Балет – тема в искусстве безусловно благородная. В поэзии кто лучше нашего Пушкина скажет – «душой исполненный полет», а в прозе критики уже давно разобрали каждый классический балет, что и добавить больше нечего. Публику сейчас куда больше волнует всякого рода закулисье. Но сейчас не об этом…
Балет – движение в музыке, музыка в движении, не оставлял художникам никакой альтернативы: создай образ, изобрази аттитюд или арабеск танцовщицы или танцовщика – и… что еще нужно? В живописи мы помним «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, «Балерину» Анри Тулуз-Лотрека. А блистательная «Анна Павлова в балете «Сильфида» кисти Валентина Серова»! В скульптуре замечательная Елена Янсон-Манизер, воплотила в гипсе, бронзе, фарфоре незабываемых Уланову, Лавровского, Лепешинскую и многих других в образах, которые они создавали на сцене. Но это все в прошлом.
Кто же сейчас принял балетную эстафету?
Есть такой художник и скульптор Нина Кухтевич. В 18 лет она устроилась декоратором в Мариинский театр (в те годы Кировский) и до сих пор считает это время самым счастливым в своей жизни. Ну еще бы! Она ж видела, что называется, всю блистательную плеяду тогдашних танцовщиков: Михаила Барышникова и Габриэлу Комлеву, Ирину Колпакову и Нинель Кургапкину, Аллу Шелест и многих других. Ее путь в художничество в общем-то был стандартным – городская художественная школа, потом учеба на отделении скульптуры старейшего в северной столице художественного училища им. В.А.Серова (сейчас им.Н.К.Рериха).
В 1977-м Нина Кухтевич переехала в Москву – и перед ней открылось закулисье Большого, где она могла видеть таких «звезд» как Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и другие. Так появились, все время увеличиваясь, папки с зарисовками и набросками с классов, репетиций, спектаклей. Ее материалы – бумага, акварель, тушь, перо, пастель, темпера, но главный – бронза. А еще стекло. Нашла она и свой авторский стиль.
Нина Кухтевич еще в 1980-м вступила в Союз художников и начала участвовать в самых разнообразных конкурсах и выставках, заслуженно получая медали и награды. Впрочем, выставки и награды не были самоцелью. Было желание показать свой любимый балет, свое представление и видение танца, свой полет.
Жизель. Бронза. 2018
Жизель. Бронза, стекло. 2022
Вот и сейчас на ВДНХ проходит персональная выставка скульптур Нины Кухтевич, которая называется «Волшебный мир балета». Павильон «Цветоводство и озеленение», конечно, не совсем то выставочное пространство, где идеально смотрятся скульптуры, да и расставили их по всему пространству, а не в одном месте, но речь-то не об этом, а о самих работах. В конце концов, балет и цветы – весьма неплохое сочетание.
Жизель. Бронза, змеевик. 2023
"Жизель", 2 акт. Бронза, латунь, змеевик. 2022
Мирта из балета "Жизель". 2017
Мирта из балета "Жизель". 2017
Бронзовые Жизели, легкие, воздушные, не конкретные портреты известных балерин, нет. Это Образы самой Жизели и эфемерных виллис. Слегка стилизованные, передающие грустную, сказочную фантастичность призрачных виллис, не познавших счастья земной любви. Их повелительница Мирта – совсем другая, в ее облике чувствуется надменность, властность. Кстати, 130 лет назад в Мариинке в роли Жизели дебютировала Анна Павлова.
"Шопениана". Бронза, змеевик. 2021
Бронзовый дуэт в романтической «Шопениане» – сам полет, в котором полонезы и вальсы, мазурки и прелюды гармонично переплетаются, и в этом плие музыки и танца уже нет ничего трагического, а лишь торжество любви и красоты.
Кармен-сюита. Посвящается Майе Плисецкой. Бронза, змеевик, стекло. 2020
Посвящение Майе Плисецкой – это, конечно же, ее Кармен. Стилизация здесь вообще иная: свобода без всяких компромиссов. И больше ничего. Такой была и сама Плисецкая – а была она свободолюбивой и бескомпромиссной.
Владимир Васильев в роли Спартака
Этот же Спартак в мастерской
55 лет в этом году исполняется и одному из самых популярнейших балетов нашего времени – «Спартаку» в хореографии Юрия Григоровича. Владимира Васильева в роли Спартака Нина Кухтевич показывала на выставках не один раз. Скульптура-то в общем небольшая, но настолько экспрессивная, что в любой экспозиции кажется, что она заполняет собой все пространство.
В мастерской скульптора
В мастерской
Еще одна скульптура
Маша-девочка из балета "Щелкунчик"
Китайская кукла из балета "Щелкунчик"
Китайский куклы на холсте
Опять "Щелкунчик"
Балет, балет...
Побывав в мастерской Нины Михайловны, я никак не ожидала, что попаду в домашний музей. На стенах, на полу, на столах в основном все тот же балет – картины, графика, фотографии. Тут выяснилось, что когда-то Нина Кухтевич даже коллекционировала кукол, но потом бросила это занятие. Свои куклы тоже делала. Они сейчас мирно живут за стеклом, так сказать, соседствуют друг с другом: Жизель-кукла, Маша-девочка из «Щелкунчика», оттуда же китайские куклы, равно как и китайские куклы, но в других костюмах, уже на холсте. И снова балерины, и снова образы, и снова балетные персонажи. В мастерской они просто стоят на постаментах, застыв в движении, на котором остановилась рука художника. Они ждут своего часа. Они привыкли к зрителю. На них должны смотреть. Ими должны любоваться – такова их театральная художественная участь.