НА ФОРУМАХ
109
2
159
2
140
2

Выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла»

1.jpg

Эдуард Криммер.  Графин «Репка». Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР, Ленинград. 1948 год.



В Хлебном доме музея – заповедника « Царицыно» 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции - более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище.

«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки — пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

2.jpg

 

Мирона Грабарь. Набор «Колоннада». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР, Брянская обл., Дятьково. 1970-е годы.

«Фактически история художественно стекла в России XX века — это история заново», — говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной — всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод — Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

3.jpg

 

Мирона Грабарь . Набор «Мой город». Дятьковский хрустальный завод. РСФСР, Брянская обл., Дятьково. 1970-е годы.

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

4.jpg

Владимир Корнеев . Блюдо «Ночные шорохи». Гусевский хрустальный завод. РСФСР, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный, конец 1970-х годов.

Но — чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): «Гранение работает со светом, гравировка — с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса — фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение — это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” — орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».

5.jpg

 

Ирина Иванова. Декоративная композиция «Старый парк. Царицыно». Львовская экспериментальная скульптурно-керамическая фабрика. Украина, Львов. 1997 год.

Каждый зал «На грани» — это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке — работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня — например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе — произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

6.jpg

 

Александра Лаврова . Набор посуды «Океан» . Ленинградский завод художественного стекла. РСФСР, Ленинград. 1975 год (фрагмент)

Экспонировать стекло — задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. «Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, — рассказывает Майя. — В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света». Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов — от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

В коллекции «Царицына» — более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения «Художественное стекло ХХ – начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога «Царицына». В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

Выставка «На грани» будет  работать с 18 марта 2023 по 25 августа 2024 года.


Здоровый свет