За последнее время экоактивисты движения Just Stop Oil совершили уже несколько покушений на произведения искусства. Вначале они облили супом картину Ван Гога «Подсолнухи» в Национальной галерее Лондона, а затем «напали» с тортом на восковую фигуру короля Карла III в музее мадам Тюссо.
По такому случаю вспоминаем самые громкие истории нападения на известные картины.
![IMG_20221025_231456.jpg](/upload/resize_cache/main/68b/800_800_1/68b691386b17311eb5af9b1e79bfd946.jpg)
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Вообще картина считается рекордсменом по числу покушений. Первые нападения на знаменитый портрет случились в 1956-м. В тот год на картину сначала плеснули кислотой, а чуть позже метнули в нее камень, который повредил краску. После злоумышленник признался, что женщину на картине он считал своей матерью. а 22 мая 2022 года неизвестный мужчина в парике подъехал на инвалидном кресле к картине и попытался разбить пуленепробиваемое стекло. Когда ему это не удалось, он измазал стекло тортом и разбросал вокруг лепестки роз. В результате происшествия картина не пострадала. Охрана музея задержала нарушителя. В 1974 году на выставке в Японии девушка пыталась распылить на полотно красную краску, а в 2009-м россиянка бросила в стекло чашку.
![IMG_20221025_231507.jpg](/upload/resize_cache/main/ffc/800_800_1/ffcf592d03cae3b817c97bedf890a83d.jpg)
«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн
В 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Мужчина вытащил нож и дважды полоснул по картине. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, позднее признанный шизофреником. Суд признал его душевнобольным и отправил в психбольницу города Черняховск, где он просидел шесть лет.
![IMG_20221025_231518.jpg](/upload/resize_cache/main/b98/800_800_1/b982a830c05d5bfef00d18b3651d73cf.jpg)
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин
Картну серьезно повредил в Третьяковской галерее 25 мая 2018 года приехавший из Воронежской области 37-летний Игорь Подпорин. Он металлическим ограждением разбил стекло картины и повредил полотно. Холст оказался разодран в трех местах, пострадала авторская рама. Свой поступок Подпорин объяснил тем, что "возмутился содержанием картины", "потому что в картине все ложь". В конце апреля 2019 года этого Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима.
В начале апреля 2019 года Третьяковская галерея приступила к первому этапу реставрации. Картину было решено "передублировать" на другой холст. Для реставрации была создана специальная мастерская.
Картина была написана Репиным в 1883-1885 годы. Она была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым у автора с передвижной выставки.
Более ста лет назад картина уже подвергалась нападению. 16 января 1913 года картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. В реставрации участвовал и сам Репин, и попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь.
После покушения на картину в 1913 году она находилась под пристальным наблюдением реставраторов, а с 1927 года постоянно хранилась под стеклом. С момента приобретения картина "Иван Грозный и сын его Иван" была постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдавалась на выставки.
![IMG_20221025_231530.jpg](/upload/resize_cache/main/470/800_800_1/4701d24808929fa06034144ed93005f9.jpg)
«Святое семейство», Василий Верещагин
В 1885 году на выставке в Вене некоторые посетители сочли, что картины из «Палестинской серии» Василия Верещагина оскорбляют их религиозные чувства (кстати, на тот момент они были запрещены и в России). Особенно богохульными австрийская публика посчитала полотна «Святое семейство» и «Воскресение Христово», на которых библейские сюжеты, по мнению критиков, изображались слишком обыденно, что преуменьшало духовную ценность описываемых событий и нарушало христианские догмы.
Местные власти даже призывали бойкотировать выставку, тем не менее это лишь подогревало интерес. Католикам, решившим посмотреть на скандальные картины, написанные художником-атеистом, рекомендовали покаяться, а в храмах шли службы, призванные «очистить» горожан от греха. Однако судьба у скандальных работ оказалась тяжелой. Обе картины Верещагина на австрийской выставке облил соляной кислотой религиозный фанатик.
![IMG_20221025_231542.jpg](/upload/resize_cache/main/675/800_800_1/675e5bb3d6218b949141546aa167a8d5.jpg)
«Мост в Аржантее», Клод Моне
В 2007 году в Музей д'Орсе проникло четверо юношей и девушка в состоянии сильного алкогольного опьянения. Когда сработала сигнализация, при побеге они изуродовали импрессионистский шедевр «Мост в Аржантее» кисти Клода Моне, оставив 10-сантиметровую дыру. Благодаря оставленному мусору и камерам видеонаблюдения, хулиганов быстро удалось обнаружить.
По такому случаю вспоминаем самые громкие истории нападения на известные картины.
![IMG_20221025_231456.jpg](/upload/resize_cache/main/68b/800_800_1/68b691386b17311eb5af9b1e79bfd946.jpg)
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Вообще картина считается рекордсменом по числу покушений. Первые нападения на знаменитый портрет случились в 1956-м. В тот год на картину сначала плеснули кислотой, а чуть позже метнули в нее камень, который повредил краску. После злоумышленник признался, что женщину на картине он считал своей матерью. а 22 мая 2022 года неизвестный мужчина в парике подъехал на инвалидном кресле к картине и попытался разбить пуленепробиваемое стекло. Когда ему это не удалось, он измазал стекло тортом и разбросал вокруг лепестки роз. В результате происшествия картина не пострадала. Охрана музея задержала нарушителя. В 1974 году на выставке в Японии девушка пыталась распылить на полотно красную краску, а в 2009-м россиянка бросила в стекло чашку.
![IMG_20221025_231507.jpg](/upload/resize_cache/main/ffc/800_800_1/ffcf592d03cae3b817c97bedf890a83d.jpg)
«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн
В 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Мужчина вытащил нож и дважды полоснул по картине. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, позднее признанный шизофреником. Суд признал его душевнобольным и отправил в психбольницу города Черняховск, где он просидел шесть лет.
![IMG_20221025_231518.jpg](/upload/resize_cache/main/b98/800_800_1/b982a830c05d5bfef00d18b3651d73cf.jpg)
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин
Картну серьезно повредил в Третьяковской галерее 25 мая 2018 года приехавший из Воронежской области 37-летний Игорь Подпорин. Он металлическим ограждением разбил стекло картины и повредил полотно. Холст оказался разодран в трех местах, пострадала авторская рама. Свой поступок Подпорин объяснил тем, что "возмутился содержанием картины", "потому что в картине все ложь". В конце апреля 2019 года этого Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима.
В начале апреля 2019 года Третьяковская галерея приступила к первому этапу реставрации. Картину было решено "передублировать" на другой холст. Для реставрации была создана специальная мастерская.
Картина была написана Репиным в 1883-1885 годы. Она была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым у автора с передвижной выставки.
Более ста лет назад картина уже подвергалась нападению. 16 января 1913 года картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. В реставрации участвовал и сам Репин, и попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь.
После покушения на картину в 1913 году она находилась под пристальным наблюдением реставраторов, а с 1927 года постоянно хранилась под стеклом. С момента приобретения картина "Иван Грозный и сын его Иван" была постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдавалась на выставки.
![IMG_20221025_231530.jpg](/upload/resize_cache/main/470/800_800_1/4701d24808929fa06034144ed93005f9.jpg)
«Святое семейство», Василий Верещагин
В 1885 году на выставке в Вене некоторые посетители сочли, что картины из «Палестинской серии» Василия Верещагина оскорбляют их религиозные чувства (кстати, на тот момент они были запрещены и в России). Особенно богохульными австрийская публика посчитала полотна «Святое семейство» и «Воскресение Христово», на которых библейские сюжеты, по мнению критиков, изображались слишком обыденно, что преуменьшало духовную ценность описываемых событий и нарушало христианские догмы.
Местные власти даже призывали бойкотировать выставку, тем не менее это лишь подогревало интерес. Католикам, решившим посмотреть на скандальные картины, написанные художником-атеистом, рекомендовали покаяться, а в храмах шли службы, призванные «очистить» горожан от греха. Однако судьба у скандальных работ оказалась тяжелой. Обе картины Верещагина на австрийской выставке облил соляной кислотой религиозный фанатик.
![IMG_20221025_231542.jpg](/upload/resize_cache/main/675/800_800_1/675e5bb3d6218b949141546aa167a8d5.jpg)
«Мост в Аржантее», Клод Моне
В 2007 году в Музей д'Орсе проникло четверо юношей и девушка в состоянии сильного алкогольного опьянения. Когда сработала сигнализация, при побеге они изуродовали импрессионистский шедевр «Мост в Аржантее» кисти Клода Моне, оставив 10-сантиметровую дыру. Благодаря оставленному мусору и камерам видеонаблюдения, хулиганов быстро удалось обнаружить.
Материалы взяты из открытых источников