НА ФОРУМАХ
37
85
2
657
3

Женский мир в искусстве Дагестана

_DSC0177.jpg

2 августа в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» состоялось торжественное открытие выставки «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана». В экспозиции представлены археологические находки, работы современных мастеров, предметы домашнего обихода, а также фотографии и видеофрагменты, повествующие о женщинах Дагестана, их быте и традиционных ремеслах. Выставка рассказывает историю о жизненном и творческом пути женщины в стране удивительного разнообразного народного искусства.

_DSC0295.jpg

С приветственным словом на церемонии открытия к гостям обратилась Елизавета Фокина, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно». Она отметила актуальность  этого проекта в год сохранения культурного наследия народов России и поблагодарила партнеров проекта. Выставку поддержали семь музеев: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Государственный Исторический музей, Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Кунсткамера, Российский этнографический музей, Музей Востока и экспонаты из коллекций ГМЗ «Царицыно».

фокина 2.jpg

В церемонии открытия приняли участие государственные деятели и искусствоведы.  Депутат Государственной Думы, представитель Республики Дагестан в Парламенте, Бийсултан Хамзаев отметил, что к  женщинам  в Дагестане – всегда сохранялось и сохраняется особое, бережное отношение. Также спикер передал приветствие  от главы Республики Дагестан, Сергея Меликова, пригласив всех посетить регион и узнать о гостеприимстве дагестанцев.

20220802_191011.jpg

Свои поздравления организаторам выставки передали руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов и директор Дома народов России Анна Полежаева. Они подчеркнули важность данной выставки в сложившейся ситуации, когда нарастает внешнее давление на малые народы с целью разжечь межнациональную рознь.

Об искусстве Дагестана рассказала Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой.

Она отметила: «Выставка “Путь Патимат” - это малый мир, в котором пребывают женщина, мужчина и их дети. У дагестанского искусства есть такое удивительное свойство, что совершенно утилитарный предметы: кувшины для воды, подушки для спины под эти кувшины, резная утварь, - все это является произведениями искусства. И на этой выставке видно, как много души, как много смысла вложили дагестанские мастера в то, что окружало их быт. Это очень красивый, глубокий проект».

_DSC0291.jpg

Выставка готовилась четыре года, куратор выставки, Ксения Паршина, сказала, что в Дагестане есть поговорка «ни один ковер не может появиться раньше срока», поэтому выставка родилась в то время, когда  и должна была быть.  Она отметила, что «Женский мир Дагестана привлекателен еще и тем, что это удивительный ресурс, особенно для людей городских, которые все время торопятся и не успевают получить ощущения своего корня, дома, покоя, удовлетворения. И соприкосновение с миром Патимат, немножко затормозит их и даст возможность просто побыть наедине с собой и получить тот самый ресурс радости, жизненного счастья и соритмичности с природой, что безусловно есть в традиционном дагестанском женском мире».  Поддержала эту мысль  и директор Российского этнографического музея Юлия Купина. Она отметила, что культура - дело личное, и каждый зритель находит в экспозиции что-то свое. Спикер пожелала музею больше заинтересованных посетителей.

фокина и купина1.jpg

В девяти залах, где расположилась выставка, представлен весь жизненный путь дагестанки, ее быт и традиционные занятия.

Главное место в экспозиции занимают предметы свадебного обряда. Для дагестанки - это процесс перерождения. По древним поверьям, во время свадьбы женщина умирает для родной семьи и в течение нескольких дней, в которые длится церемония, она находится между мирами, а потом возрождается в доме мужа. Свадебный наряд и украшения женщина должна была носить  до сорока дней. После этого она не надевала их ни разу, поэтому одежда и драгоценности могли передаваться из поколения в поколение.

_DSC0262.jpg

_DSC0266.jpg

_DSC0268.jpg

Функцией женщины была защита дома и семьи. Ей следовало знать оберегающие символы, которые вышивались на одежде и покрывалах. Однако сейчас разгадать смысл вышитых знаков практически невозможно, поскольку это искусство считается утраченным. Также к традиционным женским ремеслам в Дагестане относится производство глиняных изделий и ковровое дело. Многие из этих традиций живы и по сей день, бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

_DSC0281.jpg

_DSC0289.jpg

_DSC0306.jpg

Дагестан – удивительная Республика. В каждом селе может существовать свой диалект, поэтому жители разных населенных пунктов не всегда могут понять друг друга, поэтому выдавать замуж девушек старались в свое село, однако это не всегда это удавалось. Женщина, попав в другой населенный пункт  могла первое время не понимать, что говорят вокруг.  Местом, где она изучала новый для себя язык, был источник, куда женщины, перекинув через плечо кувшины, ходили не просто за водой, но и для общения друг с другом.

разность в языках.jpg

Традиционные предметы быта в рамках экспозиции дополняются работами современных мастеров. Организаторы утверждают, что современные дагестанцы могут жить далеко от родных мест, но в их творчестве чувствуется связь с прошлым, со своей семьей и родом. Увидеть преемственность поколений и традиционный быт дагестанской женщины в музее-заповеднике «Царицыно» можно до 10 декабря.

современность.jpg

современность2.jpg

_DSC0272.jpg


Здоровый свет