НА ФОРУМАХ
74
141
104

Болонский образовательный процесс: Pro & Contra

Болонский образовательный процесс: Pro & Contra

15 марта 2021 г. в конференц-зале Общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол, основной темой обсуждения которого стал вопрос – «Нужно ли России оставаться в Болонском образовательном процессе?». Организаторами встречи выступили: Общественная палата Российской Федерации, МОО «Союз православных женщин», МОО «Всемирный Русский Народный Собор», Общество «Царьград». Союз Женских Сил стал партнером мероприятия.

Участие в работе круглого стола приняли руководители и преподаватели московских и региональных вузов, ученые, эксперты в области образования, законодатели, представители общественных организаций.

Болонский образовательный процесс был запущен в Европе 29 июня 1999 года. В этот день министрами образования 29 государств в итальянском городе Болонья была подписана декларация «Зона европейского высшего образования». В 2003 году к процессу присоединилась Россия.

В последние годы ректоры и педагоги все чаще высказываются за выход России из Болонского образовательного процесса, считая, что он не оправдал возлагаемых на него ожиданий. По мнению многих представителей высшей школы, изменения привели к тому, что образовательная система России утратила свою фундаментальность, снизилось качество обучения.

жукова, перевезенцев, бабурин.jpg

Открывая встречу, сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин», член бюро Президиума ВРНС, кандидат исторических наук Нина Борисовна Жукова представила направления деятельности Союза и пояснила выбор темы обсуждения: «Наша организация занимается в первую очередь проблемами материнства и детства. Мы уже разработали предложения по изменениям в Семейный кодекс, на весенней сессии будут приняты очень важные законы, касающиеся запрета суррогатного материнства. Мы также инициировали подписание Россией Женевской декларации, которая касается защиты здоровья наших женщин и осуждает аборт как средство контрацепции. Сейчас готовится Декларация о защите прав семьи и мы вместе с министерствами и ведомствами, общественными организациями занимаемся подготовкой проекта Декларации. Вопросы образования тоже входят в круг наших интересов, поскольку от этого напрямую зависит будущее нашей страны. Сегодня мы с вами обсудим, как сказалось вхождение России в Болонский образовательный процесс и поговорим о том, какие традиции классической русской школы, советской школы стоит восстановить».

Доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Бюро Президиума ВРНС Сергей Вячеславович Перевезенцев в своем выступлении отметил, что двухуровневая «Болонская система», предполагающая четырехлетнее обучение на программах бакалавриата и двухлетнее магистерское обучение, уступает традиционной советской системе, поскольку за два года невозможно качественно подготовить специалистов по конкретным профессиональным направлениям. Кроме того, по мнению спикера, возможность продолжить обучение в европейских магистратурах ведет к оттоку перспективных кадров: «Эта система приводит к серьезному оттоку лучших интеллектуальных кадров с российского рынка труда. Потому что лучшие студенты, получившие степень бакалавра в России, нередко продолжают обучение в университетах Европы, и потом уже не возвращаются в свою страну. В результате наша система высшего образования деградирует. Назрела острая необходимость менять нашу образовательную систему».

Президент Ассоциации юридических вузов, научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Сергей Николаевич Бабурин также считает, что двухлетнего срока для подготовки высококлассного специалиста недостаточно и предлагает ввести «сквозную магистратуру» - то есть готовить студентов по специальности на протяжении всего срока обучения, а бакалавриат считать незаконченным высшим образованием. Вторым перспективным вариантом, по мнению Сергея Николаевича, может стать отождествление магистратуры с аспирантурой, поскольку в нынешнем виде аспирантура утратила свой прежний статус.

сухарев.jpg

Доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев настроен еще более категорично – по его мнению, России необходимо выйти из Болонского образовательного процесса. Спикер отметил, что перед присоединением к процессу не было проведено серьезного анализа – для чего это делается и как скажется на развитии национальной образовательной системы. По мнению Олега Сергеевича, России необходимо вернуться к базовому фундаментальному образованию с обязательным вводом образовательных стандартов, а также рассматривать образование и науку как системообразующие элементы государственного сектора. Профессор уверен, что образование и наука России нуждаются в суверенизации.

Доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, президент Российского Университета Дружбы Народов (1999-2004 г.г. – министр образования РФ) Владимир Михайлович Филиппов в своем онлайн-выступлении представил иной взгляд на принципы существования Болонского образовательного процесса и отметил положительные стороны участия в нем. Экс-министр напомнил, что одной из причин вхождения в процесс стала необходимость унификации дипломов для иностранных студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации. Экспорт образования и сегодня остается одной из важнейших задач нашей образовательной системы, к тому же это серьезный инструмент влияния на международной арене, – отметил Владимир Михайлович.

легасова).jpg

Председатель Правления, генеральный директор Союза Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов Инга Валерьевна Легасова считает, что России необходимо вернуться к традиционной системе образования, основанной на трех составляющих: в первую очередь – на глубоких и разносторонних знаниях, затем на умениях, и только потом – на навыках: «В понятие знания входили как конкретные факты и понятия, законы и правила, так и изучение конкретных объектов, образов и существующих между ними взаимосвязей. На базе этих знаний приобретались практические умения, причем одним из важнейших из них было умение анализировать и сопоставлять факты, самостоятельно мыслить и принимать решения. И уже потом формировались навыки. При Болонской системе эта советская образовательная триада предстает в обратном порядке - сначала навыки или «компетенции», из которых образуется система умений, а знания даются по остаточному принципу. Обучение на основе этой системы готовит человека-функцию, винтик в системе, а не творческую, самостоятельно мыслящую личность». По мнению Инги Валерьевны, Россия постепенно утрачивает национальное своеобразие и лучшие отечественные традиции образования. Кроме того, одним из самых непродуманных решений в сфере образования, на взгляд спикера, стал переход к ЕГЭ, который привел к выхолащиванию у школьников умения анализировать и структурно мыслить – тестовая система оценки привела к утрате системного подхода к обучению. Инга Валерьевна предложила создать рабочую группу или общественный совет, который объединит лучших представителей и экспертов в сфере образования, проанализирует ситуацию и выработает рекомендации по изменениям национальной образовательной системы для государства. Кроме того, выяснить отношение граждан к этим изменениям помог бы общероссийский референдум, - считает Инга Легасова.

По мнению актрисы, советника по культуре главы управы «Пресня» ЦАО г. Москвы Натальи Вячеславовны Захаровой, участие в Болонском процессе ведет к деградации национального образования, культуры и русского языка, что, в свою очередь, чревато деградацией и всего общества: «Разрушая основы отечественного образования, мы теряем самобытность собственной культуры, а значит, и свою самоидентичность как народа».

Генеральный директор общественной благотворительной организации «Связь поколений» Елена Константиновна Свердлова отметила, что проблема дальнейшей работы в рамках Болонской образовательной системы или отказ от нее – вопрос, не предусматривающий скоропалительных решений и требующий тщательного изучения и аналитической работы экспертов и практиков сфере образования.

Завершая работу круглого стола, Нина Борисовна Жукова пообещала, что все прозвучавшие мнения и рекомендации будут учтены и переданы представителям государственной власти, занимающимся разработкой и формированием новой национальной образовательной стратегии.



Здоровый свет