НА ФОРУМАХ
81
1
188
1
155

Наошима-остров: невероятное согласие природы и искусства. Ч.1

Недавно наш друг, Галина Мумрикова, журналист, главный редактор РИА AD Group Art, а также авторского канала на платформе Дзен Around Art, публикации которой об интереснейших выставках современного искусства постоянно появляются на нашем сайте и читаются с огромным интересом, побывала в Японии. Предлагаем вашему вниманию интереснейший рассказ о ее впечатлениях от посещения острова Наошима и о современном искусстве Японии.

DSC_0091.jpg

- Если бы писала этот текст на английском, то прилагательное «невероятный» переводится как «incredible», у которого полно в русском языке синонимов: волшебный, необыкновенный, неправдоподобный, немыслимый, потрясающий, загадочный, чудесный, удивительный, невообразимый. И что интересно – все эти эпитеты подходят, если отдать их некогда затерянному в водах Внутреннего Японского моря острову Наошима.

Яеи Кусама Тыква красная.JPG

Яёи Кусама. Тыква красная

Еще 30 с лишним лет назад этот остров ничего из себя не представлял. Там жили рыбаки и рабочие «Мицубиши». Наошима постепенно превращался в «депрессивную территорию», но жизнь на острове стала меняться благодаря Тэцухиро Фукутакэ – меценату, издателю, который, унаследовав издательский и образовательный бизнес отца, решил осуществить его мечту – открыть на Наошиме детский образовательный лагерь международного уровня. Когда Фукутакэ приехал туда, он сразу влюбился в природу острова и его посетила «безумная идея» создать здесь еще и музей современного искусства. Нужен был архитектор, неординарный, мыслящий так, чтобы ландшафт и искусство обрели здесь истинную гармонию. Легенда, кочующая по просторам Интернета, гласит, что Фукутакэ однажды в баре познакомился с Андо Тадао, который когда-то был боксером, а в архитектуре считался самоучкой. Они, видимо, хорошо посидели в баре и нашли общий язык.

Вот так все начиналось. На выкупленном Фукутакэ клочке земли Тадао начал проектировать. Сначала, в 1992-м, появился Benesse Hause. Это целый комплекс, куда входит музей, отель, парк и пляж. В общем Тадао спроектировал и построил здесь все музеи, каждый из которых необычен и неповторим. Это, помимо Benesse, музей корейского художника Ли У Хвана и, пожалуй, самый знаменитый Chichu Art Museum. Он находится под землей и его, как правило, снимают сверху. В музее естественное освещение, так что в течение дня находящиеся там инсталляции Уолтера и Таррелла, а также пять полотен Клода Монэ смотрятся по-разному.

2-паром.jpg Паром, который ходит из порта Такамацу на Наошиму

3-С парома-4.jpg

Вид с парома на внутренне Японское море

4-с парома-3.jpg

Паром проходит мимо разных японских островков

Впрочем, до всех музеев надо еще доехать или дойти. Я-то как раз жила на острове Сикоку в префектуре Кагава, откуда до Наошимы можно добраться за один час на пароме. С парома вся толпа туристов несется на селфи к знаменитой красной тыкве Яёи Кусамы. Кусама считается самой дорогой художницей в мире. Тыква с горошинами – это ее символ, так она видит мир, так устроено ее представление о мире. Вторую желтую тыкву Кусама сделала для южной части острова.

5-автобус.jpeg

Автобус, который курсирует по острову

После парома надо доехать до музеев. Есть два способа: или взять напрокат велосипед, или прокатиться на автобусе, который тоже расписан горохами Кусамы. По дороге можно останавливаться и выходить, где хочешь, можно вообще ходить пешком. Сколько времени займет тот или иной маршрут, написано на указателях.

7-Ворота храма.jpg Ворота-тории - это дорога в храм

8-Синтоистские ворота на берегу моря.jpg

А это тория на берегу моря

6-Вывеска перед кафе.jpg

Сооружение перед входом в кафе

7-у кафе с кофе.jpg

Перед входом в кофейню

Около  кофе-кафе-2.jpg

Около кофейни

Около кофе-кафе.jpg

Лягушек здесь почему-то полюбили местные рестораторы

13-баня.jpg

Баня-сенто

14-баня-2.jpg

Внутри еще импозантнее

15-баня-3.jpg

На острове немало маленьких кафе и кофеен, работники которых вынуждены были приспосабливаться к новой реальности, а именно: надо удивлять гостей, надо знать английский и вообще много чего надо. Тут привлекают всем, что есть под рукой. Мы, например, пили кофе в кофейне, перед которой стоял арт-объект в виде забавной лягушки. На вопрос, а причем тут лягушка, хозяин ответил – для красоты. В другом кафе на столах лежали джинсовые салфетки с карманчиками. Когда хозяйка принесла сэндвичи, то в кармашки положила приборы. Здесь даже обыкновенная баня-сенто – инновационная. И фасад прикольный, и внутри бассейн, выложенный необычными плитками, и огромный слон на стенке, обтянутый кожей, который разделяет женское и мужское отделения.

9-Вид на море.jpg На острове

11-По дороге к музеям.jpg

Так можно ходить долго-долго

12-местный ландшафт.jpg Вид на море с южной части острова

Сейчас на Наошиме любой бизнес подстроен под туристов, а последние приезжают сюда круглый год. Ходить по острову – одно удовольствие. Порой кажется, что ты здесь в полном одиночестве. Такие есть места и тропинки, что идешь-идешь, а навстречу никого, только море рядом, дорожки среди зарослей кустарников, то ведущие вверх, то вниз, да легкий бриз напоминают о том, что помимо суеты и сумасшедшего ритма, всегда есть возможность остаться один на один с природой, начисто забыв о прелестях цивилизации.

17-вид из кафе музея Benesse.jpg Есть тут совсем безлюдные места

  Один из артефактов.jpg

Не нашла опознавательного знака

Скльптура Ники де-Сен-Фалль.jpg

Работа Ники де-Сен-Фалль

Скульптура Ники де-Сен-Фалль.jpg Работа Ники де-Сен-Фалль

Еще одна скульптура .jpg

Её же киска

Двойной стульчик Ники де-Сен-Фалль.jpg На стульях сидеть нельзя

С 2010 года на Наошиме и еще на одиннадцати близлежащих островах проводится Триеннале Сетоучи – фестиваль современного искусства. В нем участвуют художники разных стран, не только Японии. Показывать можно что угодно: живопись, скульптуру, фотографии, предлагать музыкальные и театральные мероприятия. А перед Benesse Hause туриста приветствуют радостные разрисованные скульптуры Ники де-Сен-Фалль. Рассматривая их, меня охватило то самое «смутное сомнение» – где я их видела? Ну, конечно же! Фонтан Стравинского перед центром Жоржа Помпиду в Париже. Это совместная работа Ники и ее супруга скульптора Жана Тенгели.  Ники – поклонница  Антонио Гауди. Представляю, как она впечатлилась, посетив Барселону и побывав в парке Гауди. Про ее скульптуры на Наошиме можно сказать, что они в какой-то степени оммаж Гауди. Она просто внесла в них свою реальность и свою фантазию. Ники сама по себе заслуживает отдельного рассказа, но это уже другая история.

Следующий рассказ – о Benesse Hause.          

Скульптра Ники де-Сен-Фалль.jpg

Наошима-остров: невероятное согласие природы и исскуства. Ч.2


Здоровый свет