С начала октября потребительская активность россиян начала снова резко снижаться. Сценарий происходящего очень схож с событиями апреля-мая 2020 года, несмотря на то, что в этот раз не вводился режим долговременных выходных дней и большая часть населения не находится в условиях изоляции.
По данным исследования «СберИндекс», в зоне наибольшего риска в октябре (оценивался период с 12 по 18 октября) оказались те же сферы бизнеса, что и весной – транспорт, гостиничный бизнес, торговля непродовольственными товарами, общественное питание и сфера услуг. Больше всего «просел» спрос на гостиничные услуги – по сравнению с тем же периодом 2019 года он снизился на 66,4%, это минимум за весь посткарантинный период. Спрос на авиаперелеты упал на 54,1% в сравнении с прошлым годом.
Россияне опять перешли на режим экономии. Основные статьи расходов для большинства домохозяйств снова те же, что весной – продукты питания и лекарства. Спрос на аптечную продукцию в октябре возрос на 24,3% в сравнении с прошлогодними показателями.
Количество посетителей кафе и ресторанов в октябре сократилось в Москве на 22% (по сравнению с сентябрем 2020 г.), по всем регионам России – на 6%. Снизился и размер среднего чека. Россияне снова предпочитают питаться дома или заказывают еду, пользуясь сервисами доставки. В целом падение оборота предприятий общепита составило около 25%.
Траты россиян на сферу услуг в целом снизились на 20% в сравнении с предыдущим годом - впервые с лета. Спрос на услуги парикмахерских и салонов красоты упал на 26,6%. Сократился также спрос на поездки в такси и топливо – на 3,2 и 4,6% соответственно.
Исследователи также отмечают, что в последние две недели снова стало сокращаться число активных бизнесов по всем направлениям, притом, что количество предприятий после снятия ограничений в июне 2020 год так и не достигло допандемийных значений.
Пандемия: доходы-расходы и планы на отпуск
У каждой страны свой рецепт спасения экономики