Короткие заметки с ярмарки современного искусства в Экспоцентре
Современное и актуальное искусство в этом году впервые показывали не в привычном Гостином дворе, а в выставочном комплексе «Экспоцентр», и при этом изменилась не только локация ярмарки, изменились и ее траектории. Иностранных галерей не было, а наши - те, кто участвовал в ярмарке практически каждый год, слегка растворились в коридорах огромного Форума. Места хватил всем, и «старичкам», и новичкам. Публики было, как всегда, много и вообще, как поведала статистика, количество продаж побило все прежние рекорды. Уже на предпоказе на многих работах красовались красные кружки - продано! Что касается перемены места, то мнения разделились: привыкшие к старому месту сетовали, что павильон «Форум», мол, не годится для показа искусства, другие, напротив, говорили, что новое место очень даже прикольное и удобное. Удобное - да! «Экспоцентр» - старейший выставочный комплекс и здесь по сути есть все, что нужно экспоненту. Короче, мнения разделились.
А выставка прошла своим чередом и: помимо удачных продаж, показала некое обострение традиционного противостояния «отцов и детей», некий уклон в сторону укрупнения, даже утяжеления экспонатов, тяготение к монументальности, а также разные варианты и вариации смешанных техник.
Айдан Салахова. Я люблю себя. 2005. Холст, акрил
Айдан Салахова Без названия 2023 Бумага акварель XL Projects
Ринат Волигамси Кирпичи. 2023 Холст, масло
Ринат Волигамси. Дом Сталь
Ринат Волигамси. Прямоугольники, успокоившиеся в форме храма 2022 Холст, масло
Кого причислить к «классикам»
У каждой галереи и каждого куратора свои представления о современном искусстве и свои «герои». Мы можем пройти мимо холстов Айдан Салаховой. Можем. Потому что мы ее знаем. Художники (скульпторы, дизайнеры, фотографы…), чью руку мы узнаем сразу, показывая что-то новое, нередко оказываются на голову выше многих, которые пытаются заявить о себе, но их заявки не становятся осмысленным выбором, а представляют лишь дань моде или смесь несменяемого и несмешного - никакого. Конечно, жизнь рассудит, расставит все на свои места. И тогда посмотрим, кто останется лет этак через двадцать - Ринат Волигамси, Валерий Чтак или нувориши XXI века, работы которых сегодня раскупили,. Но выдержат ли они проверку временем?
Никогда не угадаешь, что еще выдумает Ринат Волигамси, какой барак, дом или кирпичи покажет, но подходишь к его работам, и они не вызывают отторжения от «повторения пройденного», а побуждают мыслить вместе с автором почти синхронно.
Работа Валерия Чтак
Работа Валерия Чтак
Ольга Солдатова, Галерея Веллум
Ася Феоктистова Таблетки счатья. Память воды. 2023. Холст, масло Гридчинхол
Иван Плющ. Full. 2023 Холст, акрил, масло
Алексей Ланцев. В Нормандии, вечер, прилив, 2023. Холст, акрил, темпера
Дима Королев (самуилл маршак) р. 1984 «ШУМ», 2022 Холст, масло
Дима КоролевСамуилд Маршак Sistema gallery
Валерий Чтак, создав себе имя, остался верен и своей манере, и своей философии. У него масса подражателей (не последователей), которые пытаются до него дотянуться. Узнать его можно сразу - с одного взгляда. Ивана Плющева, работающего под псевдонимом Плющ, поклонника Рене Магритт, скорее, можно отнести к концептуалистам, стоит только взглянуть на его Full. Под псевдонимом Самуилл Маршак работает питерский Дима Королев. В его полотнах весьма ощутимы травмы детства, которые получали все, но у кого потом зарубцевались, а у кого и нет. И уж совсем из «другой оперы» насыщенные романтичные пейзажи Алексея Ланцева.
Художника и дизайнера Ольгу Солдатову Пако Рабанн назвал «кутюрье XXI века». Ее мозаики отнюдь не пропаганда эстетики советских плакатов, по которым мы и впрямь порой скучаем, а такое осмысленное «переосмысление пройденного». Проект Аси Феоктистовой «Таблетки счастья. Память воды» - желание художницы уйти от любой депрессии, приняв столь радостное лекарство.
Тиражные парадоксы
Недоумение критиков вызвал проект Altmans Gallery, который был запущен еще в 2015 году. Действительно Шагал, Пикассо, Матисс, Миро, Мураками и другие мировые имена никакого отношения к современному искусству не имеют. Отношение имеет возведение их в тираж, чтобы народ покупал классику. А почему бы и нет? Почему шедевры мировой классики, «упакованные» в хорошие литографии и гравюры, могут вызывать отторжение?
Марк Шагал. Давид и Вирсафия 1956 Литография
Такаси Мураками
Пабло Пикассо,Летящий голубь 1952 Литография
Алекс Кац. Jessics, from smiled portfolio 2017 цифровая печать Altmangallery
Ольга Чернышева Briefly, 2023. Архивная пигментная печать, акварель, авторская доработка галерея Iragui
Вот Ольга Чернышева дорабатывает как художник фотографию и получается вполне законченная концептуальная картина. И вообще тут нет никакого противоречия, никакой борьбы. Все, как на программном лозунге Миш Маш: дух веет где хочет. Мир перевернулся, и вместе с ним перевернулось пространство культуры и искусства, остается только созерцать полет, находясь в свободном падении. И что уж там говорить о самом древнем способе печати – шелкографии.
Техники, дизайны, фотографии, коллекции…
Дизайнер Александра Вольская «собрала» удивительный ковер – своеобразный коллаж из шерсти и эвкалипта, максимально приближенный к природе, пейзажу, как бы сошедший с поверхности земли и перешедший в вертикаль. Очень впечатлил.
Александра Вольская Congaree 2022 Шерсть эвкалипт
Владимир Григ Wild...Wild...West, 2023 canvas, acrylic, glass beads, mosaic (холст, акрил, стеклярус, мозаика)
Таня Пеникер. XX 2023 Бумага, акварель, акварельные карандаши, тушь, полудрагоценные камни, насекомы, кровь художника
Холст, акрил, стеклярус, мозаика… И этот «квартет», в котором холст и акрил – дело привычное, а вот стеклярус и мозаика – не совсем. Эту «адскую смесь» придумал для своего Wild…Wild…West давний резидент Гридчинхолла Владимир Григ. Про Таню Пеникер как-то написали, что в ее работах много чувственного, полусерьезного, что в них есть даже сарказм, и вообще ее личный космос многолик и разнообразен. Вполне возможно, если к бумаге и акварели она добавляет и тушь, и камни, и многое другое.
Бруно Муннар Sans Titre 1^2023
Стенд Booroom gallery
Фрагмент стенда Booroom gallery
Чистого дизайна на ярмарке было много, но общая картина как-то растворилась среди больших и малых объектов, хотя представленные галереей Fifth Avenu Gallery эксклюзивно для России некоторые творения дизайнеров Франции и Италии произвели впечатление. Это, в частности, Sans Titre Бруно Муанар и в целом коллекционный дизайн, что показала молодая галерея Booroom gallery.
James Hill фотография Московский технический лицей Мосэнерго художник неизвестен 1980 е
Работа Елены Аносовой
Работа Елены Аносовой
Что касается фотографии, то очень любопытным показался проект обладателя Пулитцеровской премии, лауреата конкурса World Press Photo Джеймса Хилла Monumental Mosaics of Moscow. Фотограф впервые приехал в столицу в начале 90-х, потом снимал наши советские мозаики с целью отыскать утерянные памятники прошлого. И совершенно другой стиль и настрой у известного мастера фотографии Елены Аносовой.
Из коллекции Михаила Царева
Владислав Мамышев-Монро. Из серии _Метаморфозы монарха_. 2005 Фотопечать. Из коллекции Михаила Царева
Игорь Мухин Из серии _Монументы_ 2001 Фотопечать. Из коллекции Михаила Царева
Кирилл Кто Запрещать запрещается 2022 Шерсть, ручная работа Из коллекции Стрит-арт-хранения
Кирилл Кто
Кирилл Кто
Весьма актуальной выглядела на ярмарке спецпроект-выставка «Глазами коллекционера». Коллекционер Михаил Царев показал своего любимого Владислава Мамышева-Монро и довольно старые работы преподавателя школы Родченко и известного фотографа Игоря Мухина.
Что интересно – рядышком они смотрелись очень даже неплохо. В коллекции «Стрит-арт хранения» небезызвестный Кирилл Кто (Лебедев), которого знают все, который узнаваем, что называется, с полубуквы. Король стрит-арта. Впрочем, его работы не только в этой рубрике, но и на стенде «Принтмафия и Формат один», а также в Syntax Gallery. И не только он – многие другие художники распылились по галереям, а ощущение складывалось, как будто наступает последний день Помпеи – завтра ничего не будет. На одном стенде, например, было написано: я художник не местный, попишу и уеду.
Из автосервиса – в Музей
«Музеем года» Cosmoscow 2023 объявила пермский музей современного искусства с очень интересной историей. Музей долго скитался и не имел подходящего здания. Но вот год назад современным художникам Перми предложили готовое здание автосалона. Прямо скажем, неожиданный поворот судьбы. В связи с такой реновацией художник Василий Кононов-Гредин создал некий объект «на основе легендарного автомобиля, который связан с историей здания». Скоро музей будет праздновать новоселье и приглашает всех в гости. Да и вообще, чем пермяки хуже, допустим, московских галерей, которые разместились на Винзаводе, а также в других приспособленных зданиях? Да ничем. А в Пермь и впрямь съездить стоит и посмотреть, какой музей современного искусства получился из бывшего автомобильного хранилища.
Объект Василия Кононова-Гредина
А где будет следующая ярмарка Cosmoscow – вопрос. Так что до встречи в 2024-м году.
Галина Мумрикова