![_DSC0996.jpg](/upload/main/ca7/ca7112a1bb0e3c050cd7b1332f8ed7ba.jpg)
Московский музей дизайна и Новая Третьяковка при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив представили совместный проект - выставку «История русского дизайна. Избранное III». Это масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие.
![история и современность.jpg](/upload/main/948/94872c3523f14da0a432f4b6ecffdf1b.jpg)
Организаторы выставки собрали более ста новых объектов графического и предметного дизайна разных периодов. Каждая вещь носит признак времени, отражает актуальные события, происходившие в стране в эпоху ее создания. Выставка приурочена к 10-летию Московского музея дизайна.
История, которую рассказывают организаторы экспозиции, начинается в 1920-е годы. Приход новой власти способствовал радикальному изменению в одежде, посуде, предметах быта. Государство старалось стереть прошлое и сформировать новое отношение к миру. Революционеры искусства - авангардисты - стали искать новые формы. Так, художник Казимир Малевич создал свой экспериментальный чайный сервиз. Однако его работы не имели массовый характер и не отличались практичностью в использовании.
![20-е.jpg](/upload/main/817/817cf47026a8362debbbe634fabdf9bf.jpg)
В 20-е годы также особое внимание уделялось теме детства. В это же время нужно было привлечь внимание к грамоте. Для этого создавались плакаты, печатались яркие книги и журналы. Эти экспонаты также могут увидеть посетители выставки.
![20-е2.jpg](/upload/main/96e/96e2ada1d81ab0dff5aa583edbcd8640.jpg)
В предметном дизайне 1930-х годов заметен отказ от авангарда. Начинает развиваться более практичное отношение к мебели и интерьеру, однако новые формы все равно появляются в это время. Свое слово в дизайне советских осветительных приборов сказал архитектор Абрам Дамский, чьи работы представлены в экспозиции выставки. Он спроектировал массовый вид ламп - люценту, разрабатывал осветители для станций Московского метро, сталинских высоток, вокзалов и театров. Его разработки были распространены по всему Советскому Союзу, но имя Абрама Дамского незаслуженно забыли.
![30-е.jpg](/upload/main/bed/bedec082aec6adea4875e706a45d06c9.jpg)
На советский дизайн влияние оказывали глобальные события. Начало космической эры, Олимпиада-80 вызвали бурный интерес у граждан, что отразилось и в дизайне предметов одежды и быта.
![космос.jpg](/upload/main/fdd/fddcf2c36e98c7a91999a68a8e9a30cc.jpg)
![олимпиада.jpg](/upload/main/782/7822828a4777b816d5d5b84b66234169.jpg)
В каждую эпоху люди задумывались о будущем. Один из самых больших шагов в этом направлении сделали разработчики советской компьютерной системы «СФИНКС». Ученые думали, что именно такая техника будет в доме каждого в 2000-е годы. Футуристические конструкции вполне соответствуют новым технологиям.
![сфинкс.jpg](/upload/main/5ff/5ffb6a0669a4aa62571641b7a1251ada.jpg)
Авторы выставки создали в залах Новой Третьяковки уникальное пространство, в котором прошлое вступает в диалог с настоящим, поэтому рядом с некоторыми старыми экспонатами можно увидеть современные вещи, на которые авторов вдохновило прошлое.
![новое2.jpg](/upload/main/927/9273a1b29df332c57ffe46439ef18968.jpg)
![новое.jpg](/upload/main/fd4/fd4174a44778ab703e5c123b4e5f4c25.jpg)
Очень интересны залы, посвященные современному дизайну. В них посетители могут увидеть титулованные проекты Максима Щербакова (бюро Supaform), мебель и посуду питерской студии Delo Design. В экспозиции представлены работы победителей премии Red Dot Design Award: конструктор «Зоопарк» от компании Shusha и конструктор Modul дизайнера Дмитрия Самыгина.
![современность.jpg](/upload/main/4cf/4cfe2ada6bf8176deeb690c5a2eac6d5.jpg)
Дополняют историю дизайна уникальные архивные кадры, которые демонстрируются на специальных экранах.
Выставка продлится до конца года. Организаторы надеются, что площадка станет местом притяжения для молодых дизайнеров и вдохновит их на новые проекты.
![новое3.jpg](/upload/main/0d8/0d8f4068d026e533ef724214d25d2089.jpg)