НА ФОРУМАХ
97
2
281
2
190
2

Чтобы не растерять традиции, нужно их знать и хранить: КазГИК представил в Москве культурную программу

Чтобы не растерять традиции, нужно их знать и хранить: КазГИК представил в Москве культурную программу

В рамках программы «Народные художественные промыслы: традиции и инновации», которая проходит в дни масштабной выставки-форума “Россия” на ВДНХ, свою культурную проекцию представил Казанский Государственный Институт Культуры (КазГИК).

Студенты и преподаватели в современной и доступной форме не просто устроили праздник в фольклорном стиле, но поделились уникальным опытом - как успевать за инновационными технологиями, не отрываясь от культурных корней; уважать традиционные ценности не на словах, а на практике; стремиться к прогрессу, не разрушая связь поколений. 

Комментируя представленную программу, ректор КазГИК,  доктор педагогических наук, профессор, Роза Шайхайдаровна Ахмадиева рассказала, что при подготовке к выставке преподаватели ставили перед собой многоплановую задачу: 

  • показать творческие достижения одаренных студентов: дизайнеров одежды и мастеров художественных промыслов, музыкантов, танцоров;
  • презентовать успехи института в области цифровизации и новых технологий, которые эффективно интегрированы в учебный процесс; 
  • представить лучшие работы молодых мастеров НХП, чьи способности раскрылись в полной мере за период обучения, что отмечено государственными грантами;
  • привлечь внимание педагогической общественности к прорывным результатам, которые показала уникальная стратегия обучения, разработанная в методической лаборатории КазГИК
  • раскрыть богатство национальных традиций народов Поволжья. 

“Выставку готовил Инжиниринговый центр Казанского государственного института культуры. У нас изучают три направления художественных промыслов: керамика, деревообработка и текстиль. Мы не просто даем знания по предмету, но уже в процессе учебы готовим будущих мастеров к выходу в реальный сектор экономики. Изначально мы понимали, что изделия, созданные с соблюдением традиционных технологий и сохранением культурного кода, не могут конкурировать на массовом рынке по ряду причин: если все делать вручную, это забирает уйму времени, требует высокого уровня точности, кропотливого труда, а результат оказывается слишком дорогим, эксклюзивным произведением. Очевидно, что для выхода к массовому потребителю нужно создавать изделия повседневного применения, доступные по цене и не в единичном экземпляре. Вот тогда приходит на помощь цифровизация, инновации, высокие технологии, которые обязаны служить человечеству. Первый наш грант на создание инжинирингового центра мы получили в рамках национального проекта “Наука и Университеты”. Подтверждением эффективности проекта является успех стартапов, зародившихся на этой базе. В частности, среди всех студенческих стартапов РФ, грант достался нашей студентке, которая взяла древнейшую и уже почти исчезнувшую технологию джамалт - искусство татарского шамаиля, оцифровала, разработала свою методику, как создавать уникальные изделия и дизайн-макеты в технике джамалт. В 2022 году грант в размере 1 млн.рублей на реализацию проекта по созданию шамаилей, выполненных в древней технике "джамалт" выиграла Наиля Ахмадуллина. Тогда она была студенткой нашего института, сейчас уже окончила. Теперь уникальные вещи, благодаря внедрению цифровизации, доступны по цене, купить их может  себе позволить любой желающий. Это значит, что древняя народная художественная традиция, бывшая на грани исчезновения, сохранена, будет передаваться следующим поколениям и жить в веках. Мало того, теперь мы можем учить этой технике детей с самого раннего возраста - все они прекрасно владеют гаджетами и охотно будут обучаться даже быстрее взрослых. 

Второй прорывной проект - создание центра прототипирования

КазГИК выступил с этой инициативой и успешно ее реализует. Совместно с Министерством культуры РФ мы распространяем наш опыт и на другие ВУЗы страны. Коллеги, которые на первых порах смотрели настороженно в нашу сторону,  переосмысливают свою деятельность, перенимают наш опыт. От традиционных методов обучения мастерству мы переходим на ВИАР тренажеры, разрабатываем специальные, эффективные, обучающие цифровые лаборатории, где студенты поэтапно осваивают тайны ремесла. 

С другой стороны, мы всерьез изучаем картину на рынке труда, мониторим, какие профессии будут востребованы завтра, что в программе нужно скорректировать - убрать или добавить.  Получается, что наши выпускники выходят в жизнь полностью экипированные необходимыми знаниями и навыками. Они не просто проводят время до получения диплома на студенческой скамье, чтобы потом начинать жизнь сначала уже на предприятии. В этом году  готовится выпуск первых ребят с четвертого курса, которые когда-то были пилотным отрядом нашего инжинирингового центра. 

Результат - работы одной из наших выпускниц, Наили Бургановой уже блистали на подиумах в Милане, Стокгольме, Казахстане, Узбекистане, Киргизии. Она придумала разобрать народный татарский костюм на детали и сделать отдельно из каждой элемент стильного гардероба. Кстати, и многослойность, присущая традиционному татарскому платью, совпала с актуальным трендом. Все это удалось реализовать при помощи цифровых технологий. С первого же показа коллекция заинтересовала производителей молодежной одежды в сегменте масс-маркет и автору поступили коммерческие предложения. 

Работы другого талантливого студента мы показали в Самаре только что на Неделе Моды IVOLGA. 

Сейчас главный тренд в высшей школе – постоянное обновление образовательного процесса, привязывание его к реальным вызовам рынка. Наших студентов охотно все привлекают к практической деятельности. В деревообработке, например, все знают, что наши выпускники - это высококвалифицированные специалисты, готовые сразу приступить к выполнению задач. Особый повод для гордости в том, что практически все наши студенты после получения образования сразу трудоустроились по профессии. Исключение - это процент оформленных самозанятых, свободные художники, которые “работают на себя”. 

Даже уже состоявшимся в профессии людям требуются новые компетенции. Для них мы создали в рамках федерального проекта “Творческие люди” 9 курсов повышения квалификации по разным дисциплинам. Одним словом, ВУЗ становится центром притяжения, где можно получить новые знания и новые компетенции.  

Важно, что следуя в ногу со временем, человек не должен отрываться от корней и забывать о своей идентичности. Должно быть строгое соблюдение принципа преемственности. Проще говоря: начальный культурный опыт в раннем детстве человек получает из песен мамы, из бабушкиных сказок. Надо, чтобы эти культурные традиции дополнялись в школе, и далее - во взрослой жизни, обрастая новыми “взрослыми” знаниями и оценками. Эту традицию дает только народная культура, которую каждый из нас воспринимает как свои “корни”. Я говорю о том, что на всех возрастных этапах нужна преемственность образовательной и воспитательной части. Этот принцип преемственности крайне важен для нас. Мы даже на цифровом форуме KAZAN DIGITAL WEEK выставили поделки детей, школьников, которые они сделали своими руками. А тем, кто меня упрекал, что с малых лет мы детей приучаем лепить, рисовать, вырезать и делать что-то интересное своими руками, ответ простой: если не будет мелкой моторики у ребят, то и Эйнштейны из них не вырастут. Это очень важно для развития.

Я рада, что у нас в Татарстане изучение народной культуры неразрывно связано с изучением традиций. Так, у нас есть фестиваль «Созвездие – Йолдызлык», где дети разных возрастов выходят на сцену в разных номинациях - вокал, сценическая речь, хореографическое искусство. Когда эти дети вырастут, совсем не обязательно они станут звездами шоу-бизнеса, но они, безусловно, будут творческими людьми.

У нас много творческих конкурсов, где участвует талантливая молодежь крупных предприятий Республики: КАМАЗ, ТАТНЕФТЬ…  Команды соревнуются за признание, между ними идет борьба не только за приз для себя лично, но и проявляется корпоративный  дух. Их все поддерживают с искренним энтузиазмом: приходят семьями, с детьми, знакомыми, «болеют» за своих, гордятся успехами. На предприятии высоко ценят тех, кто принес победу в творческом соревновании. И по нашим исследованиям оказалось, что из-за таких творческих конкурсов в итоге и экономический эффект работы предприятия повышается. Это мотивация очень большая. 

В Дни Республики Татарстан на ВДНХ мы привезли разнообразную музыкальную программу: это народные танцы и песни, и инструментальное исполнение. Хочу отметить, что музыканты, записывались в нашем Центре прототипирования. Обратите внимание на качество звука. 

Мы делаем акцент на сохранении точной и правильной народной традиции. Экспедиции по исследованию и изучению фольклора в ВУЗе проводят давно, эта работа уже лет 50 продолжается. Но вот именно переводом накопленных материалов в современное звучание, при помощи высоких технологий и аппаратуры, мы занимаемся около 4 лет. Триггером стал период пандемии – когда студенты, находясь в изоляции , по домам, сделали невероятно интересный проект - сами сняли и записали массовый танец и выложили в интернет. Это даже меня поразило. Совершенно свободная, общая инициатива, объединяющий порыв. И стало ясно: произошла перестройка в сознании - надо меняться принципиально. 

Проблема в том, что зачастую, даже в Татарстане люди, которые хотят создать фольклорный ансамбль, возродить сцены из жизни народа в кино или в изобразительном искусстве, непреднамеренно совершают грубейшие ошибки. Например, в народный ансамбль вводят не наши инструменты, используют не наши орнаменты, не наши традиции. Мы не против интеграции культур, мы рады развитию такого взаимодействия, но это надо делать осознанно и профессионально, не допуская ошибок, не разрушая культурный код. Мы сейчас являемся экспертами в этой области, очень строго и подробно изучаем каждый проект. Мы стараемся и студентов к этому приучить - чтобы не растерять свои традиции, нужно их знать и хранить.

В КазГИК не просто изучают историю культуры и традиции, которые являются главной связующей нитью людей со своей родиной. Три года назад к нам приехала  поступать девочка из Японии. Меня поразил ее ответ на вопрос, почему она выбрали именно Казанский Государственный Институт Культуры. Она ответила, что посмотрела ВУЗы многих зарубежных стран, включая Россию,а выбрала для себя это место учебы, потому что здесь серьезно изучают культуру разных народов, а ей это очень интересно. Это еще раз доказывает, что мы эффективны - наша работа видна. Это высокая оценка».

в центре Ахмадиева и Легасова.jpeg

По приглашению руководства КазГИК, делегация Союза Женских Сил во главе с Председателем Правления, генеральным директором СЖС Ингой Валерьевной Легасовой посмотрела экспозицию выставки и концертную программу, представленную ВУЗом на выставке-форуме “Россия”.

Роза и Салахов гостья.jpeg

Экскурсию провел заведующий кафедрой изобразительных искусств и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент КазГИК Салахов Расых Фарукович. 

Он рассказал, что на выставке представлены редкие экспонаты, связанные с татарской культурой: текстиль, посуда, декоративные панно, созданные в традиционной технике руками студентов, а также старинные музыкальные инструменты и произведения НХП. 

Особое место в экспозиции заняли инновационные разработки, благодаря которым коллектив института прокладывает мост между прошлым и будущим. 

Ахмадиева-223441-2.jpg

- «Мы выпускаем специалистов завтрашнего дня, сразу ориентированных на практическое применение полученных знаний. Как метко назвала Роза Шайхайдаровна, это “Новая модель выпускника”. У нас прямой мостик от Института Культуры в бизнес. 

На публичных мероприятиях, в которых мы принимаем участие регулярно, основная наша задача не только показывать и пиарить себя. Наша цель - налаживать деловые отношения с представителями индустрии. Когда мы показывали свои изделия в области индустрии моды в Казахстане, к нам подошли представители Китая и Индии, предложили шить из своих материалов костюмы и продвигать в странах Европы. С 6 домами мод в СНГ  мы подписали договора о прохождении практик нашими студентами. Это результат участия в международный показах - нас увидели и заметили.

IMG_20231205_121200_548.jpg IMG_20231205_121112_836.jpg

Большой популярностью пользуется спортивная одежда наших дизайнеров, отличного качества с элементами национального орнамента - спортивная коллекция под брендом "Culture" создана на базе Инжинирингового центра Казанского института культуры. Конкретных авторов нет, это командная работа. 

Наши студенты проходят практику в виртуальных лабораториях. 

Пример: программа сразу вплоть до сантиметра снимает размеры с фигуры человека, мы делаем аватарку и создаем дизайн в программе 3D и получается, что мы виртуально ускоряем работу по подготовке к индивидуальному пошиву  

Обучение закройщика в виртуальной среде - это выгодно, оптимально расходуется ткань, минимум отходов, не нужно большое помещение.

Молодой специалист на практике совершает ошибки, видит сразу, как их можно исправить и больше не повторяет. 

Мы создали три видеокурса, благодаря которым студенты могут научиться создавать дизайн костюмов, керамику, и работать по дереву.

виар.jpeg

Надевая виар-очки, человек попадает в пространство мастерской, и от простого к сложному выполняет все практические действия. Эта программа ориентированане только на людей с нулевым уровнем знаний, но и для профессионалов, в целях повышения уровня мастерства, также может быть использована. Человек получает полноту ощущений и свободу действий - он заходит в виртуальную мастерскую, выбирает ткань по цвету, по фактуре, по количеству, раскраивает и доводит изделие до готовности. Кстати, данное обучение позволяет расширять свои компетенции и людям с ограниченными возможностями - в этом социальная составляющая проекта. 

Также и в производстве керамики - в виртуальной мастерской студент может выбрать краску, определенную глину и все необходимые инструменты для творчества. Важно, что в цифровом мире человек не так закрепощен - цена ошибки ничтожна, по сравнению с реальностью, когда велик риск испортить дорогостоящие материалы. 

Мы имеем обратную связь от представителей реального сектора экономики - когда у нас проходят курсы, мы показываем и рассказываем, и отзывы восторженные.

Мало того, что будущий специалист осваивает профессиональные навыки, он еще и становится опытным оператором современного оборудования, может вникать в программирование и предлагать усовершенствование. Мы учим не только создавать вещи, но и продавать изделия и свои профессиональные навыки. В университете есть обучение маркетингу, и к этой науке мы тоже подходим с учетом требований не сегодняшнего, а завтрашнего дня.

Важно отметить, что уже 12 студентов КазГИК стали “миллионерами”: написали и защитили стартапы, получили от государства гранты на реализацию проектов по одному миллиону рублей каждый. Кто бы мог подумать, что ребята, еще не получив диплом, смогут зарабатывать деньги профессиональной деятельностью», - рассказал Расых Фарукович.

гармошка.jpeg

Неотразимое впечатление, настоящий “вау-эффект” на гостей произвела экспозиция виртуального краеведческого музея, рассказывающего о быте и культурных традициях народов Поволжья. 

Наводим планшет с разработанной в институте программой на манекен, стол с пустой посудой, на декоративные панно и случается чудо: выбираем иконку одного из народов Поволжья: татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы и др.,, видим на экране настоящий народный костюм до мельчайших деталей. Виртуальный помощник объясняет, к какому столетию, какому народу относятся увиденное, дает описание всей экспозиции, что соперничает по информативности с реальными выставками традиционных краеведческих музеев.

выставка.jpeg

Стол, как по волшебству виртуальная “скатерть - самобранка” «накрывает» национальной выпечкой и другими блюдами аутентичной кухни, а на панелях оживают видеокадры народных обрядов: свадеб, праздников - так с погружением можно изучать культуру обрядовости народов. Данная разработка была впервые представлена на Форуме KAZAN DIGITAL WEEK и в перспективе будет доступна всем пользователям интернета. В амбициозных планах разработчиков подготовить такой обучающий материал по всем этносам необъятной России и выложить его в свободный доступ. 

IMG_20231205_103311_340.jpg

Гостям выставки также была представлена танцевальная программа, о которой рассказала заведующая кафедрой хореографического искусства, доцент КазГИК  Альфия Кавеева.

- « В татарском танце превалирует движение ног. Корпус у нас не изгибается, люди очень сдержанно двигаются и сохраняют статуарность.  Это говорит о менталитете народа: скромность, в то же время внутреннее достоинство. Если мальчик смелый и задорный, он в татарском танце, не раскидывает руки широко, как принято в России - сдержанно делает движения руками, корпус слегка наклоняет, а вот ноги - это самая активная часть тела в танце. И этому есть объяснение: у татар была традиционно очень богатая, вышитая обувь. Так что в этих движениях есть элемент хвастовства. Танец, как говорят правильно - душа народа. Мы очень бережно и даже иногда скрупулезно относимся к традициям.  Например, в программе есть танец “Три друга” - это классика, может показаться устаревшей слегка, но для профессионалов этот танец очень много значит: там все элементы народной танцевальной лексики, вплоть до мельчайших движений. Важный элемент татарского танца - платки. Они могут быть очень большие и совсем миниатюрные. Кстати, в татарской традиции принято дарить платки - мужчины дарят женщинам, и девушка парню может подарить платочек, вышитый собственноручно. Это выражение особого интереса и симпатии, знак с целью обратить на себя внимание.

IMG_20231205_104033_997.jpg IMG_20231205_104518_18.jpg

Наш институтский хореографический коллектив часто выступает на международных фестивалях. Только что мы вернулись из Сенегала. Мы там с удивлением смотрели на местные обычаи, а сенегальцы с не меньшим интересом и любопытством смотрели на нас. Мы отлично понимаем, что за границей нашу культуру воспринимают как экзотику. В этом ничего плохого нет - мы ощущаем, что делаем большое дело, рассказываем о себе миру и сохраняем татарские корни».

 IMG_20231205_110946_527.jpg  IMG_20231205_110408_383.jpg

В концерте творческих коллективов КазГИК выступили: дуэт “Душица”, лауреаты  международных и всероссийских конкурсов, вокалисты, студенты КазГИК: Алексей Казанкин, Аделина Таженова, Рамис Габдулхаев, с инструментальной композицией поппури на татарские темы выступил преподаватель института Ильнур Ганиев. 

 IMG_20231205_111801_18.jpg концерт.jpeg

Блестящие танцевальные номера представил хореографический коллектив института под руководством Альфии Кавеевой. Танец с подвенечным покрывалом из балета “Шурале” украсил программу.



Здоровый свет