НА ФОРУМАХ
50
5
64
6
117
7

Евгения Михайлова: «СВФУ стал центром генерации новых идей и технологий»

Евгения Михайлова: «СВФУ стал центром генерации новых идей и технологий»

В 2010 году Якутский государственный университет получил статус одного из пяти федеральных университетов, созданных на основании Указа Президента РФ. Связанные с этим глобальные преобразования легли на плечи ректора (с недавнего времени – президента СВФУ) Евгении Михайловой. Мы попросили Евгению Исаевну рассказать, какие изменения произошли в вузе за эти годы, и совпали ли ожидания десятилетней давности с реальностью.

Евгения Исаевна Михайлова, президент Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), академик РАО, эксперт РНФ, председатель постоянно действующего открытого форума женщин Якутии «Подруги-Дьүөгэлэр», Почетный посол АРАССВА (международная организация, объединяющая 78 регионов из 6 стран Северо-Восточной Азии).

- Евгения Исаевна, как Северо-Восточный университет пережил период острой фазы пандемии, когда вся система образования вынуждена была перейти на дистанционный режим обучения?

- Как и для многих учебных заведений, пандемия стала для нашего университета своеобразной проверкой на прочность. Но сейчас уже можно сказать, что под руководством ректора Анатолия Николаевича Николаева коллектив СВФУ успешно провел повсеместный переход к дистанционному обучению за короткий срок. Во многом, возможно, благодаря тому, что за последние годы в университете создавалась современная IT-инфраструктура, а главное - был хорошо подготовлен преподавательский состав. Мы постоянно занимались обучением наших педагогов, чтобы они могли работать в электронном формате, умели создавать онлайн-курсы по разным дисциплинам и проводить интерактивные занятия. С 17 марта процесс обучения шел в штатном дистанционном режиме с использованием образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие в режиме онлайн, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Предыдущий 2019 год был объявлен Годом Цифры, основной целью которого стало формирование цифровой экосистемы университета. Масштабную работу провел Департамент по цифровому развитию под руководством проректора Петра Петровича Иванова, была принята Программа цифровой трансформации СВФУ, серьезное внимание уделялось развитию системы личных кабинетов обучающихся и сотрудников.

Так что особых проблем не возникло, сотрудники и преподаватели успешно справились со своими обязанностями в период действия режима самоизоляции.

У Якутии, в целом, накоплен хороший опыт по применению цифровых технологий. Например, в федеральном конкурсе «Электронная Россия» еще в 2003 г. в номинации «ИКТ в образовании» Якутия заняла третье место - после Москвы и Санкт-Петербурга. Тогда многие удивлялись этому. Сегодня Республика Саха является столицей IT-отрасли Дальнего Востока. 80% экспорта услуг IT с Дальнего Востока – это Якутия. У нас создан Арктический инновационный центр, IT-парк – нам есть чем гордиться.

- В 2020 году СВФУ, созданный на базе Якутского государственного университета, отмечает 10-летие как федеральный университет. Какие цели Вы как ректор тогда ставили перед собой?

- У других федеральных университетов на тот момент были гораздо более выигрышные позиции. У Якутского университета была хорошая история, но это была история местного, регионального масштаба. Нам предстояло вывести университет на совершенно иной уровень – и по качеству образования, и по востребованности специалистов, которых готовил вуз, и по уровню научных исследований. Для решения всех этих задач в первую очередь нам предстояло создать креативную среду, в которой все эти изменения стали бы возможными. В 2009 году ЯГУ ставил, как тогда казалось, амбициозную цель – к 2015 году войти в число 300 лучших вузов страны. Сейчас мы уже входим в топ-30 лучших университетов России. А по некоторым показателям, например, научной продуктивности, по медицинским направлениям - в десятку лучших вузов страны. Мало того, теперь мы входим и в различные международные рейтинги. Вот свежий пример – в начале сентября британское издание Times Higher Education представило результаты 17-го ежегодного рейтинга ведущих университетов мира. В него вошли 1527 лучших высших образовательных организаций мира из 92 стран. Российская система образования представлена в нем 48 вузами, среди которых и Северо-Восточный федеральный университет.

За эти десять лет СВФУ стал центром генерации множества идей, поставщиком кадров, технологий, научных разработок и инновационных решений для всего Дальнего Востока. Несколько лет назад наши преподаватели и ученые ездили в ведущие российские и зарубежные вузы набираться опыта, а сейчас они ездят обмениваться своим опытом. И к нам в Якутск теперь приезжают их коллеги. Университет постоянно работает над структурой образовательного процесса - расширяется доля магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования, открываются научно-образовательные центры, учебные и исследовательские лаборатории. Для обеспечения качественного образования в СВФУ созданы научно-образовательные и инновационно-производственные комплексы - это и профильные кластеры, и межведомственные центры, консорциумы.

СВФУ стал бесспорным лидером среди федеральных университетов по трудоустройству выпускников. И это не произошло по мановению волшебной палочки, а стало результатом очень плотной работы с компаниями – потенциальными работодателями. Подготовка специалистов в соответствии с тенденциями рынка труда и требованиями работодателей привела к тому, что каждый год трудоустраиваются около 80% наших выпускников-бакалавров (остальные, как правило, продолжают учебу – идут на магистерские программы), из них 98% начинают работать по специальности. При этом мы помним, что был период, когда многие выпускники ЯГУ, получив дипломы о высшем образовании, шли работать куда угодно, лишь бы трудоустроиться - их профессии не были востребованы.

svfu.jpg

университет.jpg

- Как вам удалось достичь таких впечатляющих результатов в области трудоустройства выпускников?

- До «впечатляющих результатов» нам еще работать и работать. Но какие-то достижения уже есть. Мы поддерживаем очень тесные связи с крупнейшими предприятиями региона и страны - АК «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Республиканская инвестиционная компания», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть», «Колмар», «ЯТЭК», «Якутскэнерго», «Сахатранснефтегаз», «Мечел», «My Tona», «Ростелеком» и многими другими компаниями. Университет заключил более 700 долгосрочных договоров с ведущими работодателями о прохождении производственной практики нашими студентами. Мы готовим специалистов с тем набором знаний и компетенций, который нужен конкретным работодателям. Кроме того, даем возможность студентам параллельно овладеть несколькими рабочими специальностями, соответствующими будущей профессии, чтобы молодой специалист, приходя на работу, понимал, как происходит производственный процесс. На производстве не ждут «чистых теоретиков», им нужны хорошо подготовленные практики. Приобретенные за время учебы компетенции значительно повышают конкурентоспособность выпускников СВФУ на рынке труда. А чем выше качество подготовки специалиста, тем больше вероятность его успешной продуктивной работы, освоения им сложных технологий, внедрения инноваций. Поэтому основная наша цель - воспитать специалистов, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынке труда. Гордимся, что университет обеспечивает для своих студентов 100% прохождение производственной практики.

Университет создал несколько хорошо оборудованных ситуационно-тренинговых центров, которые оснащены макетами-тренажерами, роботизированными симуляторами, имитационными установками, дающими возможность «прочувствовать» профессию. Все это делается для того, чтобы будущие специалисты – от инженеров до медиков - вникали во все тонкости и нюансы будущей деятельности.

Жизнь вокруг нас сейчас меняется быстро, и так же быстро меняются потребности рынка труда. Мы стараемся быть гибкими, учитывать все жизненные реалии. Когда на северо-востоке страны появились новые отрасли промышленности – стали развиваться нефтяная и газовая отрасли – мы начали готовить специалистов для этого сектора. В Чукотском филиале стали готовить энергетиков. Есть большая потребность в специалистах социальной сферы – педагогах, медиках, социальных работниках, психологах - и это мы тоже учитываем. Сегодня наш университет готовит специалистов по всем основным востребованным специальностям для предприятий и организаций Якутии, в том числе и в Арктической зоне. Стараемся работать на опережение – проводим опросы, отслеживаем ситуацию на рынке труда, анализируем тенденции востребованности конкретных профессий.

Сейчас в СВФУ обучаются более 18 тысяч студентов – со времени основания федерального университета их число выросло на шесть тысяч. Десять лет назад на бюджетные места к нам приходили абитуриенты, чьи баллы ЕГЭ не дотягивали до показателя 54. Сегодня средний балл для поступления - около 65. И я уверена, он еще вырастет, а это означает, что к нам придет еще больше способных и талантливых студентов.

- Что делает университет, чтобы повысить уровень знаний абитуриентов, как вы участвуете в процессе подготовки будущих студентов СВФУ?

- СВФУ уже несколько лет выстраивает систему работы со школьниками и учителями, нацеленную на подготовку абитуриентов, осознанно выбирающих будущую профессию. Мы заинтересованы в привлечении конкуретных выпускников школ.

Качественное школьное образование – залог успешности человека в будущем. Важная функция школы – обеспечение равных возможностей всем своим ученикам. Как этого достичь? Один из инструментов - внедрение профильного образования. Ценность профилизации дети и их родители уже осознали, но если в городах и районных центрах Якутии профильные классы действуют - в некоторых школах реализуются три и более профильных программ, - то в сельских школах, к сожалению, из-за их малокомплектности открыть профильные классы нет возможности. Для притока наиболее способных выпускников школ в вузы по инициативе нашего университета в 2010 г. был создан Северо-Восточный университетский образовательный округ, в который вошли 112 школ, гимназий, лицеев и колледжей из 6 российских регионов – а это около 45 тысяч учащихся. Мы работаем со школами округа по разным направлениям - в первую очередь, занимаемся повышением квалификации учителей школ округа, проводим Северо-Восточную олимпиаду школьников, в которой участвуют более 25 тысяч учащихся из 62 регионов РФ и 5 зарубежных стран). Все это позволяет нам повысить уровень школьного образования, выявить способных учеников и заинтересовать их поступлением в СВФУ.

Например, федеральный университет проводит экспертизу качества школьного образования. Университет уже провел большую работу по проверке региональной арктической составляющей образовательных программ, а также по проверке соответствия школьных программ Федеральным государственным образовательным стандартам. Нам важно, чтобы выпускники школ имели возможность поступить в ведущие университеты России и всего мира, в том числе – и в СВФУ.

Сейчас нас беспокоит, что до школьных учителей до сих пор не доведены новые методики оценки качества образования. Педагогическая общественность настороженно восприняла поручение Президента РФ об обеспечении глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождении России в ТОП-10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Несмотря на достаточно успешную реализацию положений нацпроекта «Образование», учителя сегодня находятся в тревожном ожидании заявленной «комплексной оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 года» - так озвучено в нацпроекте. По нашему мнению, школы должны быть подготовлены заранее, ознакомлены с положениями этих исследований, обучены новым для них методикам оценивания качества знаний, тем более, если данные методики отличаются от ОГЭ, ВПР или ЕГЭ.

Россия уже несколько лет участвует в международной программе оценки достижений 15-летних учащихся (PISA). В исследованиях 2018 г. внимание было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения и выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире. Следующее исследование PISA планируется провести в 2021 г. и основное направление исследования – математическая грамотность. Как говорят специалисты, PISA-2021будет оценивать, насколько эффективно национальные системы образования разных стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни. Школы информированы, но не владеют содержательной частью этих исследований. Поэтому мы занялись введением в школах системы внутреннего мониторинга, направленной на отслеживание результатов развития грамотности (читательской, естественнонаучной и математической), проверяемой PISA. Будем создавать условия для массового повышения квалификации руководителей и учителей по использованию практико-ориентированных заданий системы PISA.

михай.jpg

- Вы занимали пост ректора с момента создания федерального университета, и вот уже в течение года Вы – президент СВФУ. Что сегодня входит в круг Ваших компетенций?

- Выполняю поручения ректора СВФУ. Возможно, Вы слышали о третьей миссии университетов – взаимодействие университета и общества, влияние вуза на социум, экономику, уровень человеческого капитала, инновационный потенциал региона, социальной ответственности вуза. Опыт работы, приобретенные контакты помогают мне продумывать различные схемы сотрудничества с органами региональной и муниципальной власти, с общественными организациями, предприятиями и другими структурами. Занимаюсь вопросами стратегического развития университета, взаимодействия с партнерами университета, представляю интересы вуза на федеральном и международном уровнях. Кроме того, одна из моих задач – работа по пополнению эндаумент-фонда - фонда целевого капитала СВФУ. В эндаумент-фонде университета собрано уже более полумиллиарда рублей, на которые за несколько лет «набежало» 165 миллионов рублей процентов. Эти деньги предназначены для студентов, преподавателей, ученых – на ведение научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной и образовательной деятельности, а также на стажировки, развитие инфраструктуры вуза. Это очень важная часть университетской жизни и один из инструментов привлечения и стимулирования талантливых молодых людей, ученых, которым мы хотим создать большой круг возможностей для жизни на Крайнем севере.

- Евгения Исаевна, Вы являетесь инициатором создания и руководителем открытого Форума женщин Якутии «Подруги-Дьүөгэлэр». Расскажите, пожалуйста, для чего он был создан и какие задачи ставит перед собой. Связаны ли эти задачи с образованием?

- Мы создали Форум в 2017 году, а официально зарегистрировали его - в 2018 году. Сегодня он объединяет более 25 тысяч якутянок. Представительства Форума созданы во всех районах республики. Мы поддерживаем партнёрские отношения с различными общественными организациями и бизнес-структурами, с органами государственной власти и муниципальными образованиями - для сотрудничества во благо развития гражданского и профессионального сообщества, поддержки гражданских инициатив, содействия обеспечению устойчивого развития республики и страны.

Безусловно, образование – одна из приоритетных тем нашего сообщества. Многие женщины, в первую очередь, мамы, бабушки, заинтересованы в повышении качества знаний детей. Режим самоизоляции показал, что не все родители справляются с учебным материалом, не всегда могут помочь даже ученикам начальной школы. То есть возникают вопросы к уровню знаний родителей, их кругозору, терпению и выдержке в воспитании собственных детей. Подавляющее большинство родителей сейчас высказываются против дистанционного обучения, выступают за школу в традиционном понимании, но ведь такой подход не снимает ответственности родителей за интеллектуальный и культурный уровень детей.

Деятельность Форума ведется по следующим десяти основным направлениям: «Работающие матери», «Женский университет», «Модернизация общества», «Женское здоровье», «Молодая Якутия», «Семейная экономика», «Женская политическая школа», «Школа ответственного родителя», «Правовая грамотность», «Доступное дошкольное образование». Руководят направлениями члены актива - руководители общественных организаций и государственных структур. Мы стараемся помогать женщинам конкретно и оперативно. Надо помочь с устройством детей в детсад - устраиваем. Нужны деньги на новую школьную форму, обувь, школьные принадлежности - ищем спонсоров, проводим акции по сбору. Необходимо сделать ремонт – тоже решаем проблему. Помогаем женщинам в вопросах лечения, трудоустройства. При этом мы стараемся обучать свой актив, организуем бесплатные курсы, семинары, практикуем выезды в районы. И, конечно, стараемся вовлекать женщин в общественно значимые мероприятия. Весь актив Форума - а это специалисты из разных отраслей экономики - помогает учителям в реализации механизмов профилактики и коррекции учебной неуспешности детей. Знакомим учителей с эффективными педагогическими практиками. Привлечение мощного женского актива помогает педколлективам школ не только решать учебные проблемы, но и совершенствовать элементы дополнительного образования: некоторые родители ведут кружковые занятия, спортивные секции. Школа при этом тоже приобретает ценный ресурс – союзников в лице родителей-специалистов для решения проблемных вопросов на самых разных условиях.

Все мы, участницы Форума, убеждены в том, что объединив свои знания, опыт, добрые намерения и усилия, поддерживая друг друга, сможем вместе действенно и адресно помогать женщинам повысить свою социальную активность, роль в семье и в социуме, содействовать решению больших и малых проблем личностного и общественного характера, привлекать женские группы к реализации социальных проектов и программ на местном и республиканском уровнях.

Ирина Овечкина



Здоровый свет