Выездное заседание комиссии Госсовета по направлению «Культура» стало кульминацией деловой программы форума “Российская креативная неделя”. В этом году темой обсуждения стало переосмысление роли народных художественных промыслов: как переупаковать НХП в привлекательный рыночный продукт, в том числе для молодой аудитории. Спикеры обменялись мнениями и опытом по вопросам сохранности, развития и популяризации художественных промыслов в современных реалиях, необходимости создания новых креативных смыслов.
В дискуссии приняли участие начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков, президент АНО “Креативная экономика” Марина Абрамова, основатель бренда и часовой мануфактуры «Часы Палех» Анна Нестерова, губернаторы Самарской и Рязанской областей Дмитрий Азаров и Павел Малков соответственно, глава республики Северная Осетия - Алания Сергей Меняйло, заместитель министра культуры Надежда Преподобная, заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева, генеральный директор Президентского фонда культурных Роман Карманов, ректор КазГИК Роза Ахмадиева а также представители крупнейших предприятий НХП.
“Впервые комиссия Госсовета по культуре прошла в новом формате. На площадке форума встретились и бизнес, и представители предприятий НХП, заместители министров двух профильных министерств, и губернаторы тех регионов, где наиболее широко представлены НХП.
«Развитие НХП и создание конкурентоспособного продукта возможно только при наращивании маркетинговых и управленческих компетенций в этом направлении”, – отметила директор форума “Российская креативная неделя” Марина Абрамова.
То, что на главной дискуссионной площадке Российской креативной недели - 2023 лейтмотивом стало обсуждение ситуации с НХП - примета времени, поскольку интеллектуальный и технологический суверенитет, защита традиционных ценностей и охрана культурной идентичности стала базисом стратегии национальной безопасности.
В рамках обсуждения были представлены успешные кейсы в области поддержки НХП на федеральном и региональном уровне; обозначены проблемы, которые требуют активного вмешательства и решения со стороны власти и активистов от общественных организаций; обсуждались вопросы подготовки молодых кадров для предприятий НХП; вопросы поддержки НХП в виде формирования госзаказа, формирования ценообразования и многие другие.
Губернатор Самарской области, председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Культура» Дмитрий Азаров отметил, что народные промыслы – это хранилище традиций разных этносов страны. “Многие регионы волнует тема народных художественных промыслов (НХП). Ведь народное творчество – это хранилище традиций разных этносов страны. Именно поэтому мы бережно относимся к художественному наследию. Но есть и вопросы, которые требуют решения. Комиссия Госсовета готова к полному сотрудничеству и продвижению тех идей, которые позволят нам, бережно сохраняя культурное наследие нашей страны, создавать и новые смыслы.
Сегодня нужно говорить про эффективность. НХП – конечно, инструмент, который сохраняет наследие и бережет культурные коды. Но нам очень важно проговорить то, как это сделать эффективным и конкурентоспособным.
Важна тема воспитания нового поколения мастеров. Необходимо, чтобы дети, в том числе, на селе могли получить навыки ремесла. Тогда мы решим проблему: где взять молодежь, которой можно было бы передать мастерство народных промыслов”, - отметил Азаров.
Модератор дискуссии, председатель совета директоров Global Rus Trade, основатель бренда и часовой мануфактуры «Часы Палех», Анна Нестерова сказала: “Готовясь к сегодняшней сессии, я для себя выделила три крупных блока, на которые хотела бы обратить внимание и буду благодарна услышать мнение экспертов сегодня по таким вопросам:
Первый вопрос связан с образованием. Общаясь с художниками, мы видим вызов сегодня – это нехватка молодых кадров. Реальна опасность потерять промыслы, потому что некому передать уникальную технику и технологию. Если говорить о Палехской лаковой миниатюре, – с 17 века художники сохранили секреты мастерства, а сегодня некому ее передавать. В регионах есть учебные заведения, но молодежь туда не идет. Причин много ... Как можно активизировать этот процесс? Мое предложение – закрепить за предприятием финансирование, чтобы фабрика оплачивала обучение молодого специалиста учебному заведению, а художник имел обязательство трудоустраиваться по распределению, и отработать 3 года на предприятии, которое его подготовило за свои деньги. Так мы вырастим молодое поколение мастеров. Сегодня средний возраст мастеров 65 – 75 лет, причем в ковид мы потеряли порядка 30% художников. И тех, кто остался – храним, как хрустальную вазу.
Второй принципиально важный момент – борьба с контрафактом. Мы видим, что сегодня много мастеров работает на дому. Невозможно гарантировать качество изделий, потому что не видна технология создания того или иного произведения. Надомники находятся в теневой сфере, чаще всего они не платят налоги. Цена изделий официального производителя, который платит налоги, соблюдает законы, полностью выдерживает все стандарты качества, по сравнению с ценой такого кустарного мастера неконкурентоспособна. Считаю, что борьба с контрафактом – это основополагающий вопрос выживания отрасли.
И третий вопрос, который всегда актуален – это налоги. Я знаю, что промыслы освобождены от уплаты НДС, но так или иначе конкуренция между юридическими лицами и кустарными производителями заставляет задуматься, что в окончательное формирование цены входит также налог и на фонды оплаты труда. Все говорят, что было бы, при возможности, очень хорошо освободить предприятия НХП от уплаты страховых взносов. Не знаю, насколько сейчас это релевантно, но не упомянуть об этой проблеме все равно я не могу.
Еще чрезвычайно важный момент – это комплексное продвижение НХП. Понятно, что продвижение произведений НХП на зарубежный рынок – это очень маленькая доля по ряду причин, значит надо сфокусироваться на внутреннем потребителе. Нужна стратегия взращивания своего потребителя, который понимает, ценит сегодня и наш культурный код, и наше искусство и чутко относится к смыслам, которые вкладываются в эти изделия”.
Анна Нестерова показала часы, которые производит ее предприятие. Это коллекция “Палех”, уникальный продукт, который выпускается в коллаборации с промыслом. Часы - это утилитарный продукт, который имеет высокий потребительский спрос, и, благодаря сотрудничеству с художниками Палеха, обладает необычным дизайном.
Анна Нестерова обратилась к Заместителю Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерине Приезжевой с вопросом: какие пути видит министерство, чтобы сделать предприятия, производящие предметы художественного промысла, более конкурентоспособными, чтобы их продукция была востребована? Если вспомнить советское прошлое – такие предметы были в каждом доме, все население пользовалось изделиями Гжели, Палеха, Хохломы, Жостово, Гусь-Хрустального … Какие решения можно предложить сейчас?
“Отрасль уникальная, самобытная. С одной стороны, перед нами стоит задача эту уникальность и самобытность сохранить, а, с другой стороны, мы понимаем, что сейчас новое время. Информацию о НХП необходимо доносить до нашего подрастающего поколения, как до будущих потребителей товаров, и делать это современными средствами. Недавно мы ездили в Жостово с блогерами - инфлюенсерами, которые формируют мнение молодежи. Мы видели их искреннюю реакцию - восхищение.
Второй важный момент – нельзя, чтобы отрасль оставалась законсервированной- необходимо ее развитие. И это можно сделать через современные креативные индустрии. Такой опыт есть”, - заметила Екатерина Приезжева.
О подготовке кадров в сфере НХП рассказала статс-секретарь – заместитель министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная. «Дисциплина «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» достаточно популярна. У нас не было недобора. Всегда есть желающие, всегда присутствует конкурс. 80% ребят устраиваются по специальности.» \, - сказала Преподобная. По ее словам, образование в этой сфере на федеральном уровне осуществляют 10 творческих образовательных учреждений, по программам повышения квалификации в прошлом году отучились более 860 человек, а в этом году пройдут обучение более 580. Она также отметила, что остро стоит вопрос кадров: “Мы понимаем, что основной части мастеров больше 65 лет. По ряду направлений их осталось мало, но они с радостью готовы передать дело молодым. Правда, надо еще найти человека, которому можно было бы передать знания”.
Все участники дискуссии, несмотря на широкий спектр затронутых вопросов, сошлись на том, что отрасль находится на стыке культуры и торговли и это является корнем многих проблем, у которых пока не найдено оптимальное решение. Чтобы взять на себя ответственность за решение актуальных задач, контактировать с управляющими организациями и быть в курсе ситуации на местах, необходим специальный координатор.
“Впервые за долгое время я услышал здесь, на площадке форума, озабоченность будущим НХП. Сегодня необходимо признать, что промыслы находятся в тяжелом положении. Сокращаются объемы выпуска продукции, уходят мастера, зарплаты на промыслах ниже средней по стране. Молодые не идут работать из-за маленьких доходов. Но промыслы должны восприниматься как национальное достояние! Финансирование должно соответствовать статусу. Промысел - это лицо народа. Вот так надо ставить вопрос!
Межведомственное взаимодействие нужно, конечно! В Минпромторге не занимаются культурой - а НХП все-таки в сфере культуры. В Министерстве культуры не занимаются вопросами торговли - это другая деятельность. У нас профессионалы в отрасли, у нас не любители. И координация очень нужна,”, - заявил председатель правления «Национальный союз народных художественных промыслов», заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов.
Вячеслав Геннадиевич также предостерег от иллюзий по поводу вывода продукции российских НХП на внешний рынок: “По поводу экспорта - послушайте специалистов. У нас платочная мануфактура, мы делаем красивые, качественные разнообразные платки. Мы с выставками проехали весь мир: со стендов все улетало, заказов потом никаких. Мы голову сломали - почему не продается. Ответ очень простой, нам специалисты разъяснили: то, что вы делаете, - это исключительно культурное явление нашей Родины. Цветы на наших платках российские. На китайских, португальских платках другие цветы, хотя та же самая роза.
Все дело в подсознании людей: внедрение элементов чужой культуры воспринимается как агрессия. Никто ни в какой германской деревушке не будет носить павлопосадский платок, кроме русской эмигрантки, потому что это не их традиция. Пример еще более понятный для всех: представьте, что нашим мужикам раздадут шотландские юбки, даже бесплатно… Мы их будем носить! Никогда! И в сомбреро мексиканском не будем ходить. И почему кто-то думает, что за рубежом будут раскупать наши идентичные вещи?! Я не говорю, что вообще ничего не продается. Продажи есть - но это 3-5 % рынка. Мизер! И не надо даже деньги тратить на развитие в этом направлении.”
В своем выступлении председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», Геннадий Дрожжин отметил: “Почему-то все считают, что у нас промыслы чувствуют себя хорошо. Ассоциации «Народные художественные промыслы России» - единственная организация, которая 30 лет реально сохраняет промыслы, которые являются национальной культурной ценностью, глубинным пластом общероссийского культурного кода, предметом национального престижа и общепризнанным вкладом России во всемирное культурное наследие. Федеральным законом о художественных промыслах определено, что сохранение НХП является важной государственной задачей, Законом также предусмотрено, что федеральные и региональные органы исполнительной власти обеспечивают промыслам экономические, социальные и иные условия для их сохранения и развития, Еще не так давно Хохлома, Палех, Гжель, Федоскино, Холуй, Вологодское кружево, Ростовская финифть, Гусевской хрусталь и другие предприятия были визитной карточкой нашей страны. К великому сожалению, сегодня нужно признать, что промыслы находятся в тяжелом положении - если по-простому, они выживают. И этому много причин, которые не зависят от промыслов. Сокращаются объемы производства изделий, сокращается численность мастеров и художников, заработная плата значительно ниже средней по стране, промыслы стареют - молодые не идут работать из–за низкой заработной платы, промыслы сегодня как никогда нуждаются в защите их самобытной природы. Они должны восприниматься, прежде всего, как национальное достояние, полностью быть под защитой государства, как некоммерческая сфера”, - сказал докладчик.
Передавая микрофон генеральному директору ООО “Жостовская фабрика” Андрею Климачеву, Анна Нестерова отметила, что на производстве уделяют внимание не только качеству самой продукции, но и дизайну упаковки.
- “В связи с тем, что многим промыслам около 200 лет, и их развитие было связано с историей нашей страны, согласен с тем, что мы немножко не в рынке. И те изделия, которые мы производим в классическом ассортименте, не пользуются большой популярностью. Но мы не сидим сложа руки”, - сказал Андрей Климачев. Он отметил, что дизайн упаковки - это всего лишь элемент маркетинговой стратегии, которая должна быть на каждом предприятии - и это важный элемент не только повышения экономических показателей, но и формирования имиджа национальной культуры на внутреннем рынке для молодой аудитории. “Если нашему промыслу 200 лет, это не значит, что сайт наш должен быть с 200-летней историей”. Все детали маркетинговой стратегии необходимо согласовывать с вызовами современности. ”Говоря современным языком, мы постоянно ищем какие-то фишки, чтобы быть современными. И когда приезжает молодежь - они говорят “Вау”! Уже год мы ежемесячно сотрудничаем с блогерами, с лидерами мнений. И это дает результат. Он уточнил, что главный его критерий в понимании потребительских свойств продукции Жостово - это когда он сам задается вопросом: “А я бы купил за эти деньги эту вещь?” Если ответ “да”, то и успех обеспечен.
Об успешном опыте современной маркетинговой подачи продукции НХП рассказала создатель и продюсер проекта “Елки России” Валентина Ростовщикова: “Цель проекта - не только популяризация НХП, но и обеспечение их работой. Елки - это витрины, на которых висят работы мастеров. Команда “FASHION HUB RUSSIA”во главе с основателем и генеральным директором Георгием Ростовщиковым совместно с лучшими декораторами и флористами России, экспертами моды создали уникальные объекты дизайна - елки, украшенные аутентичным декором ручной работы – изделиями народных художественных промыслов. Мы создали 30 коллекций, куда вошли изделия 26 промыслов. Только за один сезон 197 000 человек в Мариинском театре Санкт-Петербурга прошло, посмотрев эти елки. Проект стал возможен только благодаря включению Сергея Геннадиевича Новикова, за что ему большое спасибо, Марины Абрамовой и президентского фонда культурных инициатив”.
Докладчица отметила, что, по ее сведениям, уже потеряно 200 промыслов по стране. В частности, нет уже знаменитой Бахчисарайской керамики - ушли из жизни мастера и унесли с собой секреты уникального производства. Чтобы сохранить народное достояние и вывести отрасль на путь развития, эффективности и самоокупаемости, действительно нужно в корне изменить отношение к маркетингу. Нужно создавать так называемые “маркетинговые полки” - где будет линейка товаров определенного дизайна, а также заняться “переупаковкой”, чтобы авторские произведения выглядели стильно, современно, дорого и продавались по соответствующей цене.
“Благодаря нашему проекту, мы связались с Казанским государственным университетом культуры. Мы запустили проект НХП-перезагрузка, куда включили 100 ВУЗов, и 200 колледжей. Студенты вместе с мастерами выполнили работы для нашего проекта”. Так в содружестве с профильным учебным заведением была создана промысловая елка со студенческими работами.
Ректор Казанского государственного института культуры, Роза Ахмадиева поделилась впечатлениями: “Я тоже хочу отметить проект “Елки России” - мы представляли свой регион в Красноярске, в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в Парке им. Горького в Москве. И я вижу результат. Есть обратная связь с производителями - их узнали, им идут заказы. А причина в том, что просто по-другому упаковали и по-другому показали. У молодежи во время этих мероприятий шли мастер-классы, мы также увидели технологии, где между собой студенты обсуждали, удивлялись, насколько сложна техника ремесел”.
Ректор рассказала, что среди молодежи есть интерес к сохранению и развитию народных ремесел. Студентка Казанского института культуры представила на всероссийский конкурс проект по масштабированию производства на основе уникальной народной техники, которой в Приволжском федеральном округе владеют сегодня буквально шесть мастеров, - и выиграла грант миллион рублей. По своему опыту Роза Ахмадиева замечает, что у потребителя интерес к произведениям НХП есть - на всех форумах и выездных мероприятиях, все привезенные предметы раскупают мгновенно. “Пример - татарский Сабантуй, который проводится и в России и за рубежом. Там тоже представлены наши промыслы - и это все раскупают. Это говорит о том, что есть потребитель, надо только донести и правильно упаковать предложение”.
Олег Беркович
Заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович рассказал, что государство в последние пять лет уделяет большое внимание НХП, есть много мер поддержки, которые распределены частично на федеральном уровне, частично на региональном. В Нижегородской области 55% субсидий на поддержку НХП взял на себя региональный бюджет. “У нас есть отдельные меры поддержки для молодых сотрудников. Мы сначала доплачивали 5 000 рублей к основной зарплате - это не сработало. Когда поменяли на 10 000 рублей доплаты каждый месяц молодым дипломированным художникам, работающим на предприятии, при первоначальной выплате 50 000 рублей - на момент зачисления на работу. И молодые художники начали появляться”. Проблема молодых кадров вполне решаемая. “Главная проблема, что народные промыслы - это очень дорого. Ручная работа, эксклюзив - эти вещи дорогие. Фактически - это люксовые товары”, - заметил политик. Дешевые сувениры, которые есть на прилавках: ложки свистульки и так далее, что покупается туристами, для предприятия не делает выручку.
Мастерская или предприятие зарабатывает именно на штучных, коллекционных изделиях - и это совсем другой уровень цен. Они дорогие. Олег Беркович рассказал, что в первом полугодии 2023 года область проводила совместно с торговым предприятием “Детский мир” в Москве проект “Руками детям”. “Наш корнер был красиво оформлен, мы сделали выборку красивых изделий - посещаемость была очень высокой. Все смотрели - и не покупали”. Причина - высокая цена. Детские игрушки ручной работы оказались неконкурентоспособными по сравнению со всем тем, что стояло рядом на полках.
Качественные эксклюзивные произведения искусства по определению не могут быть дешевыми. Поэтому, когда говорят об экономической эффективности отрасли и спасению уникальных художественных промыслов, единственное спасение, по мнению Олега Берковича, - это “подарочные деньги”. “Как только появляется богатый человек или корпорация, которая оказывает меры поддержки в форме меценатского взноса, не ожидая взамен что-то, тогда наблюдаем рост”, - отметил он.
Например, Гжель и “Сбер”. Свой пример есть в Нижегородской области: компания “Сладкая жизнь”, которая производит сладости, купила фабрику Городецкой росписи полгода назад. “Они фактически купили здание и права - там оставалось восемь художников. Сразу пришли инвестиции - строятся и оформляются дома, музеи, гостиницы. Они начали интегрировать городецкую роспись в сеть магазинов сладостей и торговую сеть СПАР. Пока это 16 магазинов, но понятно уже, что проект будет расширяться. Роспись присутствует в оформлении ритейла - превратилась в фирменный стиль.
Надо очень четко понимать, что это не инвестиции, это меценатство, которое не вернется прибылью. Этим надо заниматься, это надо любить, но ждать возврата от этого не стоит”, - сказал Олег Беркович.
Как отметил в своем выступлении Глава Республики Северная Осетия - Алания Сергей Меняйло: “Народные художественные промыслы – один из основных элементов сохранения культурного наследия. В Советском Союзе было идеологическое воспитание - все республики периодически выступали с концертами, показывали свои художественные промыслы. После развала страны эта система поддержки сломалась, какие-то традиционные предметы на полках магазинов стремительно заменили китайские вещи. Кроме этого, есть специфические народные промыслы. У нас одно предприятие выпускает традиционные кавказские музыкальные инструменты. Это очень узкая ниша, которая никогда не станет экономически оправданной. Поэтому промыслы надо разделить на те, которые никогда не будут приносить прибыль, и на самоокупаемые. Например, кубачинские мастера, делающие кинжалы с клинками из Кизляра, зарабатывают на своем промысле. Мы должны вернуть моду на национальные бренды, чтобы их воспринимали лучше, чем привозные товары”.
С предложением создать проектную группу, участники которой смогли бы помогать предприятиям и мастерам в упаковке и продвижении товаров НХП выступил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. «Сегодня важно найти не только талантливых мастеров в сфере НХП, но и не менее талантливых организаторов проектов. Многие из них проявляют себя и на грантовых конкурсах. Среди победителей девяти завершенных «волн» Президентского фонда культурных инициатив поддержаны более тысячи проектов, направленных на возрождение и популяризацию НХП, ремесел и нематериального культурного наследия народов России. Общая сумма поддержки – порядка 2 млрд руб.», — прокомментировал Роман Карманов
Сергей Новиков, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам: “Для поддержки НХП нужен заказ, причем не обязательно государственный. Фонд культурных инициатив дал импульс – поддержал проект создания коллекций новогодних елок, украшенных изделиями разных промыслов и ремесел. Команда этого проекта у некоторых ремесленников приобрела чуть ли не годовой объем изделий, что стало для мастеров этих ремёсел большим подспорьем. Но и заказчики из регионов, госкомпаний тоже могут участвовать в подобных проектах. Для популяризации НХП стоит подумать о том, чтобы включить знакомство с народными промыслами с детского сада, при этом выбирая соответствующие направления для детей: например, традиционные росписи, глиняные и деревянные игрушки, знакомство с народными музыкальными инструментами и т.д.".
В качестве предварительной резолюции, в рамках комиссии Госсовета было принято решение рассмотреть возможность создания межведомственной организации, ориентированной на координацию и развитие народных художественных промыслов. Также эксперты предложили создать “продюсерский” центр для компаний НХП, а также разработать специальную образовательную стратегию по формированию и обновлению кадров в этой сфере.