Есть предание, что сёгун Асикага Ёсимаса отправил в Китай разбитый чайный сервиз, который был весьма дорог его сердцу. Особо почитавший искусство чайной церемонии Асикага Ёсимаса был огорчен, когда увидел, что китайские мастера не нашли ничего лучше кроме как скрепить разбитую посуду уродливыми металлическими скобами. Тогда он поручил своим мастерам найти более эстетичные методы реставрации. Так и возникло искусство кинцуги.
Для склейки используют особый сок лакового дерева, который очень ядовит в свежем виде, но после нагревания этот сок смешивают с золотым или серебряным порошком и склеивают им посуду, использующуюся для чайных церемоний.
Японские мастера считают кинцуги частью практики Дзен и связывают его с философским принципом му-шин, что означает «пустой ум» или «ум в отсутствии ума».
У кицунги имеется собственная философия. Кинцуги демонстрирует не только то, что изъяны делают вещь уникальной, но и то, как они могут менять её судьбу до неузнаваемости. Кинцуги служит метафорой силы принятия своих недостатков. Кинцуги дает новую жизнь и темперамент сломанным предметам, не скрывает существования недостатка.
В истории Японии был такой период, когда драгоценный фарфор специально разбивали и склеивали между собой - так велик был спрос на подобные изделия.
Различают три основных разновидности кинцуги :
трещина - использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;
мозаика дословно «заполнение отсутствующих фрагментов - выполняется золотом или золотой эмалью;
стыковка - замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.
Сейчас кинцуги снова вошло в моду. Нет двух чашек, склеенных одинаково, предметы приобретают индивидуальность и хрупкую красоту, которую очень ценят любители и поклонники этого искусства. Используют кицунги при склейке не только только фарфора, но и керамических изделий, стекла, статуэток и даже ювелирных изделий.
Современные ювелирные украшения
У камелька императрицы
Сосуды для собирания слёз