НА ФОРУМАХ
41
64
140
1

Цифровая среда: как обезопасить детей

_DSC09.JPG
 

В рамках XI Международного форума безопасного интернета, который состоялся 25 апреля на базе пресс-центра МИА «Россия сегодня», эксперты поделились мнениями о том, как обезопасить детей от пагубного влияния цифровизации. На мероприятии выступили представители органов власти, IT-компаний, общественных и научных организаций и СМИ.

Организаторами Форума выступили Ассоциация «Лига безопасного интернета» и Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Как обезопасить интернет для детей

В рамках секции «Профилактика безопасного поведения в Интернете: практический опыт» были представлены проекты, которые уже действуют и повышают уровень медиаграмотности среди школьников.

Никита Дмитриевич Павлухин, специалист проекта по обучению безопасности в сети интернет Лиги безопасного интернета, рассказал, какие программы для обеспечения цифровой безопасности проводит «Лига безопасного Интернета» по всей стране. Детей учат противостоять интернет-преследованию, кибертравле, пропаганде суицидов, популяризации асоциального поведения. Среди действующих инструментов, которые были разработаны организацией, - Всероссийская акция «Месяц безопасного интернета», а также уроки безопасного интернета и вебинары для детей и их родителей.

_DSC0980.JPG

«В рамках проекта было проведено более 12 тысяч уроков, и проекты по этому курсу проходят до сих пор», - сказал спикер. Никита Павлухин также отметил, что на базе Лиги безопасного интернета проводится обучение волонтеров, чтобы они могли проводить занятия по медиаграмотности на базе своих школ и других образовательных учреждений.

Похожими методами пользуются и в МВД России. Сергей Анатольевич Звягинцев, заместитель начальника отдела ведомственных интернет-ресурсов управления общественных связей, рассказал о тех уроках, которые проводит министерство. Представители МВД рассказывают, как реагировать на буллинг в интернете, что делать, чтобы не попасть в руки киберпреступников. Травля в интернете - это большая проблема современной цифровой среды, но, по словам Сергея Звягинцева, противодействовать ей нужно сообща. «Мы объясняем, что при столкновении с кибербуллингом следует не закрываться в себе, а необходимо делиться с родители, учителями, школьными психологами», - сообщил представитель ведомства. Также сотрудники МВД проводят программы по финансовой грамотности в интернете. Для уроков были разработаны специальные карты, похожие на платежные средства настоящих банков, где зелёным выделены цифры, которые можно сообщать, а красным - которые ни в коем случае нельзя никому говорить.

_DSC0982.JPG

Сейчас в интернете существует множество различных групп, которые заставляют детей причинять вред своему здоровью и пропагандируют самоубийства. В противодействии этим группам участвует некоммерческая организация АНО «Родители за чистый интернет», о деятельности которой рассказала волонтёр Варвара Вадимовна Мягкова. В эту организацию обращаются родители детей, попавших в опасную ситуацию в интернете, или погибших в результате интернет-влияния.

_DSC0993.JPG

В организации анализируется поведение детей в киберпространстве и выявляются схожие эпизоды, чтобы предотвратить случаи их гибели. «Мы находим соответствия диалогов, которые напрямую нам указывают на то, что тот погибший ребенок и этот живой ребенок - это практически полный слепок», - отметила Варвара Мягкова. Также она рассказала, что в таких деструктивных группах могут быть ссылки на другие опасные сообщества. Спикер подчеркнула, что в вопросе обеспечения безопасности детей в виртуальности нужна консолидация с правоохранительными органами.

Продолжила тему Виктория Юрьевна Корнеева, волонтёр АНО «Родители за чистый интернет». Спикер отметила, что подростки очень увлекаемы, их «притягивает все таинственное и загадочное», что является предрасполагающим фактором для вступления несовершеннолетних в мистико-философские группы, а затем и секты.

_DSC0975.JPG

Также группы в интернете сейчас пользуются «маркетинговыми  ходами», выпускают свою продукцию, превращая свои сообщества в субкультуры, что еще больше влияет на вовлечение ребенка в эти интернет-сообщества. Виктория Корнеева также отметила, что приоритетом организации «Родители за чистый интернет» является «оказание помощи детям и родителям как правовой, так и в поиске специалистов, потому что дети выходят из таких сообществ  психически покалеченными».

Пропагандировать положительную деятельность среди молодежи, по мнению Дениса Игоревича Лыткина, члена Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, нужно с помощью социальной рекламы.

_DSC0979.JPG

«Социальная реклама помогает приблизиться к проблеме», - сказал Денис Лыткин. Примером удачной работы социальной рекламы спикер назвал акцию волонтеров «#МыВместе». Также он подчеркнул, что размещать рекламу нужно в социальных сетях.

О профилактике цифровой безопасности также рассказала Николаева Жанна Анатольевна, представитель «Государственного радиочастотного центра». Спикер рассказала о результатах работы центра. Она отметила, что организация занимается не только консультацией граждан по вопросам интернет-безопасности. «Если обстоятельства этого требуют, мы составляем заявления в государственные органы, пишем иски, участвуем в судебных заседаниях», - сообщила спикер.

_DSC0976.JPG

В конце секции с видеообращением выступил Александр Михайлов, руководитель центрального исполкома общероссийской организации «Офицеры России». Спикер отметил, что для регуляции деятельности в сети нужно создать «единый информационный кодекс, который позволил бы нам определить возможность или необходимость создания систем шифрования, кодирования тех или иных наших порталов и сайтов».


«Мораторий на цифровизацию образования»

В рамках секции «Цифровизация образования: перспективы» эксперты выразили опасения по поводу внедрения обязательных цифровых программ в процесс школьного обучения.

По мнению Анны Викторовны Швабауэр, эксперта Общественного уполномоченного по защите семьи, введение цифровых технологий в процесс обучения на постоянной основе вредит усвоению знаний. «Цифровые технологии могут применятся на благо, но всему свое место и время. И те нормативные документы, которые мы сегодня имеем, с теми целевыми показателями, которые в них закреплены, однозначно, к сожалению, ведут к уничтожению остатков традиционного образования», - отметила спикер.

Анна Викторовна привела выдержки из современных нормативных актов, где говорилось о цифровизации образования и привела примеры того, что этот процесс идет против воли родителей школьников, которых зачастую заставляют регистрировать своих детей на электронных площадках принудительно, что является недопустимым.

По мнению журналиста, теле- и радиоведущей Анны  Борисовны Шафран «В современной образовательной среде существует множество запросов от учителей и родителей, однако исполнение их достаточно поверхностное. Анна Шафран призвала министерство образования не просто составлять новые законопроекты, но и «слышать родительскую общественность, общественные организации», учитывать условия разных регионов. В сфере образования нужно учитывать не только современные реалии, но и понимать, к чему приведут меры, вводимые сегодня. Также спикер заявила, что в России не хватает специализированного оборудования для введения цифровизации образования.

Сейчас мало внимания уделяется тому, какой вред цифровизация может нанести ребенку. Об этом сказал Андрей Борисович Цыганов, начальник отдела мониторинга и анализа Центра помощи гражданам в цифровой среде ФГУП «ГРЧЦ». Он считает, что «цифровыми технологиями воспитать человека невозможно, а именно человека, личность пытаются устранить из образовательного процесса». Поэтому современные модели образования нужно менять, возвращая фигуру учителя и процесс воспитания в школах.

Это мнение поддержала и Элина Юрьевна Жгутова, руководитель общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван-чай». Она также рассказала о влиянии органов опеки на процесс образования и  призвала не допустить того, чтобы наши органы работали по западному образцу: «У нас можно решить 90% процентов проблем, если правильно вмешаться в случай, а на западе лишь 5% детей можно вернуть после отъемов».

Уход образования в виртуальный мир делает возможным то, что на детей может оказываться вредное влияние извне, так как на образовательных платформах есть закрытые чаты, куда могут проникнуть злоумышленники. Своими наблюдениями по этому поводу поделился Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель сайта «На распутье.ру».

Пагубное влияние друг на друга могут оказывать и дети, которые в закрытых чатах не контролируются взрослыми. «Мы знаем массу случаев, когда один ученик заражал какими-то опасными темами весь класс. И теперь это будет происходить  еще скрыто и массово», - сказал спикер.

Сейчас ребенок попадает в виртуальное пространство достаточно рано, еще в дошкольный период, однако это плохо влияет на мозг и психику ребенка. Об этом заявил Сергей Юрьевич Киселев, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии Уральского федерального университета. По его мнению, учитель не только передает знания. «С точки зрения глубинной психологии учитель несет очень важную миссию. Дело в том что, наш мозг устроен так, что мы боимся нового знания. И учитель в рамках этой модели выступает своеобразным посредником, который уменьшает страх ребенка перед новым знанием, и, как он это делает, влияет на то, в какой форме это знание будет ребенком приобретено», - сказал Сергей Киселев. Спикер также отметил, что злоупотребление интернетом может привести к цифровой зависимости, которая может в будущем привести и к другим формам зависимого поведения.

Особенно пагубно, как отметил Сергей Киселев, интернет влияет на детей с расстройством  аутического спектра, поскольку социализация такого ребенка с реальными детьми затрудняется, потому что в виртуальном пространстве проще выстраивать коммуникацию с образами и персонажами. Также те игры, которые присутствуют в интернете ориентированы на «непроизвольное внимание», то есть на те рефлексы, которые и так есть у каждого ребенка. Это приводит к «обкрадыванию навыков произвольного внимания, то есть тех механизмов, которые очень важны в дальнейшем», например, в школе, где нужны усидчивость и концентрация внимания.

Все технологии, по мнению Ярослава Семеновича Быховского, бизнес-аналитика ГАУ города Москвы «Центр цифровизации образования», не должны быть заменой традиционным формам обучения. «Если профессионально будут решаться задачи с тремя компонентами: технологической частью, содержательной и организационной, - то ничего отрицательно не происходит», - отметил эксперт. Однако Ярослав Быховский сказал, что сейчас эти сферы «либо оторваны друг от друга, либо противоречат друг другу в какой-то мере». Поэтому российскому образованию нужно прорабатывать эту сферу и найти возможность гармонизировать взаимодействие всех элементов образования.

России нужен цифровой суверенитет

Нам нужно национально-ориентированное образование

Дети и гаджеты


Здоровый свет