С кем после развода должен остаться ребенок, если на это претендуют оба родителя? Может ли суд вынести решение по вопросу, основываясь на аргументах того из них, кто говорит более убедительно? Или без фактов они - ничто? Верховный суд оспорил вердикт своих коллег, оставивших четырехлетнюю девочку жить с отцом, ограничив мать в родительских правах.
В Ставрополе в суд Промышленного района поступил иск от мужчины, просившего расторгнуть его брак и оставить дочь ему. Причина выглядела весомой: отец уверял, что с ним малышка будет жить в лучших условиях, нежели с мамой. Аналогичный иск в суд направила и жена. У нее была своя правда: согласно ее показаниям, после развода бывший муж "не выполнял обязанности по содержанию дочери", а потом с помощью хитрости похитил девочку. Позже каждый из родителей попросил ограничить второго в правах. Претензий друг к другу хватало у обоих. Суд города объединил два дела в одно и постановил: ребенок остается с отцом, а мать, ведущую себя «аморально», следует ограничить в родительских правах и обязать платить алименты. Апелляция с этим согласилась. А вот мама девочки – нет. Она дошла до Верховного суда, и тот решил, что, принимая свои решения, суды первой и апелляционной инстанции нарушили «нормы материального и процессуального права».
Для начала, благоустроенные квартиры - в хорошем состоянии и с отдельной детской комнатой – имелись у обоих родителей, а не только у отца. А еще, согласно Семейному кодексу, ограничить родителя в правах можно лишь в том случае, когда его общество несет опасность для здоровья ребенка. Местные же суды в отношении матери ничего подобного не установили. И стресс, в котором та находится из-за конфликта с бывшим мужем, достаточным критерием для ограничения в правах не является. Более того, не указав в своем решении мотивов, на основании которых был сделан вывод о «виновном и опасном» поведении матери, районный суд нарушил Гражданский процессуальный кодекс. Причем, оплошность эта со стороны суда была не единственной.
Решение самой девочки, с кем же она хочет жить (эксперты постановили, что малышка больше привязана к отцу), тоже было признано неубедительным. В четыре года ребенок еще не способен сделать столь важный выбор осознанно, не поддаваясь влиянию взрослых.
Как сообщает «РГ», опека порекомендовала обоим родителям прекратить конфликт, а Верховный суд отменил все постановления местных судов, признав их незаконными. Они будут пересмотрены заново, уже полностью в соответствии с буквой закона.
Фото - s5.bloknot.ru