Обещанная живопись и история музея будут напоследок, а сейчас маленькое эссе о декоративно-прикладном искусстве Лувра. Не стоит забывать, что Лувр изначально строили как крепость, а потом он стал пусть не банальным, но вполне жилым помещением, а спустя очень много лет – музеем…
Некоторые думают, что в Лувре собрана в основном живопись, но на самом деле это не так.
Вообще надо добавить, что Лувр в конце 17 века как дворец королей прекратил свое существование. Это произошло при Людовике XIV, который предпочел Версаль, а после многочисленных переделок дворца подлинные интерьеры практически не сохранились. Так что все, кроме «Апартаментов Наполеона III» - это результат гигантской работы знаменитейших архитекторов, дизайнеров и художников Франции уже в наше время, которые перенесли в Лувр подлинные вещи самых известных и богатых лиц страны, которые в свое время были вынесены из фамильных особняков в результате известных исторических перипетий.
Если уж следовать истории, то декоративно-прикладное искусство нужно разделить на такие периоды как Средневековье, Ренессанс, отдельно XVII век, затем XVIII с его витиеватым рококо и, наконец, неоклассицизм с последующей эпохой реставрации.
Предметы декоративно-прикладного искусства ( а их более двух тысяч_) во всех залах Лувра абсолютно великолепны, включая небезызвестную коллекцию севрских ваз мадам де Помпадур, а также роскошные эмали, керамику, ювелирные украшения. Рассматривая самые разнообразные бюро и кресла в стиле рококо, барокко или ампир, поданные в историческом интерьере гостиной, столовой или кабинета, невольно представляешь людей, которые жили среди этой роскоши, какая неторопливая у них была жизнь, каким изысканным вкусом обладали все из них. Аристократизм, одним словом. Изысканный вкус и в то же время – безмерное чувство меры, когда нет ничего лишнего, и глаз радуется и отдыхает одновременно.
Экспозиции мебели, безусловно, отделены от посетителей маленькими стоечками с ленточками, но они (ограждения) не бросаются в глаза (как в некоторых музеях, где иногда получается, что и увидеть-то толком ничего нельзя) и можно рассмотреть мелкие детали, обивочные ткани, не говоря уже о гобеленах и потолках. От Людовика к Людовику французы создавали свой стиль, который сразу можно узнать и в котором отражается национальный характер – веселый, неунывающий, яркий…
Роскошь роскошью, но если внимательно присмотреться к многочисленным предметам мебели, то нетрудно заметить, что инженерные идеи старых мастеров не забыты, что современные дизайнеры продолжают черпать вдохновение в их творениях, используя уже не золото и эмали, конечно, а современные материалы и техники. Ушла в прошлое помпезность, витиеватость формы, но осталась непрерывная тяга человека к красоте и просто к комфорту.
Галина Мумрикова
Галина Мумрикова