Его биография – непрерывный карьерный рост, хотя, если бы не счастливая случайность, он, может, так и застрял бы в архитекторах-рисовальщиках. Дело в том, что Андрей закончил Императорскую академию художеств, потом работал чертежником, потом рисовальщиком в комиссии по сооружению Исаакиевского собора. Вот тут на него и обратил внимание строитель Монферан, заметив и его трудолюбие, и способности. В 1831 году Штакеншнейдер оставил службу в комиссии и занялся частными постройками у графа Бенкендорфа, спроектировав для него дом около Ревеля. Граф остался доволен и порекомендовал своего архитектора императору. Ну, а дальше – восхождение по придворной службе с благословления самого Николая I, который поручал ему самые важные постройки. Так, сын кожевника стал привилегированным архитектором и строителем царских и княжеских дворцов.
Лучшие постройки Штакеншнейдера – это Мариинский дворец (сейчас здание Государственного совета), Ксениевский институт, детская больница, часовня на Николаевском мосту, дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича ). Строил архитектор и в Петергофе, и в Царском селе, и в Сергиевской пустыни, и в Крыму, не говоря уже о постройках в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренней отделке Старого Эрмитажа, а также некоторых переделках в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.
ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
Дворец Белосельских-Белозерских. Фотография: ИВА Афонская/фотобанк "Лори"
Дворец в стиле необарокко для княжеской семьи Белосельских-Белозёрских. Напоминает Строгановский дворец Растрелли, фигуры атлантов и кариатид создал скульптор Давид Йенсен. Сегодня во дворце размещается Музей становлении демократии в современной России имени Анатолия Собчака.
НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦ
Николаевский дворец. Фотография: Александр Тарасенков / фотобанк "Лори"
Построен для третьего сына императора Николая I. Андрей Штакеншнейдер вместе со своими помощниками Августом Ланге и Карлом Циглером возвели также домовую церковь, конюшни и манеж: хозяин здания занимал должность командующего кавалеристскими силами России и был блестящим наездником.
Сам дворец построили в 1850-е годы. Здесь был водопровод и канализация, телеграф и гидравлический лифт. Фасады дворца поклонник эклектики Штакеншнейдер оформил в стиле неоренессанса.
После смерти хозяина дворец был продан за долги в казну. Через некоторое время здесь разместился Ксениинский женский институт, названный так по имени великой княгини Ксении Александровны — супруги внука Николая I. В советское время здание было переименовано в Дворец Труда.
НОВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ
Ново-Михайловский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк "Лори"
Ново-Михайловский дворец по проекту Штакеншнейдера – это резиденция для младшего сына Николая I — Михаила Николаевича. Ново-Михайловским его назвали потому, что Михайловский дворец в городе уже существовал.
Николай I при строительстве не скупился: дворец был оснащен всеми техническими новинками тех лет, для украшения фасада император приказал использовать каррарский мрамор. Архитектор и это здание декорировал фигурами кариатид. В отделке дворца Андрей Штакеншнейдер использовал свойственное эклектике переплетение разных архитектурных стилей и направлений, а именно: рококо, барокко и неоренессанс.
МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Мариинский дворец. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк "Лори"
Мариинский дворец предназначался для старшей дочери императора. Великокняжеская резиденция стала свадебным подарком, когда Мария Николаевна венчалась с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.
Огромный дворец было решено построить на месте бывшего дома графа Чернышева, который частично вошел в новый ансамбль. Чтобы здание вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, расширили соседний Синий мост через реку Мойку. Фасад здания оформлен в классическом стиле.
Позже наследники дворца продали его в казну. Здание стало резиденцией Государственного совета: именно здесь состоялось знаменитое заседание, которое написал Илья Репин. Сейчас в Мариинском дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
ПАВИЛЬОНЫ В КОЛОНИСТСКОМ ПАРКЕ
Царицын павильон на Ольгином лугу. Фотография: Ольга Остроухова / фотобанк "Лори"
Колонистский парк в Петергофе самый маленький. Парковый ансамбль Андрей Штакеншнейдер спроектировал по заказу Николая I. На островах архитектор построил два павильона. Один, Ольгин, был назван в честь дочери императора, другой, Царицын, в честь его жены. Царицын павильон был возведен в помпейском стиле (атриум и мозаичный пол). Ольгин павильон скорее напоминает неаполитанский памятник: это трехэтажная башня желтого цвета, украшенная белыми бюстами и барельефами. При Николае I между островками курсировали паромы, для которых были построены изящные причалы.
ПАВИЛЬОНЫ В ЛУГОВОМ ПАРКЕ
Дворец Бельведер. Фотография: Александр Щепин / фотобанк "Лори"
Южнее Колонистского парка находится другая постройка Штакеншнейдера — Луговой парк. В нем девять прудов, и вода из них попадает в петергофские фонтаны. Помимо многочисленных мостиков, плотин и шлюзов, архитектор построил здесь павильон «Озерки» и «Руина» и дворец Бельведер, который Николай I посвятил своей жене Александре Федоровне.
«Озерки», или иначе Розовый павильон, состояли из двух небольших корпусов, соединенных галереей. Здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны, и от него сохранилась лишь гранитная площадка. Благополучнее сложилась судьба другой постройки — дворца Бельведер. На это здание Николая I вдохновил храм Эрехтейон в Афинах. Император сам нарисовал эскиз постройки и приказал Штакеншнейдеру воплотить его в жизнь
По материалам портала culture.ru