Ирина Лебедева — автор украшений GinkgoSoul и хозяйка маленькой мастерской, где создают уникальные работы в японской технике dipart из полимерных смол, латунной и медной проволоки. По мнению автора, в современности очень не хватает мягкости и любви. Ведь несмотря на войны, болезни, природные катастрофы, боль и грусть, вокруг нас есть красота. Мы можем её творить, ею обладать, любоваться, стремиться к ней как на свет маяка, чтобы не потеряться, сохранить в себе способность принимать и чувствовать прекрасное. И для кого-то цветы GinkgoSoul становятся таким маяком или якорем. Мы попросили Ирину рассказать о своем творчестве и о себе.
С чего все началось.
Началось все с того, что в магазинах бижутерии я не находила красивых на мой вкус вещиц. Вернее не было вариантов для студенческого кошелька, а украшать себя хотелось. И тогда я решила, что надо их создавать самой. Во-первых, эти браслетики и сережки были бы точно такими, какими хочется. Во-вторых, это было доступно. Но со временем этого стало недостаточно, хотелось чего-то особенного, тонкого, изящного и сложного. Потом случилось стекло, фьюзинг домашний. В сети я увидела работы японской художницы Сакае. Эти невесомые бабочки и цветы меня поразили. Вот где было изящное, безупречное исполнение и совершено непонятная технология. Позже выяснилось, что это однокомпонентная смола, полимер, которая свободно продается в Японии, стоит около 800 йен (450-500р) за банку и замешана на растворителе, поэтому доставить ее в Россию сложно, посредники за такое не берутся. Тогда я придумала план: сначала добраться самолетом до Токио, купить эту волшебную банку, потом через всю страну на скоростной электричке проехать до порта и паромом до Владивостока, дальше поездом до Москвы. Но не пришлось - у нас в стране появился аналог смолы на спирту, более экологичный и безопасный. А в Японию я поехала просто в отпуск.
Что-то новое?
Есть старинная ювелирная техника plique-à-jour с французского означает «открытый свету». Мастера создают ажурную основу из металлов и заполняют ячейки эмалью. По сути, это миниатюрная версия витража , которая считается очень сложной технически: большие затраты времени (до 4 месяцев на изделие) и высокий процент брака из-за непредсказуемого поведения эмали. Я решила освоить похожую технику - dipart.
Я тоже создаю ажурную основу, но заполняю ее полимерами, а вместо эмали использую сухие цветные пигменты. Пока мастера не договорились о едином имени для этой метода, это и стекловидная флористика, и какие-то авторские технологии, и хрустальные цветы, и neoplique-a-jour, и dipart.
Но мне важнее процесс и результат. Сделать такой цветок очень просто: из проволоки (латунной, медной, золотой – на ваш вкус) создается каркас лепестков, далее они погружаются в смолу, сохнут при комнатной температуре, затем тонируются цветными пигментами, покрываются защитным слоем уф-смолы и фиксируются вместе. Совсем не сложно, но есть нюанс: для того, чтобы получился арт-объект, или хотя бы заявка на предмет искусства, нужно безупречное исполнение, которое приходит лишь со временем и монотонным оттачиванием навыка.
День за днем повторение пройденного, скорее скучное, чем захватывающее и это половина дела. С другой стороны, в каждом изделии должен быть смысл. Обязательно какая-то история: что-то, что расскажет о мыслях или чувствах автора, затронет струны души зрителя, что-то важное.
Например, моя коллекция «Сады Эйр» посвящена скандинавской богине врачевания – Эй, помогающей сохранить здоровье и покой. О ней очень мало известно. Всего несколько упоминаний в разных источниках. В Младшей Эдде так: «Третья – Эйр, никто лучше ее не врачует». И это не просто образ с интересным именем, а моя дань богине, моя благодарность. Я надеюсь, что всякому, кто обратит внимание на эти цветы станет немного легче, веселее или спокойнее на душе… А если посмотреть с другой стороны, у каждого из цветов коллекции есть целебные свойства, а еще магические и мифические, и это может быть интересно.
Скандинавская традиция – древний и очень необычный культурный феномен также достойный нашего внимания, и если обратиться к слову, то латунь на древнеисландском — eir. Это только то, что лежит на поверхности, но уже занимательно.
Путь к мастерству.
Я всегда думала, что для творчества необходимо какое-то базовое, сложное обучение. Обязательно с отрисовкой головы карандашом и натюрморта акварелью. Но со временем пришла к выводу, что образование – нечто другое, хотя и не отменяет базовые навыки. Способность улавливать суть, точно отражать то, что хочется отразить, умение делать синтез и анализ. И это можно получить в любом ВУЗе, если знаешь, что тебе нужно. Хотя, конечно, и знания цвета, насмотренность, понимание анатомии и ботаники в моем случае, и чуть инженерного мышления тоже необходимы. Идеально еще иметь художественную школу за плечами. У меня ее нет. Есть домашнее индивидуальное обучение у художника Владимира Луговика, который показал как увидеть красоту в обыденности, как сохранить это прекрасное на холсте.
Есть бесконечные попытки расписать обложки тетрадок в школе, чтобы они были интересными, украсить дом так, чтобы было сразу понятно чей он. Есть филологическое высшее образование и опыт работы журналистом. Думаю, красота слова, способность ее видеть и слышать – это тоже в какой-то мере проявление художественного мышления.
В работе со смолой у меня тоже были учителя, которые дали навык и показали путь, по которому я иду уже 8 лет и это самое начало. Сейчас меня часто спрашивают об обучении, коротких мастер-классах, интенсивах, чтобы было быстро и красиво. Это возможно, но мне не очень интересно. Считаю, что обучение навыку без глубины, а только так получится за пару дней или часов, не имеет смысла. Я мечтаю об очной школе, где ученики отрабатывали бы технологию и вместе с тем, смотрели в суть вещей, искали красоту в каждом отрезке проволоки, вкладывали идею, смысл в каждое украшение, возможно изучали бы теорию красоты и эстетику. Чтобы обучение было достаточно долгим и у каждого было время понять, открыть себя через ремесло и далее мастерство, хотя сегодня, в наш век скоростей и клипового мышления, это кажется почти нереальным. Пока это очень далекий план, но надеюсь когда-нибудь он воплотится в жизнь.
GinkgoSoul.
Любопытно как приходит имя. Как любая рукодельница, я думала как назвать свои творения: собственным именем или придумать что-то очень «оригинальное и необычное», что в 90% случаев абсолютно обыденно. Но появилось ГИНКГО. И я могла бы рассказать японские и китайские легенды о мудрости, стойкости и вечной жизни этого растения. Например, после ядерной бомбардировки Хиросимы, дерево гинкго единственное выжило и даже дает плоды по сей день, что меня вдохновляет на творчество, полет мысли и фантазии. На самом деле мне нравится совершенная форма листочков гинкго и примерно раз в год, может чаще, я обязательно делаю веточку или серьги или еще что-нибудь. Теперь это традиция. И если про сладкоежку говорят «конфетная душа», то у меня получается «гинкго душа», GinkgoSoul. А еще лист гинкго – символ Токио, а я очень люблю этот город. Ну и мудрость, стойкость, вечная жизнь тоже важны, но они часть целого и десятая из причин.
Перспективы.
Конечно, я хочу, чтобы как можно больше людей познакомились с моими работами. Чтобы нежность, которую я воплощаю в них откликалась, чтобы эти цветы сохраняли весеннее настроение владельцам долгими зимами.
Но еще я понимаю, как бы ни сложились обстоятельства, в любом случае буду продолжать свой путь. Потому что не получается иначе. Каждый этап создания несет бездну удовольствия, от покупки проволоки до упаковки готового изделия в коробку с невесомой бумагой, лентами и карточкой с добрыми пожеланиями. Потому что получается красота. А она обязательно должна быть вокруг - вот я и создаю ее в меру сил. Кроме того, это вызов себе: укротить паяльник, например, и сделать работу еще тоньше, изящнее, элегантнее. Потому что верю, что у каждого человека должны быть своего рода маяки прекрасного: любимая чашка, шкатулка, чайная ложечка с эмалью, трубка из драгоценной древесины или из самой обычной или невесомый, нежный цветок, который не завянет, а будет неизменно напоминать, что этот мир прекрасен. Как у О’Генри в рассказе «Последний лист». Поэтому продолжаю свое дело, ведь возможно именно вам мои работы принесут радость или вдохновение, а значит и я буду довольна, а к жизни добавится еще одна грань смысла.