НА ФОРУМАХ
87
101
2
687
3

Проблема выбора у детей

Мой личный опыт мамы и опыт работы с детьми (преимущественно с дошколятами) говорит о том, что детей дошкольного возраста нельзя заставлять выбирать. Нет, слишком категорично. Лучше скажу - правильней будет не ставить перед проблемой выбора. Некоторые родители думают - ну, он же сам должен знать, что для него лучше. А дело как раз в этом - он не знает. Ребенок в этом огромном, почти незнакомом еще ему мире, в котором он только-только начал осваиваться, лишен ориентиров, помогающих ему делать свой выбор. Даже собственные желания для него не всегда ясны.

76586fada2656d742cbbf595b145900b.jpg

Нам самим-то, вроде бы людям взрослым и ответственным, частенько бывает затруднительно что-то выбирать в мультивариативном жизненном пространстве - надеть платье или джинсы, поехать в Париж или Задрюпинск, выйти замуж за того или за этого...
Но мы, прибегая к собственному жизненному опыту, чьему-нибудь авторитетному мнению, логике да пусть даже к такому абсурдному аргументу, как "моя левая нога захотела", все же на что-то решаемся.
Но для ребенка в дошкольном возрасте именно родители являются тем лучиком маяка в тумане, на свет которого можно идти, не боясь разбиться о рифы.
Помогая ему сделать выбор или даже делая выбор за него, мы волей-неволей проставляем для него эти ориентиры. Выбор - важнейший элемент воспитания. Как поступить, чего взять - подсказывают родители, тем самым проставляя вешки, в том числе и морально-нравственные, ориентируясь на которые, ребенок и будет идти дальше по жизни.Это во-первых. А во-вторых - беря на себя ответственность за его выбор, мы тем самым обеспечиваем ему чувство безопасности, рассеивая туман, сохраняя четкость и ясность его мира.

f5a4ab04128c13ae234a83c96b47d4f0.jpg

Уточню маленький нюанс - речь не идет о навязывании своего взрослого мнения. Здесь я не рассматриваю ситуацию, когда ребенку хочется розовый рюкзачок, а мама берет синий, потому что розовый слишком "маркий". Я говорю о ситуациях, когда есть, например, возможности поехать в гости к тете Люсе с родителями или на дачу с бабушкой. И ребенок мается, ему хочется и туда, и сюда, он начинает сердиться и капризничать, сам не понимая, что с ним происходит. Оно вам надо? Нет. А ребенку? Тоже. Тогда мы подходим к нему и говорим - Сейчас мы поедем к тете Люсе, а на следующие выходные ты с бабушкой на дачу.
Мне могут возразить - но ведь ребенка надо учить делать выбор самостоятельно (см. выше постулат о мультивариативности мира).
Обязательно. Но после того, как он перешагнет свой семилетний порог.

П.с. Идем с дочерью в магазин. Она зависает перед полкой с бакалеей-кондитеркой, мучительно размышляя - конфеты или вафли?
Хорошо, говорю я, давай, ты будешь за конфеты, а я буду за вафли. Поехали - камень-ножницы-бумага-раз-два-три!
Выиграли "вафли". Значит, сегодня к чаю будут вафли.
Дочери, на минуточку, девятнадцатый год... А это просто такая игра, наш маленький забавный ритуал )))


fc7d708d5c4b00ae33d2aa142deb6791.jpg

Шуба - зло! )

Я вру своей маме...

Быть на стороне ребенка

Здоровый свет