Что делать с ветхим жильем? Как обновить старый жилищный фонд? На эти и многие другие вопросы старались ответить эксперты, участвовавшие в научно-практической конференции, которую провел Союз Женских Сил. Каждый из почти полусотни приглашенных на обсуждение специалистов представил своё видение решения проблем. Причем многие говорили о том, что вопрос надо ставить гораздо шире. Речь идет не о том - сносить или не сносить ветхие строения. Главное, что земля под ними не принадлежит собственникам этих строений, они не имеют на эту землю никаких прав, поэтому владеют какой-то эфемерной собственностью. К сожалению, самое удобное время для решения этого вопроса уже упущено, так как проще всего это было сделать в ходе приватизации.
Об этом в частности говорил главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПИ градостроительства», член правления НП «Объединение» Александр Антонов. Прежде чем затевать преобразования, необходимо решить проблемы с землей и сформировать новую жилищную политику.
Ряд экспертов подчеркивали, что государство дистанцируется от проблемы.
«Власть поэтапно, малозаметно, хитро законодательно уводит себя от ответственности за качественное состояние и безопасность жилых домов, путем постоянного переписывания жилищных норм и правил, - утверждал эксперт Общественной Палаты РФ Владимир Самошин. - Подсовывает вместо себя подручную массу советников домов, старших по подъездам, региональную сеть «Общественного контроля в сфере ЖКХ», кормящуюся сладким жилищно-коммунальным караваем. Число этой массы неизвестно, но все - от президента страны до младших школьников - копошатся в ней. Декларативно передав дом на самоуправление собственникам квартир без документации, материальной, нормативной, интеллектуальной базы, практически уничтожив тасованием кадров накопленный до этого опыт эксплуатации и ремонта домов, организаторы жилищной политики в России совершили не только должностные преступления, но и поставили заслонку на развитие отрасли».
Владимир Самошин указывал на то, что проекты обычно обкатываются на Москве, однако условия в столице порой сильно отличаются от ситуации в регионах. Москва не может служить полигоном для тестирования подобных идей. Кроме того, отмечалось, что за счет реконструкции старых строений, удастся избавиться от архитектурного однообразия, сделать жилье более комфортным.
На то, что дома после реконструкции более энергоэффективными обращала внимание эксперт клуба Россия – ОЭСР Мария Гирич. Такое изменение требует введения налоговых льгот.
Доктор технических наук, профессор, научный руководитель ОАО «ЦНИИЭП жилища» Станислав Николаев заявил, что в то время, когда возводились дома массовых серий, никакой строительной политики у государства не было. Нет ее и сейчас.
«Если хотим решать кардинально градостроительную и жилищную проблему – надо идти проверенным путём – вести модернизацию жилого фонда, вести на новой основе – на основе квартальной застройки домами с гибкой планировкой квартир, не теряющих потребительских свойств жилья в течение всего жизненного цикла дома. Европейский опыт является прямым доказательством и подтверждением этого – ни одной европейской стране, исключая ГДР (где наша идеология, в том числе градостроительная, «постарались»), не потребовалось и не требуется реновация. Париж, Барселона, Вена, Стокгольм (хватит!) стоят сотни лет без реноваций, - отмечал Станислав Николаев. - Да, действительно США, Бразилии, Китаю реновация потребовалась и они прошли через неё, но, заметьте, в рамках решения проблемы обеспечения жильём. У нас другая проблема – мы обеспечены жильём (в среднем по стране на человека приходится более 25 кв.м.), но на деле оказалось обеспечены неполноценным жильём, не приспособленным для элементарных задач – переселения из аварийного жилья и по той же реновации. Всё это свидетельствует о том, что градостроительной политики как таковой не было в России. Вся жилая застройка велась по принципу наличия готовой инфраструктуры – есть дороги, есть подключение к воде, электричеству, очистным сооружениям – строим жильё по максимуму. Там где удалось «вплести» в структуру города квартальную застройку, там сегодня проблем много меньше. Да и снести, и застроить квартал новым жильём много проще, чем спальный район с 17-25 этажными домами «без двора и кола», с бессистемно расположенными инженерными коммуникациями, которые подлежат реновации даже в большей степени, чем жилой фонд».
На конференции обсуждались вопросы существующих «перекосов» в жилищной политике, а также пути выхода из них, системный кризис, кризис ЖКХ и проблемы МКД.
«Управлять развитием города можно только понимая фундаментальные законы его естественного формирования и предлагая потребителю широкий спектр эффективных формы городской ткани, соответствующих сложившейся системе базовых потребностей и ценностей, - считает главный архитектор института гелиотектуры Сергей Непомнящий. - Это позволит не только избежать стратегических ошибок и колоссальных экономических потерь, таких, как, например, принятие решения о присоединении новых территорий Москвы, но и качественно повысить комфортность среды, в полном смысле этого слова, и конкурентоспособность города. Отсечение государством всех прочих разработок и тиражирование одного единственного принципа заведомо порочно и гарантированно ведет в тупик».
Большинство экспертов пришло к выводу, что на рынке жилья в скором времени случится коллапс, потому что квартир построили гораздо больше, чем их в состоянии купить население. При этом механизм ипотеки не работает из-за большой процентной ставки, очевидно, что в такой ситуации более активную роль должно играть государство.
В конференции так же приняли участие эксперт аналитического центра при Правительстве РФ Евгений Гашо, старший научный сотрудник института проблем управления РАН Сергей Глазунов, руководитель проекта «Крымский дом» Олег Исаев и многие другие.
Итогом конференции станет сборник материалов и итоговая резолюция с предложениями, которая будет направлена в законодательные и исполнительные органы власти.
Доклад СЖС на конференции по реконструкции МКД в Самаре
Пилотный проект реконструкции от Союза Женских Сил