Недавно наш друг, Галина Мумрикова, журналист, главный редактор РИА AD Group Art, а также авторского канала на платформе Дзен Around Art, публикации которой об интереснейших выставках современного искусства постоянно появляются на нашем сайте и читаются с огромным интересом, побывала в Японии. Предлагаем вашему вниманию интереснейший рассказ о ее впечатлениях от посещения острова Наошима и о современном искусстве Японии.
- Если бы писала этот текст на английском, то прилагательное «невероятный» переводится как «incredible», у которого полно в русском языке синонимов: волшебный, необыкновенный, неправдоподобный, немыслимый, потрясающий, загадочный, чудесный, удивительный, невообразимый. И что интересно – все эти эпитеты подходят, если отдать их некогда затерянному в водах Внутреннего Японского моря острову Наошима.
Яёи Кусама. Тыква красная
Еще 30 с лишним лет назад этот остров ничего из себя не представлял. Там жили рыбаки и рабочие «Мицубиши». Наошима постепенно превращался в «депрессивную территорию», но жизнь на острове стала меняться благодаря Тэцухиро Фукутакэ – меценату, издателю, который, унаследовав издательский и образовательный бизнес отца, решил осуществить его мечту – открыть на Наошиме детский образовательный лагерь международного уровня. Когда Фукутакэ приехал туда, он сразу влюбился в природу острова и его посетила «безумная идея» создать здесь еще и музей современного искусства. Нужен был архитектор, неординарный, мыслящий так, чтобы ландшафт и искусство обрели здесь истинную гармонию. Легенда, кочующая по просторам Интернета, гласит, что Фукутакэ однажды в баре познакомился с Андо Тадао, который когда-то был боксером, а в архитектуре считался самоучкой. Они, видимо, хорошо посидели в баре и нашли общий язык.
Вот так все начиналось. На выкупленном Фукутакэ клочке земли Тадао начал проектировать. Сначала, в 1992-м, появился Benesse Hause. Это целый комплекс, куда входит музей, отель, парк и пляж. В общем Тадао спроектировал и построил здесь все музеи, каждый из которых необычен и неповторим. Это, помимо Benesse, музей корейского художника Ли У Хвана и, пожалуй, самый знаменитый Chichu Art Museum. Он находится под землей и его, как правило, снимают сверху. В музее естественное освещение, так что в течение дня находящиеся там инсталляции Уолтера и Таррелла, а также пять полотен Клода Монэ смотрятся по-разному.
Паром, который ходит из порта Такамацу на Наошиму
Вид с парома на внутренне Японское море
Паром проходит мимо разных японских островков
Впрочем, до всех музеев надо еще доехать или дойти. Я-то как раз жила на острове Сикоку в префектуре Кагава, откуда до Наошимы можно добраться за один час на пароме. С парома вся толпа туристов несется на селфи к знаменитой красной тыкве Яёи Кусамы. Кусама считается самой дорогой художницей в мире. Тыква с горошинами – это ее символ, так она видит мир, так устроено ее представление о мире. Вторую желтую тыкву Кусама сделала для южной части острова.
Автобус, который курсирует по острову
После парома надо доехать до музеев. Есть два способа: или взять напрокат велосипед, или прокатиться на автобусе, который тоже расписан горохами Кусамы. По дороге можно останавливаться и выходить, где хочешь, можно вообще ходить пешком. Сколько времени займет тот или иной маршрут, написано на указателях.
Ворота-тории - это дорога в храм
А это тория на берегу моря
Сооружение перед входом в кафе
Перед входом в кофейню
Около кофейни
Лягушек здесь почему-то полюбили местные рестораторы
Баня-сенто
Внутри еще импозантнее
На острове немало маленьких кафе и кофеен, работники которых вынуждены были приспосабливаться к новой реальности, а именно: надо удивлять гостей, надо знать английский и вообще много чего надо. Тут привлекают всем, что есть под рукой. Мы, например, пили кофе в кофейне, перед которой стоял арт-объект в виде забавной лягушки. На вопрос, а причем тут лягушка, хозяин ответил – для красоты. В другом кафе на столах лежали джинсовые салфетки с карманчиками. Когда хозяйка принесла сэндвичи, то в кармашки положила приборы. Здесь даже обыкновенная баня-сенто – инновационная. И фасад прикольный, и внутри бассейн, выложенный необычными плитками, и огромный слон на стенке, обтянутый кожей, который разделяет женское и мужское отделения.
На острове
Так можно ходить долго-долго
Вид на море с южной части острова
Сейчас на Наошиме любой бизнес подстроен под туристов, а последние приезжают сюда круглый год. Ходить по острову – одно удовольствие. Порой кажется, что ты здесь в полном одиночестве. Такие есть места и тропинки, что идешь-идешь, а навстречу никого, только море рядом, дорожки среди зарослей кустарников, то ведущие вверх, то вниз, да легкий бриз напоминают о том, что помимо суеты и сумасшедшего ритма, всегда есть возможность остаться один на один с природой, начисто забыв о прелестях цивилизации.
Есть тут совсем безлюдные места
Не нашла опознавательного знака
Работа Ники де-Сен-Фалль
Работа Ники де-Сен-Фалль
Её же киска
На стульях сидеть нельзя
С 2010 года на Наошиме и еще на одиннадцати близлежащих островах проводится Триеннале Сетоучи – фестиваль современного искусства. В нем участвуют художники разных стран, не только Японии. Показывать можно что угодно: живопись, скульптуру, фотографии, предлагать музыкальные и театральные мероприятия. А перед Benesse Hause туриста приветствуют радостные разрисованные скульптуры Ники де-Сен-Фалль. Рассматривая их, меня охватило то самое «смутное сомнение» – где я их видела? Ну, конечно же! Фонтан Стравинского перед центром Жоржа Помпиду в Париже. Это совместная работа Ники и ее супруга скульптора Жана Тенгели. Ники – поклонница Антонио Гауди. Представляю, как она впечатлилась, посетив Барселону и побывав в парке Гауди. Про ее скульптуры на Наошиме можно сказать, что они в какой-то степени оммаж Гауди. Она просто внесла в них свою реальность и свою фантазию. Ники сама по себе заслуживает отдельного рассказа, но это уже другая история.
Следующий рассказ – о Benesse Hause.
Наошима-остров: невероятное согласие природы и исскуства. Ч.2