ребенка. В этой логике строится воспитательный процесс в условиях детского сада – когда детям предлагаются варианты поиска самостоятельного решения поставленной задачи, возможности привлечения к этому решению других ребят из группы. Задача - воспитать человека нового поколения – интеллектуала, умеющего выстраивать траектории свой исследовательской деятельности, контактного, общительного, умеющего ставить цели и их достигать.