Частичная победа в суде двух стюардесс «Аэрофлота» над своим работодателем, который ввел «стандарты красоты», стала поводом для проведения круглого стола, где обсуждались генедерные проблемы России.
Напомним, что авиаперевозчик ввел правила, в которых ограничил возраст и размер одежды бортпроводниц и бортпроводников. Всем, кто им не соответствовал он начал строить препоны, чтобы они сами уволились: ставил их на рейсы с низкой оплатой и лишал надбавок за выслугу лет.
Евгения Магурина (у нее 52 размер, а по правилам Аэрофлота больше 48-го нельзя) и Ирина Иерусалимская (45 лет, работать разрешается до 40) решили бороться за свои права и пытаться вернуть деньги, которые им не доплатили. В суде адвокаты компании позволяли себя ряд оскорбительных высказываний в их адрес, например, что бортпроводницы, двигаясь по проходу в салоне самолета, могут задеть бедрами пассажиров, а в случае экстренной посадки у них могут возникнуть проблемы при выходе в аварийный люк.
Выходило, что компания действовала исключительно в интересах пассажиров и стюардесс, ничего не нарушала и никого из своих сотрудников не притесняла.
Юрист Центра социально-трудовых прав Ксения Михайличенко, защищавшая бортпроводниц в суде, рассказала, что в «Аэрофлоте» ей сообщили: если обосновывать какие-то требования к профессии, в силу ее специфики, это уже не дискриминация.
Как отметил участник круглого стола эксперт Центра социально-трудовых прав, заместитель председателя совета Ассоциации «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин, защита вообще не пытается добиться признания факта дискриминации. Можно лишь доказать, что права были нарушены и потребовать их восстановления. При этом он заявил, что «у людей нет самостоятельного права не подвергаться дискриминации».
«Стандарты красоты», принятые в «Аэрофлоте» суд признал незаконными, а иск по делу о дискриминации – не удовлетворил. Несмотря на эту свою частичную победу, бортпроводницы все равно из профессии ушли.
Так же приводились данные, которые в свое время озвучила Ольга Голодец, что заработная плата российских женщин на четверть меньше, чем у мужчин. Кроме того, представительство женщин в законодательных и исполнительных органах власти по-прежнему невысокое. И это несмотря на стратегию государства в поддержку женщин, которую 8 марта этого года подписал премьер. В плане ее реализации пока что оперативно вносятся поправки, принимают их до завтрашнего дня.