За последнее время экоактивисты движения Just Stop Oil совершили уже несколько покушений на произведения искусства. Вначале они облили супом картину Ван Гога «Подсолнухи» в Национальной галерее Лондона, а затем «напали» с тортом на восковую фигуру короля Карла III в музее мадам Тюссо.
По такому случаю вспоминаем самые громкие истории нападения на известные картины.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Вообще картина считается рекордсменом по числу покушений. Первые нападения на знаменитый портрет случились в 1956-м. В тот год на картину сначала плеснули кислотой, а чуть позже метнули в нее камень, который повредил краску. После злоумышленник признался, что женщину на картине он считал своей матерью. а 22 мая 2022 года неизвестный мужчина в парике подъехал на инвалидном кресле к картине и попытался разбить пуленепробиваемое стекло. Когда ему это не удалось, он измазал стекло тортом и разбросал вокруг лепестки роз. В результате происшествия картина не пострадала. Охрана музея задержала нарушителя. В 1974 году на выставке в Японии девушка пыталась распылить на полотно красную краску, а в 2009-м россиянка бросила в стекло чашку.
«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн
В 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Мужчина вытащил нож и дважды полоснул по картине. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, позднее признанный шизофреником. Суд признал его душевнобольным и отправил в психбольницу города Черняховск, где он просидел шесть лет.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин
Картну серьезно повредил в Третьяковской галерее 25 мая 2018 года приехавший из Воронежской области 37-летний Игорь Подпорин. Он металлическим ограждением разбил стекло картины и повредил полотно. Холст оказался разодран в трех местах, пострадала авторская рама. Свой поступок Подпорин объяснил тем, что "возмутился содержанием картины", "потому что в картине все ложь". В конце апреля 2019 года этого Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима.
В начале апреля 2019 года Третьяковская галерея приступила к первому этапу реставрации. Картину было решено "передублировать" на другой холст. Для реставрации была создана специальная мастерская.
Картина была написана Репиным в 1883-1885 годы. Она была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым у автора с передвижной выставки.
Более ста лет назад картина уже подвергалась нападению. 16 января 1913 года картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. В реставрации участвовал и сам Репин, и попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь.
После покушения на картину в 1913 году она находилась под пристальным наблюдением реставраторов, а с 1927 года постоянно хранилась под стеклом. С момента приобретения картина "Иван Грозный и сын его Иван" была постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдавалась на выставки.
«Святое семейство», Василий Верещагин
В 1885 году на выставке в Вене некоторые посетители сочли, что картины из «Палестинской серии» Василия Верещагина оскорбляют их религиозные чувства (кстати, на тот момент они были запрещены и в России). Особенно богохульными австрийская публика посчитала полотна «Святое семейство» и «Воскресение Христово», на которых библейские сюжеты, по мнению критиков, изображались слишком обыденно, что преуменьшало духовную ценность описываемых событий и нарушало христианские догмы.
Местные власти даже призывали бойкотировать выставку, тем не менее это лишь подогревало интерес. Католикам, решившим посмотреть на скандальные картины, написанные художником-атеистом, рекомендовали покаяться, а в храмах шли службы, призванные «очистить» горожан от греха. Однако судьба у скандальных работ оказалась тяжелой. Обе картины Верещагина на австрийской выставке облил соляной кислотой религиозный фанатик.
«Мост в Аржантее», Клод Моне
В 2007 году в Музей д'Орсе проникло четверо юношей и девушка в состоянии сильного алкогольного опьянения. Когда сработала сигнализация, при побеге они изуродовали импрессионистский шедевр «Мост в Аржантее» кисти Клода Моне, оставив 10-сантиметровую дыру. Благодаря оставленному мусору и камерам видеонаблюдения, хулиганов быстро удалось обнаружить.
По такому случаю вспоминаем самые громкие истории нападения на известные картины.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Вообще картина считается рекордсменом по числу покушений. Первые нападения на знаменитый портрет случились в 1956-м. В тот год на картину сначала плеснули кислотой, а чуть позже метнули в нее камень, который повредил краску. После злоумышленник признался, что женщину на картине он считал своей матерью. а 22 мая 2022 года неизвестный мужчина в парике подъехал на инвалидном кресле к картине и попытался разбить пуленепробиваемое стекло. Когда ему это не удалось, он измазал стекло тортом и разбросал вокруг лепестки роз. В результате происшествия картина не пострадала. Охрана музея задержала нарушителя. В 1974 году на выставке в Японии девушка пыталась распылить на полотно красную краску, а в 2009-м россиянка бросила в стекло чашку.
«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн
В 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Мужчина вытащил нож и дважды полоснул по картине. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, позднее признанный шизофреником. Суд признал его душевнобольным и отправил в психбольницу города Черняховск, где он просидел шесть лет.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Илья Репин
Картну серьезно повредил в Третьяковской галерее 25 мая 2018 года приехавший из Воронежской области 37-летний Игорь Подпорин. Он металлическим ограждением разбил стекло картины и повредил полотно. Холст оказался разодран в трех местах, пострадала авторская рама. Свой поступок Подпорин объяснил тем, что "возмутился содержанием картины", "потому что в картине все ложь". В конце апреля 2019 года этого Замоскворецкий суд Москвы приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима.
В начале апреля 2019 года Третьяковская галерея приступила к первому этапу реставрации. Картину было решено "передублировать" на другой холст. Для реставрации была создана специальная мастерская.
Картина была написана Репиным в 1883-1885 годы. Она была приобретена в 1885 году основателем Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым у автора с передвижной выставки.
Более ста лет назад картина уже подвергалась нападению. 16 января 1913 года картина пострадала от трех ударов ножом, которые нанес 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображенных художнику пришлось воссоздавать фактически заново. В реставрации участвовал и сам Репин, и попечитель Третьяковской галереи, художник Игорь Грабарь.
После покушения на картину в 1913 году она находилась под пристальным наблюдением реставраторов, а с 1927 года постоянно хранилась под стеклом. С момента приобретения картина "Иван Грозный и сын его Иван" была постоянно представлена в экспозиции Третьяковской галереи и никогда не выдавалась на выставки.
«Святое семейство», Василий Верещагин
В 1885 году на выставке в Вене некоторые посетители сочли, что картины из «Палестинской серии» Василия Верещагина оскорбляют их религиозные чувства (кстати, на тот момент они были запрещены и в России). Особенно богохульными австрийская публика посчитала полотна «Святое семейство» и «Воскресение Христово», на которых библейские сюжеты, по мнению критиков, изображались слишком обыденно, что преуменьшало духовную ценность описываемых событий и нарушало христианские догмы.
Местные власти даже призывали бойкотировать выставку, тем не менее это лишь подогревало интерес. Католикам, решившим посмотреть на скандальные картины, написанные художником-атеистом, рекомендовали покаяться, а в храмах шли службы, призванные «очистить» горожан от греха. Однако судьба у скандальных работ оказалась тяжелой. Обе картины Верещагина на австрийской выставке облил соляной кислотой религиозный фанатик.
«Мост в Аржантее», Клод Моне
В 2007 году в Музей д'Орсе проникло четверо юношей и девушка в состоянии сильного алкогольного опьянения. Когда сработала сигнализация, при побеге они изуродовали импрессионистский шедевр «Мост в Аржантее» кисти Клода Моне, оставив 10-сантиметровую дыру. Благодаря оставленному мусору и камерам видеонаблюдения, хулиганов быстро удалось обнаружить.
Материалы взяты из открытых источников