
Конец XI в. отмечен особой активностью кочевых соседей Руси — половцев. За полстолетия пребывания их в южно-русских степях они выросли в мощную силу, представлявшую реальную опасность для оседлых народов. Больше всего от половецких вторжений терпела Южная Русь. Их набеги на приграничные районы Черниговской, Переяславльской и Киевской земель были сколь часты, столь и опустошительны. Попытки Киева установить с половцами мирные отношения, которые бы держались на договорной основе, не приносили желаемых результатов. Половцы не были настолько сильны, чтобы угрожать государственной безопасности Руси. Но их агрессивное соседство вынуждало отвлекать значительные силы и средства на защиту ее южных рубежей.
История русско-половецких отношений не отмечена особой рыцарственностью сторон. В ней было больше коварства и обмана. Особенно этим грешили половцы. Дать клятву и не сдержать ее было для них обычным делом. Летописи зафиксировали множество таких случаев. Небезгрешной была и русская сторона, платившая половцам той же монетой. Об одной такой «отплате» и пойдет речь в этом посте и главным её действующим лицом будет князь Владимир Мономах.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
С этой целью в Переяславль, к Мономаху. прибыли половецкие ханы нескольких ближних родов - те. что постоянно устраивали набеги на земли княжества. Они прибыли договариваться о мире, разумеется, с намерением нарушить этот мир, как делалось прежде. Перед этим, как уже случалось неоднократно, они рассчитывали получить откупные, пригрозив разорить земли князя и зная. что после последних боёв у Мономаха мало бойцов способных дать достойный ответ. Город они защитить смогли бы. но окрестные земли уже никак.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
По другой версии. идея этого убийства принадлежала самому воеводе Ратибору, однако эта незначительная деталь не меняет существо дела - следовало нарушить божбу - крестоцелование, что грозило лишением благословения Вселенских Соборов, а на бытовом уровне – проклятием соплеменников.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Мономах продолжал стоять на своем, однако в конце концов был сломлен своими другими вельможами и дружинниками. Как свидетельствует летопись В. Татищева, князь дал согласие на убийство Итларя, но оговорил его своим неучастием. «Вы учините, как хотите, но я не хочу ни для чего, дав единою роту, преступить и век того сожалеть». Хотя такой ответ, как я полагаю. был приведён затем. чтобы хоть как-то обелить князя, который всё же понимал, что несмотря ни на какие отговорки. ответственность за убийство будет нести он.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Утром воскресного дня Владимир посылает своего отрока по имени Бяндюк с приглашением Итларю и его дружине прийти на княжий двор. Однако прежде они должны позавтракать у Ратибора. Итларь передал свое согласие на визит к князю и пошел со своей свитой в избу на Ратиборовом дворе. Как только половцы вошли в дом, стражники заперли за ними дверь на замок. Затем сын Ратибора Ольбег поднялся на верхний этаж, отодвинул несколько потолочин и через образовавшееся отверстие пронзил стрелой Итларя. Сотоварищи Ольбега таким же образом расстреляли и все окружение хана.
Летописец так подытожил это невероятно коварное убийство: «И тако зло нспроверже животъ свой Итларь, в неделю сыропустную, въ часъ 1 дне, месяца февраля въ 24 день». В словах этих нет ни сожаления, ни малейшего оправдания содеянного. Наверное, этого и нельзя было ожидать от летописцев, справедливо видевших в половцах смертельных врагов Руси. Однако сегодня, с расстояния более чем в девятьсот лет, мы не можем причислить этот эпизод отечественной истории к числу доблестей наших предков. Найти ему оправдание невозможно. Неприкосновенность послов во все времена и у всех народов считалась священной. Конечно же, она нарушалась. История знает немало таких примеров, и не наши предки положили им начало. И все же это не может служить для них оправданием.
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать